"Мегаполис", 29 декабря
В 1998 году в соответствии с принятой военной доктриной РК оборонительного характера были созданы Силы охраны государственной границы. Бригада пограничных кораблей была передана в состав ВМС, но через год решением правительства страны Силы охраны госграницы были выведены из состава МО РК и в срочном порядке переданы вместе с кораблями и всей инфраструктурой в Комитет национальной безопасности страны. Минобороны оставили вообще без военно-морских сил…
Внимание на умирающий Военно-морской флот государственные мужи обратили лишь спустя 4 года. До 2003-го ни нормальных денег из бюджета, ни заботы, ни квартир, ни какого-либо внимания с высоких чиновничьих трибун. Ни-че-го.
- В 2003 году исходя из того, что современная обстановка потребовала пересмотра нашей оборонной доктрины, было решено военно-морские силы возродить. С этого момента начался третий этап создания, становления и развития ВМС, - рассказывает главнокомандующий ВМС контр-адмирал Ратмир Комратов. - За четыре следующих года были созданы: отдел направлений на ВМС в составе департамента оперативного планирования КНШ МО РК, управление ВМС при региональном командовании "Запад", сформирован дивизион разнородных кораблей при бригаде береговой обороны. В 2006 году из ВМС Кореи мы перегнали в Казахстан три малых сторожевых корабля водоизмещением 150 тонн каждый. Корейская сторона погрузила их на океанский сухогруз и через Индийский океан доставила в Турцию. До отправки катеров казахстанские экипажи с нуля прошли подготовку в Корее, доподготовку в военно-морском учебном центре Турции и только после этого на катерах самостоятельно совершили переход через пролив Босфор в Черное море, Азовское, через волгодонской водный путь по реке Волге в Каспийское море. Свыше трех тысяч морских миль преодолели наши моряки, продемонстрировав отличную морскую подготовку и выносливость. Никто таких переходов до нас не делал. Отличился капитан первого ранга Жандарбек Жанзаков… В 1998 и 2000 годах из состава ВМС Турции нам были переданы еще два корабля водоизмещением 150 тонн. Через 8 лет в состав ВМС вошло гидрографическое судно, которое было построено на Астраханской судостроительной верфи. В апреле 2008 года проведен тендер на разработку проектно-сметной документации на строительство объектов ВМС в Актау. Ведутся переговоры по заключению контракта с ФГУП "Рособоронэкспорт". Руководством страны принято решение о строительстве кораблей водоизмещением до 500 тонн.
- Хорошо, Ратмир Алимханович, а скажите, какова судьба 284-ого дивизиона кораблей охраны водного района Каспийской флотилии Советского Союза и дивизиона кораблей специального назначения на Аральском море? Где десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 и некоторые другие плавсредства? Где вертолеты-амфибии Ми-14ПС, базировавшиеся на аэродроме в Аральске, где, наконец, склады и арсеналы бывшего ВМФ СССР? Ведь все это когда-то было.
- Что случилось с арсеналами и складами ВМФ не в курсе, а что касается дивизиона кораблей, который базировался в Баутино, то по идее он должен был действительно остаться у нас. Но, поскольку Казахстан в то время официально отказался от дележа флота, полагаясь на то, что наши интересы на Каспии будет защищать Россия, то должного внимания кораблям и морской авиации никто не уделил. Их попросту растащили-разграбили. А денег на восстановление двигателей и другого оборудования не оказалось. Не об этом сейчас надо говорить. Главное, что Казахстан, несмотря ни на что, сумел наладить постройку катеров для национальных ВМС и морских частей пограничных войск на верфях отечественного завода "Зенит" и НИИ "Гидроприбор" в Уральске. Вот где успех и победа! Нам в свое время удалось не допустить вывоза из страны технической документации Министерства судостроительной промышленности СССР. Будучи представителем ВМФ, я сказал, что лягу трупом, но из Уральска ничего вывезти не дам…
Во многом благодаря этому казахстанские мастера уже научились строить 42-тонные судна типа "Буркит" (по типу "Грифа"), 13-тонные типа "Сункар" (советский проект 14081М), 7-тонные типа "Сапсан". Вдобавок на верфи "Зенит" в 2005-2006 годах был построен 240-тонный сторожевой катер (по национальной классификации - пограничный сторожевой корабль II ранга) "Сардар" типа "Барс" - головной в серии из трех единиц, а на верфи "Гидроприбора" - малый пограничный катер типа "Шагала"
- Мы расширяем на север Актауский порт. Там нам выделили земли, - продолжает Ратмир Комратов, - в Курыке и Баутино тоже будем вести строительство береговых сооружений для нужд ВМС. Правда, существует опасение в связи с навалившимся кризисом, что программы будут свернуты или на какое-то время заморожены. Это может нам потом аукнуться. Я по-прежнему считаю, что у нашего президента должен быть крепкий рычаг на Каспии. Чтобы была не только сухопутная составляющая, но и морская. Здравый смысл должен победить. Военно-морской флот Казахстану нужен как никогда…
По словам главнокомандующего ВМС контр-адмирала Ратмира Комратова, для подготовки офицерских кадров ВМС и морской пограничной охраны, а также командного состава гражданского флота в Актау в 2001 году на базе профессионально-технической школы № 2 было открыто высшее военно-морское училище (с 2003 года военно-морской институт).
Из последних новостей: США высказали намерение передать Казахстану малый патрульный корабль береговой охраны класса "Рилайенс" водоизмещением порядка 1000 тонн. В ходе недавнего визита в Баку министра обороны РК Даниала Ахметова было достигнуто соглашение о подготовке на базе разведывательно-диверсионного центра (в/ч 641) ВМС Азербайджана личного состава морского спецназа Казахстана - боевых пловцов… |