Дулат МОЛДАБАЕВ, "Казахстанская правда", 6 ноября
Путь главнокомандующего ВМС ВС РК Жандарбека ЖАНЗАКОВА в военный флот начинался с цепочки случайностей, постепенно преобразовавшейся в череду осознанных решений. Шестилетним мальчишкой он увидел соседского парня, вернувшегося со службы во флоте в красивой форме и бескозырке. С этого и началось. Достигнув призывного возраста, в военкомате попросился в военно-морское училище. Но выбор сделал не сам, в военкомат из Владивостока пришла разнарядка в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. Попросился на минно-торпедный факультет, подводный класс, что сулило быстрый рост. По окончании училища выбрал Петропавловск-Камчатский, вторую флотилию атомных подводных лодок, где прослужил шесть лет. В 1995 году принял решение о переводе в ВС Казахстана.
- Жандарбек Садуевич, а каков путь во флот молодых казахстанцев сегодня?
- Офицерский состав мы готовим в военно-морских институтах России, Германии, Пакистана, Индии, Турции, Южной Кореи. Кроме того, у нас есть свой военно-морской институт в Актау с двумя уровнями подготовки: высшим, где готовят офицеров, и средним - колледжем. После выхода в 2003 году указа Президента страны о создании отечественных ВМС в 2004 году мы отправили первый набор в военно-морские институты разных стран. В этом году первые 29 выпускников-лейтенантов прибыли в Военно-морские силы Казахстана. Теперь мы ожидаем ежегодного поступления в наши ряды 22-25 офицеров.
- Но российское законодательство имеет некоторую специфику...
- Да, и это влияет на уровень знаний. В России наши ребята, как и все иностранцы, обучаются на специальных факультетах, то есть определенные знания до них не доводятся. К тому же там они живут как гражданские студенты, в "тепличных" условиях, а это влияет на дисциплину. В Пакистане, Турции, Индии, США наши курсанты учатся в общих группах, их не делят на "своих и чужих". Но есть надежда договориться с российскими коллегами об изменении отношения к казахстанским курсантам.
- Кого готовит Актауский военно-морской институт?
- Наш институт готовит по трем специальностям: "штурман", "электрики-дизелисты", "радиотехническое вооружение и связь".
- А кто из выпускников может стать в будущем командиром?
- Есть специальности, на которых в период подготовки в институте дают соответствующие знания - тактику, применение оружия. Это штурман, специалист ракетно-артиллерийского вооружения, связи и радиотехнического вооружения кораблей. А инженерный состав - дизелистов, механиков, электриков, химиков - готовят узконаправленно, командирами они становятся редко.
- В военных институтах дают высшее гражданское и среднее военное образование. Для того чтобы получить высшее военное, надо окончить академию?
- У нас проводится послевузовская подготовка - в академиях. На сегодня в России обучаются четыре человека, ежегодно отправляем людей в Южную Корею, Турцию, в штабные колледжи США.
- Существует стойкое представление о Казахстане как о сухопутном государстве. Нужно ли нам столько военно-морских специалистов?
- Это ошибочное мнение. Достаточно взглянуть на карту и убедиться, что среди пяти прикаспийских государств у нас самая протяженная морская граница.
Военно-морские силы - новый для Казахстана вид вооруженных сил, но развивать их необходимо. В пользу этого говорит также пример наших соседей. Россия Каспийскому региону уделяет особое внимание. Свидетельством тому хотя бы то, что Каспийская флотилия единственная, которая подчинена не определенному флоту, а напрямую главнокомандующему ВМС.
Туркменистан планирует создать военно-морскую базу и закупать морские суда. Азербайджан, которому береговая структура досталась от бывшего Советского Союза, также модернизирует свой флот.
Иран на Каспии имеет до 90 кораблей и катеров. Но главные его силы находятся в Персидском заливе, и иранцы имеют возможность перебрасывать корабли из одного региона в другой.
- Какие задачи стоят перед Военно-морскими силами Казахстана?
- Наши задачи идентичны задачам Вооруженных сил. В первую очередь это защита суверенитета и государственных интересов Казахстана в Каспийском море. Кроме того, взаимодействие с пограничной службой КНБ, содействие правоохранительным и природоохранным силам в защите природных богатств. Осуществление аварийно-спасательных работ на море, то есть помощь МЧС. Пресечение любых форм пиратства, терроризма, контрабанды и наркобизнеса. Защита стратегически важных объектов, портов, искусственных островов.
- Что для этого необходимо?
- Мы планируем создать соединение малых сторожевых кораблей водоизмещением порядка 250-300 тонн. Это будут суда с маленькой осадкой, поскольку северная часть Каспийского моря неглубоководная, местами до двух метров. Такой класс кораблей может освоить наша промышленность, в частности Уральский завод "Зенит".
Для глубоководной южной части моря необходимо приобретать корабли водоизмещением от 500 до тысячи тонн. Они должны иметь артиллерийское и ракетное вооружение тактического радиуса действия 100-120 км. Такие корабли российского производства дороже, скажем, южнокорейских. А поскольку вопрос доставки для нас уже несложный, мы имеем такой опыт, качество и цена имеют значение. Кроме того, по возможности необходимо приобретать корабли одного класса и производителя, чтобы унифицировать подготовку личного состава, проведение ремонтных работ.
Боевые корабли должны иметь еще вспомогательные подразделения, к примеру буксиры различного класса. А для гидрографического обеспечения казахстанского сектора Каспийского моря нам нужны гидрографические корабли.
- А что вы имеете сегодня?
- На сегодняшний день отечественные ВМС представляют собой небольшое подразделение. В Актау базируется отдельный дивизион разнородных кораблей, в составе которого имеются три малых сторожевых корабля, гидрографическое судно. Мы создали гидрографическую службу ВМС ВС РК, располагающую пятью маяками.
Малые сторожевые корабли получили по программе сотрудничества между вооруженными силами Южной Кореи и Казахстана в 2006 году. Очень важно, что перегон осуществлялся личным составом казахстанских ВМС. Прежде всего наши моряки прибыли в Южную Корею, где прошли двухнедельную подготовку. Поскольку любой корабль для начала необходимо изучить, мы осуществили проверку всех механизмов и материальной части. Для этого казахстанские экипажи ходили на них по Японскому морю, проводили стрельбы из всех видов оружия.
Перегонка кораблей через океан своим ходом обошлась бы нам очень дорого (выработка моторесурса главных двигателей, согласование вопросов почти в 15 странах для захода на дозаправку). И мы приняли более дешевый вариант, к тому же корейская сторона взяла на себя все расходы. Был зафрахтован германский океанский сухогруз, на котором корабли в течение 35 суток были доставлены к турецким берегам в Мраморном море. В Турции мы провели слаженность экипажей, и из Мраморного моря через Босфор, Черное и Азовское моря, по Дону и Волге корабли пришли на Каспий.
На сегодня это самые быстрые корабли на Каспии, развивающие скорость 38 узлов. Каждый вооружен одной сорокамиллиметровой и двумя двадцатимиллиметровыми пушками и зенитной установкой. Это солидное вооружение для такого класса корабля водоизмещением 150 тонн. Они уже участвовали в учениях, в том числе в недавнем - "Взаимодействие-2009".
Немаловажна еще одна из задач, которые мы ставили перед собой, - подготовили и сплотили экипажи, способные выполнять задачи в любом месте Мирового океана. И я с уверенностью могу сказать: дайте нам корабль, мы доставим его на Каспий из любого порта мира.
- Господин капитан первого ранга, какое место казахстанским ВМС отводится нашей военной доктриной?
- Если бы наше государство стремилось вести наступательные действия на море, мы бы закупали ракеты с дальностью 500 и 1 000 км, мы же ведем речь лишь о ракетах тактического радиуса действия - порядка 100 км, только для защиты своих экономических интересов. |