Надежда Попова, "Огни Мангистау", 26 января
Морская граница на Каспийском море начала осваиваться в 1995 году. В тот год на воду был спущен первый пограничный катер вновь созданных морских частей Пограничных войск Республики Казахстан. Протяженность морских границ на Каспии в казахстанской части вод составляет свыше двух тысяч километров с учетом территориальных вод и континентального шельфа и является наиболее протяженной из всех прикаспийских государств. На втором саммите глав прикаспийских государств в октябре 2007 года в Тегеране Главой нашего государства Н. Назарбаевым было инициировано предложение "Об ограничении военного присутствия на Каспии, только пограничными ведомствами прикаспийских государств". На заседании Совета безопасности Республики Казахстан было принято решение о создании единой структуры на Каспийском море с возложенными на нее функциями охраны и обороны, а также оказания содействия природоохранным структурам в сохранении биоресурсов моря. Комитет национальной безопасности в рамках выполнения данного поручения принял решение в одностороннем порядке создать в Пограничной службе КНБ РК структурное подразделение Береговой охраны (БОхр). Приказом председателя КНБ РК от 29 мая 2008 года была создана организационно-штатная структура БОхр. Перед Пограничной службой, в том числе Береговой охраной, стоит ряд ответственных задач. В первую очередь – охрана и защита гоосударственной границы Республики Казахстан, ее территориальной целостности и неприкосновенности, экономических интересов на морском и сухопутном участке госграницы. На моряков-пограничников возложены также задачи, связанные с охраной территориальных вод (моря), континентального шельфа Республики Казахстан и пресечением противоправной деятельности в казахстанской части вод Каспийского моря. Это также обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан о государственной границе и выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан по вопросам режима государственной границы, участие в решении задач обороны и безопасности Республики Казахстан на государственной границе, содействие правоохранительным органам в защите граждан, природных богатств и окружающей среды в пограничной полосе. Результаты служебно-боевой деятельности Пограничной службы на Каспийском море свидетельствуют, что Береговая охрана в настоящее время – единственное морское подразделение, способное выполнять задачи охраны границ и пресечения браконьерской деятельности. Наработан определенный опыт и тактика действий в отношении нарушителей границ и правил в территориальных водах. Морские части по охране границ на Каспии создавались, исходя из физико-географических условий: север мелководный – там используются морские катера, в срединной и южной части, исходя из глубин моря, – корабли и морские катера. Морские пограничные дивизионы сегодня – это хорошо технически оснащенные и вооруженные современным оружием и технологиями воинские формирования с опытными и грамотными офицерами, мичманами и матросами, способными противостоять угрозам национальной безопасности Республики Казахстан. Неоценимую помощь оказывает пограничная авиация, осуществляющая разведывательные полеты в целях вскрытия обстановки и задержания нарушителей границ. Так, в 2011 году соединения и части регионального управления Береговой охраны принимали участие в охране государственной границы РК, а также противодействии незаконной миграции граждан третьих стран и торговле людьми на территории государств-членов ОДКБ, в пресечении незаконного оборота наркотиков, заготовок, сбора и вывоза марихуаны, пресечении культивирования наркосодержащих растений, контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территории Республики Казахстан, а также в пресечении браконьерской деятельности и охране биоресурсов в акватории Каспийского моря. По имеющейся информации, число правонарушений в акватории Каспия, связанных с незаконным ловом, хранением и продажей рыбы частиковых и осетровых пород, продолжают расти. Объем вывоза осетрины составляет 300-400 тонн, а икры – до 5 тонн в год. Что касается способов охраны границы, то Береговой охраной осуществляется комплексное применение имеющихся сил и средств. Наиболее эффективной зарекомендовала себя следующая тактика действий: пограничная авиация и посты технического наблюдения вскрывают надводную обстановку в пределах территориальных вод Республики Казахстан, и по ней наводятся наши плавсредства. Процесс обустройства и совершенствования материальной базы, обеспечивающей охрану морской составляющей государственной границы, проводится в рамках программы развития вооруженных сил и других формирований. Данный этап обустройства границы закончится с завершением строительства мест базирования кораблей и катеров с соответствующей инфраструктурой, постов технического наблюдения, застав и решением проблем, связанных с материально-техническим обеспечением, снабжением пресной водой и электроэнергией. Если говорить об изменении облика Береговой охраны, то в первую очередь следует сказать о постепенном переходе от этапа обустройства к этапу совершенствования способов и средств охраны границы. Береговая охрана становится более технологичной, применяются новые технические средства. Особенно этот процесс затронул корабельную составляющую. В строй вступают новые корабли и катера, оборудованные современным оружием, средствами связи, радиолокации, силовыми установками, требующие от экипажа его эксплуатирующего и обслуживающего, а также служб, осуществляющих контроль за их эксплуатацией, постоянного пополнения знаний и совершенствования навыков. В боевом составе Пограничной службы, исходя из возложенных на нее задач, в охране границы используются корабли и катера. Наиболее приоритетными направлениями в области развития военного кораблестроения являются корабли с большой автономностью плавания и скоростные катера. Кроме того, планируется поэтапная замена старых кораблей на корабли второго поколения с водометными установками и большой автономностью плавания. В 2011 году кают-компании кораблей после продолжительного перерыва пополнились молодыми морскими офицерами-выпускниками военно-морских институтов Российской Федерации и, что особенно радует, Военно-морского института МО РК в городе Актау. Перед этими молодыми офицерами стоит нелегкая задача освоения новой техники, и они с этой задачей успешно справляются. Хотелось бы отметить, что качественное выполнение поставленных задач по охране государственной границы на участке регионального управления БОхр неразрывно связано с наличием соответствующей инфраструктуры. Усиление и развитие пограничной составляющей западного региона началось в 1998 году. За это время Пограничной службой были приняты под охрану участки государственных границ Республики Казахстан с Российской Федерацией и Туркменистаном. Пограничной службой КНБ РК принимаются все возможные меры по развитию инфраструктуры на участке Береговой охраны. Этот вопрос неоднократно выносился на рассмотрение Совета Безопасности РК в ходе поездки Премьер-Министра РК К. Масимова в г. Актау, ставился перед депутатами Мажилиса Парламента РК в ходе их визита в Мангистаускую область. По всем этим мероприятиям были подготовлены соответствующие поручения на уровне Канцелярии Премьер-Министра РК, которые были исполнены соответствующими госорганами в рамках их компетенции. В этом направлении достигнуты определенные результаты: оборудован причал для стоянки пограничных кораблей и катеров, выставлены посты технического наблюдения вдоль береговой линии моря, пограничные отряды, дивизионы пограничных кораблей. Из-за отсутствия промышленной электрической сети на посту технического наблюдения, расположенного на острове, для обеспечения работоспособности и жизнедеятельности данного поста в 2012 году будет приобретен ветрогенератор с опреснительной установкой для воды. Приобретение ветровых и солнечных электростанций для других отдаленных застав пока не предусмотрено. На сегодняшний день в авиации Пограничной службы имеется авиационная техника, адаптированная для полетов над акваторией Каспийского моря и позволяющая решать задачи авиационного обеспечения в любых погодных условиях и в любое время суток. Данная авиационная техника дислоцируется в городе Актау, а в перспективе планируется развертывание смешанной авиационной эскадрильи до отдельной авиационной эскадрильи. В 2011 году соединениями и частями Береговой охраны были задержаны 497 нарушителя всех категорий, а также 7 промыслово-транспортных судов и 112 маломерных плавсредств. В орудиях лова обнаружено более 15 тысяч кг рыбы осетровых пород, более 3 тысяч кг рыбы частиковых пород, изъято более 170 км сетей и около 530 км крючковых орудий лова. В охране государственной границы активно применялась авиация, по целеуказанию которой задержано кораблями и катерами 11 плавсредств. Применялись в охране и служебные собаки, с помощью которых задержано 23 нарушителя режима границы. К административной ответственности привлечено более 500 граждан, общая сумма наложенных штрафов составила более 2 млн. тенге. Возбуждено 27 уголовных дел. Все соединения и части Береговой охраны в 2011 году успешно выполнили поставленные задачи по надежной охране рубежей нашей Родины – вверенного участка границы. |