Алексей Нечаев, vz.ru, 16 ноября
Легендарный российский стратегический ракетоносец получил новые возможности и новый индекс – Ту-160М2. Первый самолет данной серии впервые выкатился из ангара. Для чего Россия воссоздает и улучшает уникальный бомбардировщик советского времени и на какие военные угрозы он должен будет ответить? На Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова в четверг прошла церемония выкатки опытного образца стратегического бомбардировщика Ту-160М2. Это первый экземпляр нового, модернизированного поколения легендарной машины, прозванной в прессе "Белый лебедь". "Первый стратегический бомбардировщик ТУ-160М2, созданный на восстановленном производстве в Казани, оснащенный новым бортовым радиоэлектронным оборудованием и двигателем НК-32 второй серии, приступил к наземным и летным испытаниям, – написал по этому поводу в своем "Фейсбуке" вице-премьер Дмитрий Рогозин. – Подъем запланирован на февраль". В мероприятии участвовали президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров, командующий Дальней авиацией Сергей Кобылаш, президент Татарстана Рустам Минниханов и другие. "Выкатка Ту-160 – важный этап программы постановки на производство глубоко модернизированного ракетоносца Ту-160М. Оснащение современным оборудованием Казанского авиационного завода, развитие технологий для проектирования и поддержки жизненного цикла машины является для нас приоритетным", – сказал Слюсарь. По его словам, образец построен на технологическом заделе КАПО в том числе для решения задач воспроизводства Ту-160 в новом облике. Перед инженерами стояли задачи восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений и отработки авиадвигателей с улучшенными характеристиками. Бывший главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов уверен, что "Белые лебеди" нужны стране, а его модернизация проводится в ожидании перспективного бомбардировщика пятого поколения (ПАК ДА). "Это очень надежный самолет с хорошим вооружением. Даже сейчас в Сирии мы используем Ту-160. Ракеты Х-101 в обычном снаряжении применялись, результаты очень высокие", – заявил генерал газете ВЗГЛЯД и добавил: "Будет надежный комплекс с современными усовершенствованными ракетами". По мнению бывшего главкома, модернизация Ту-160 повысит управляемость самолета. "Модернизация станет очередным шагом к созданию перспективного стратегического самолета Дальней авиации", – считает Михайлов. "В конфликте в Сирии наша Дальняя авиация подтвердила свои возможности по применению высокоточных средств. Острой необходимости использовать Дальнюю авиацию в борьбе с террористами не было, но она показала свои возможности, которые наиболее полно будут реализованы в задаче стратегического неядерного сдерживания", – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. "Если мы, например, выявляем подвижный командный пункт, который развернут на каком-то операционном направлении, то поражение его баллистической ракетой (за пределами действий тех ракет, которые имеются в ракетных войсках и артиллерии сухопутных войск) занимает длительное время. А стратегическая авиация позволяет поражать их в режиме, как говорят военные, близком к реальному времени. Также она позволяет существенно быстрее осуществлять маневр на угрожаемое направление", – подчеркнул эксперт. "Если, к примеру, резко обостряется обстановка на Средне-Азиатском стратегическом направлении и возникнет необходимость применить там высокоточные ударные средства большой дальности – то стратегическая авиация может выполнить такую задачу в течение нескольких часов", – подчеркнул Мураховский. "Надо понимать, что в смысле баллистических ракет наземного базирования тактического и оперативно-тактического уровня мы ограничены договором РСМД. Более 500 км и менее 5000 км у нас нет баллистических ракет наземного базирования. Зато у нас не ограничены крылатые ракеты воздушного базирования, и они остаются основным вооружением нашей Дальней авиации", – пояснил эксперт.
"Берется только основа старого Ту-160" Как известно, серийный выпуск "Белых лебедей" прекратился еще в начале 1990-х годов. Однако два года назад возобновить их выпуск решил министр обороны Сергей Шойгу. Посещая тот же самый завод в Казани, министр напомнил, что это уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий, которая до сих пор не использовала в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. Позднее тогдашний главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев уточнил: "Ту" будет представлен в новой конфигурации. "Берется только основа старого Ту-160. Вся внутренняя начинка – это абсолютно новые системы, абсолютно новые возможности". Бондарев пообещал, что первый полет Ту-160М2 состоится в конце 2018 года, а в 2021-м состоится "подъем первого серийного (самолета)". В ВПК обещают, что новые ракетоносцы поступят в ВКС к 2023 году. Что касается самой модернизации, то известно, что она предусматривает, к примеру, полную замену комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, так что в итоге борт сможет связываться с командованием через космические спутники. Мураховский считает, что концепция Ту-160 ничуть не устарела, если не считать бортовое радиоэлектронное оборудование, а его как раз и намечено обновить. Он не исключает, что при модернизации ракетоносец будет заодно приспособлен и для ударов корректируемыми авиабомбами. "Ту-160 оснащены ракетами Х-555 и Х-101 в обычном снаряжении, которые имеют дальность до 4000 км. Эта цифра была озвучена начальником Генштаба во время недавней коллегии в Министерстве обороны, где докладывалось о результатах работы по выполнению плана действий за пять лет", – отметил он. "Даже в пределах национальной территории Дальняя авиация обеспечивает безопасность на дальность порядка 4000 км. А с выходом в международное пространство она становится одним из элементов стратегического сдерживания неядерными средствами. Поэтому порядка 40–50 дальних бомбардировщиков нашей стране необходимо иметь", – подытожил Мураховский. Кстати, именно столько – 50 машин – Минобороны и планирует закупить, сообщал ранее главком ВВС Виктор Бондарев. |