Аскар УМАРОВ, "Новости недели", 12 марта
Процесс пошел
Моя младшая сестра собралась замуж. Казахские традиции здесь были соблюдены отчасти. Девушка поведала о своем намерении не своим родителям, а жене своего старшего дяди. А та уже известила маму будущей невесты. А вот предложение юноша сделал сам. Лет сто назад ему бы пришлось просить согласия у любимой девушки стать его женой через супругу старшего брата.
И все бы ничего, да только избранником сердца сестренки оказался крымский татарин. "Как же так, разве она не могла найти казаха?!" – вопрошали родственники. Бабушки девушки приняли аргументированное решение: парень – мусульманин, тюрок, бегло говорит по-казахски, а потом в нашем государстве уже не приходится обращать внимания на национальность.
Перед будущим женихом поставили одно условие: "Пока девушка находится под крышей родительского дома, все обычаи будут исполняться по-казахски". На нейтральной территории встретились две мамы, чтобы определиться со списком родственников, которые будут принимать участие в сватовстве. Каждому члену семьи девушки, а также близким родственникам положено привезти кит (подарок), это может быть отрез на платье, костюм, рубашка – в зависимости от уровня доходов. В свою очередь семья невесты готовит кит для каждого свата. В осенний период, когда свадеб особенно много, на рынках можно наблюдать толпы казахов, скрупулезно выбирающих подарки сватам.
Масло в огонь и метка невесты
Кудалык – так на казахском языке звучит "сватовство". В назначенный день в дом девушки приезжают самые авторитетные родственники влюбленного джигита. У дверей перед ними невестки молодой протягивают аркан и требуют плату за вход. Выкупом могут быть деньги или отрезы на платье.
Затем сватов заводят в дом, где на них обрушивается шашу – праздничное "конфетти" из конфет и монет. В огонь наливается масло (жертва огню), и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Сватов проводят к дастархану, где уже сидят не менее авторитетные родственники девушки. Затем несколько молодых мужчин вносят жертвенного барана и просят бата (благословение) от сватов. После чего режут барана и готовят бешбармак, до этого времени сваты пробавляются салатами и холодными закусками. Что касается спиртного, то его что-то многовато, сегодня у казахов без этого не обходится ни одно торжество.
Наконец, перезнакомившись с будущими родственниками, сваты требуют показать им невесту. В ответ снохи требуют с них коримдик – плату за смотрины. Затем на будущую невесту надевают уки – драгоценное украшение, которое означает, что девушка уже занята и помолвлена. (В нашем случае сваты преподнесли золотые сережки.) Затем мать жениха в присутствии только женщин открывает одну часть коржына (сумка с двумя отделами, где лежат разного рода сладости и, увы, спиртное). Сам коржын украшен бижутерией, которую срезают и оставляют на память родственницы невесты. Кроме того, мать жениха дает матери невесты подарок – анасын ак сути (благодарность за молоко матери). Затем близким родственникам невесты раздают кит. Главное здесь – каждому вручить подарок в соответствии с рангом, чтобы никто не обиделся. Калым сейчас за девушку не берут, разве что в южных областях.
Мясо и деньги
Наконец все опять садятся за стол, и наступает время бешбармака. Туша барана разделана строго на 12 частей (жилик) по костям, каждая часть предназначается определенной группе родственников. Я уяснил только одно: доля сватов – это жанбас (наиболее мясистая часть бедра). И естественно, самому старому и уважаемому из гостей подается голова барана. В ответ сваты выкладывают на блюдо деньги. Называется этот обычай кос-табак. Жениху тоже полагается его доля – грудинка (тос), которую он должен с помощью родственников и друзей обглодать полностью. Отныне в доме родителей жены он может рассчитывать на жирный кусок. На освобожденное от грудинки блюдо жених кладет деньги, которые забирает одна из снох.
Затем звучит обрядовая песня о сватах, и под нее новоявленных родственников заставляют съесть куйрык-бауыр (кусочки печени и курдюка). Это означает, что теперь две семьи породнились. Стороны начинают договариваться о сроках свадьбы. По негласной причине в январе и феврале свадьбы не справляются. Видимо, это связано с особенностями кочевого уклада жизни казахов, когда самыми тяжелыми в скотоводстве были именно эти месяцы.
И вот бата, завершающее застолье и знакомство с будущими родственниками. Здесь начинается обычай, который, видимо, заимствован казахами у русских. Называется он жол-аяк (на посошок). Сватов не выпускают из дома молодые джигиты, заставляя выпить напоследок. Когда выполняется это условие, они провозглашают кетер-аяк (на дорожку) и заставляют сватов выпить еще.
Долгая дорога в дюнах
Сваты оставляют в доме невесты жертвенного барана. На следующее утро после сватовства животное режут и созывают на бешбармак всю округу. Ни один кусок мяса не должен остаться дома, все нужно скормить гостям или раздать. Только невеста не может прикоснуться к этому мясу. Обряд называется кыздын ольтириси (жертва во имя девушки). В этот же день открывается вторая часть коржына, и его содержимое раздается соседям и родственникам.
Начинается самый сложный этап – подготовка к свадьбе. Недаром казахи говорят, что не так интересен свадебный той, как его прелюдия. Это поиск подходящего зала, составление списка приглашенных и главное – выбор тамады. Ведь он – это душа тоя. Стол может ломиться от яств, свадьба пройдет в самом дорогом ресторане, но если не будет опытного тамады, то все пойдет насмарку. Тамада должен четко выдержать в связи с казахскими традициями семейную иерархию. Не дай Аллах, забыть кому-то дать слово для тоста или предоставить его позже – обида останется на всю жизнь. Казахи любят говорить много и с чувством, поэтому задача тамады шутками-прибаутками не дать тою превратиться в подобие партконференции.
Сторона невесты должна также устроить кыз узату (проводы девушки). Это практически та же свадьба, только без загса, кортежа и свадебного платья. Той начинается с того, что гости становятся полукругом, входит невеста в сопровождении незамужних подружек и обходит гостей несколько раз, прощаясь с ними. Затем входит жених в сопровождении друзей и присоединяется к невесте. Далее самый старый и уважаемый человек читает бата – и той можно считать открытым. Заканчивается торжество обрядом тойбастар – это блюда, на которых разложены сладости, безделушки. Чтобы их получить, нужно спеть песню. Кроме того, всем не прибывшим на торжество гостям передается саркыт – доля с дастархана. Обычно это кусок мяса, бутылка водки и сладости.
Особенности менталитета
Казахские и советские обычаи сильно переплелись. После кыз узату проводится жигиттын тойы (свадьба жениха). Накануне снохи джигита привозят в дом невесты купленное им свадебное платье и туфли. Традиционный казахский свадебный наряд красного цвета, сегодня же он европейский – белое платье, причем, как правило, кринолин или ромбон.
С утра к дому невесты подъезжает свадебный кортеж. Его уже ждут невестки и сестры девушки. После шутливых дебатов друг жениха платит выкуп или просто угощает родственниц сладостями. Но это только первый барьер, впереди жениха ждут два кордона из младших братьев и подружек невесты. Плюс ко всему старшие снохи выворачивают у влюбленного джигита карманы пиджака, где должны лежать всякие безделушки. Невеста выкуплена, гости пробуют еду с дастархана, а свадебный кортеж под шашу направляется в мечеть, где совершается мусульманское бракосочетание. После уже – в загс, где, кстати, недавно ввели новую традицию – вручают молодоженам керамическую юрту с зажженным внутри огнем. Обычно после бракосочетания молодожены едут поклониться какому-нибудь святому месту. В нашем случае это была могила батыра Райымбека. Затем, по советской традиции, едут к Вечному огню в парк 28 гвардейцев-панфиловцев, а уже по новой казахстанской – на площадь Республики к монументу Независимости. Ну и естественно, на спорткомплекс "Медео" – гордость Алматы.
О пунктуальности и дружбе народов
Говорят, в мире две пунктуальные нации – немцы и казахи. Первые всегда приходят вовремя, вторые вовремя уж точно не придут. Обычно на казахские свадьбы приглашения рассылают, указывая время начала торжества на 2 часа раньше, но все равно гости умудряются опоздать. Так произошло и на сей раз.
Свадьба началась с пения теперь уже ставшей традиционной казахской свадебной песни "Жар-жар", которая, кстати, появилась не более полувека назад. Традиционного казахского обряда бет-ашар в его прямом понимании не было. Все же женился татарин, и здесь казахи не могли диктовать свои условия. Ограничились небольшим наставлением молодой жене и троекратным поклоном родителям. После чего невесте открыли лицо.
Обряд бет-ашар выглядит так: снохи выводят невесту под руки в зал, где ее с песнями-наставлениями встречает домбрист. Потом он начинает перечислять родственников жениха, и девушка в знак почтения отдает каждому салем (поклон). Те, чьи имена назвал домбрист, обязаны положить деньги на стоящее перед тамадой блюдо. Затем краем деки домбрист приподнимает края фаты и показывает мельком лицо новобрачной...
Продолжение следует...
Свадьба заканчивается, и невесту в новый дом едут провожать снохи. Но это по казахской традиции, по крымско-татарской ее сопровождает только подружка.
Через некоторое время после свадьбы родственников новобрачной приглашают к себе в гости родители жениха. Называется этот обряд есик тор (почетное отворение дверей). Здесь, как всегда, традиционные бата, бешбармак и водка. Кроме того, родители молодой жены привозят с собой приданое. Его собирает мать новобрачной при помощи родственников. Каждый вносит свою лепту, будь то одеяло, сервиз или просто кастрюля. Идея состоит в том, что молодая жена должна прийти в новый дом со своим имуществом.
В традиционное казахское приданое обязательно входят постельные принадлежности, посуда и несколько ковров. Сегодня в него также включают спальный гарнитур, мягкую мебель, стиральную машину и телевизор. Кроме того, у девушки должен быть свой узорный сундук, чтобы было куда складывать вещи. К примеру, моя мама заказала сундук для дочери еще несколько лет назад.
На этом свадебные гулянья не заканчиваются, еще долгое время молодоженов будут приглашать в гости разные родственники, кормить бешбармаком и вручать подарки за первое посещение их дома в качестве новой семьи... |