Доживем до понедельника, 9-15 августа 2002 года, №31 Дарья БАРАБАНОВА
В 1999 году издательством "Рауан" и "Атамура" была выпущена для младших классов серия учебников. И вот, что интересно. Издание одного учебника во многом отлично от другого. Возьмем для анализа учебник "Математика" для первого класса издательства "Атамура". Каждая страница книжки изобилует ошибками и неимоверно трудными задачками, которые решают на олимпиадах ученики 5-7 классов! Задачки в учебнике даны раньше, чем таблица умножения, которая в том же небезызвестном издании выходит учебным пособием для второго класса. Вот, к примеру, одна из задач: "Найдите сумму чисел от 1 до 40".
Подобную задачу в свое время решил юный Гаусс. Для этого нужно увидеть закономерность, что сумма чисел, равностоящих от концов ряда, равна одному и тому же числу, то есть 1+40, 2+39, ... Далее: 41 х 20 = 820. Наверное, авторы учебника решили, что у нас в суверенном государстве учатся сплошь одни Гауссы.
И еще такие задачки:
"Как можно с помощью 7-литрового бидона и 3-литровой банки отлить 5 литров воды?" или "Как можно отлить 6 литров бензина с помощью 9-литровой и 4-литровой канистр?"
Наверное, авторы писали учебники, сидя на диване за телевизором, где в это время показывали американский боевик, в котором с особой легкостью решал подобные задачки один из героев Брюса Уиллиса. Но то, что под силу киногерою, под силу ли 7-летнему ребенку?
И еще один нонсенс, но уже из разряда банковских операций.
"Из трех монет одна - фальшивая и весит легче остальных. Определи фальшивую монету одним взвешиванием на чашечных весах (не применяя гири)".
Эту задачку, наверное, авторы книг предлагают решить с помощью молочных зубов первоклассников, да и то только при наличии золотых монет в качестве наглядных пособий. Но таковых, видимо, нет.
В учебниках для младших классов не разработаны ни стандарт обучения, ни учебный план, не указано даже, сколько часов отводится на изучение той или иной темы. Нельзя легкомысленно отбрасывать десятилетиями выработанную систему образования и принимать неотработанную программу. Нынешняя программа совершенно не соответствует своему назначению, она оторвана от школы. Такие учебники могли создавать люди, которые, видимо, не проработали в школе ни единого дня.
И еще один невероятный факт. В 1999 году в свет вышли буквари издательства "Атамура", не прошедшие тендер. Да и цена учебников различных издательств разная. Если букварь "Атамуры" стоит 205 тенге, то "Рауана" - 29 тенге. И столь высокая цена "атамурского" букваря не совсем соответствует качеству и содержанию.
Приведу небольшой пример из этой азбуки, сбивающий с толку не только малыша-первоклашку, но и взрослого человека.
"Посадила мама огород: дыни, помидоры, капусту. А Дина была дома. Она спала. Пришла пора. Пошла Дина на огород".
Далее, после теста автор задает интересные-таки вопросы о краже:
"Но куда пропали дыни? Куда ушли помидоры! Нашли дыни. Нашли помидоры? Напиши".
Теперь, читатель, попробуем вместе с вами разобраться. Пока мать садила и выращивала овощи на своем огороде, ее ленивая дочь все лето и начало осени спала непробудным летаргическим сном. После того, как пришла пора (чего? Собирать урожай или пробуждаться ото сна?) Дина пошла на огород и ничего не нашла. А с вопросами, типа: а куда пропали овощи-фрукты и тому подобное, нужно обращаться не к несмышленышам, а в правоохранительные органы, и писать заявления о нарушении огородных прав Жовтису.
И напоследок приведу еще одну задачу. Если сможете ее решить, поставьте себе очко. Если нет, то не очкуйтесь, у вас еще все впереди.
"С одного гектара собрали 25 тонн свеклы, из них 10% составляет сахар. На скольких гектарах земли надо сажать свеклу, чтобы получить 100 тонн сахара?"
Ответ прост: разве вместе со свеклой растет сахар?
Известно, что в этом году выйдут учебники по математике для 3-го и 4-го классов тех же авторов, которые успели намудрить своей непонятной логикой в решении сложных задач не только первоклашек, но и профессоров! |