Расул БАХАМОВ, "Новости недели", 21 августа 2002 г.
Воздействие на окружающую среду хозяйственной деятельности человека не может игнорироваться как государством и обществом, так и самими отечественными фирмами. Дать оценку состоянию и перспективам природоохранной деятельности, а точнее, механизмам ее регулирования и стимулирования предстояло чиновникам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, менеджерам программы "Институциональное усиление для устойчивого развития Республики Казахстан" ПРООН, Евразийской промышленной ассоциации, экологам и представителям крупных предприятий страны на прошедшем 19-20 августа семинаре-совещании в Алматы.
Вопросов, как показали выступления участников, накопилось достаточно. Говорилось о проблемах внедрения системы обязательного экологического страхования, совершенствовании систем нормирования качества окружающей среды, экологической экспертизы, вопросах улучшения системы стандартизации и сертификации.
Тема совершенства законодательства в сфере охраны окружающей среды не случайно стояла в ряду приоритетных проблем. Старший ассистент ПРООН А. Каражанова отметила отставание нормативных актов от жизни. В ряде отраслей применяются устаревшие стандарты и технологии. Отдельные фирмы имеют неизвестно каким образом полученные льготы, которые дают им право не осуществлять экологические платежи.
В то же время фирмам, соблюдающим природоохранные требования и даже применяющим для этого новые технологии, нужна государственная поддержка. Генеральный директор ОАО "Феррохром" В. Гриненко считает, что предприятиям, внедряющим экотехнологии, должны предоставляться определенные скидки, освобождение от налогов или, по крайней мере, возможность использовать без налогов средства, инвестируемые в экологические проекты. Если не считать те самые "привилегированные" предприятия, освобождаемые за непонятные заслуги от выплат, для остальных коэффициент платежей колеблется в течение года от 1 до 10. При текущих платежах в 16-20 млн. тенге в год такие изменения могут оказаться неподъемными, полагает В. Гриненко.
На природоохранные мероприятия идет значительная часть средств промышленников. Например, по данным Евразийской промышленной ассоциации (ЕПА), ежегодно 10-16 проц. собственных инвестиций из фонда развития производства предприятия ассоциации вкладывают в экологические проекты. Главный менеджер по экологии ЕПА Г. Едильбаева отметила, что за последние 5 лет ни одна экопрограмма по утилизации отходов не получала бюджетных средств, технической помощи, займов. Основным источником финансирования остаются собственные инвестиции предприятий.
Тем не менее отечественные недропользователи предлагают пересмотреть ставки госплатежей за размещение твердых отходов. Так, представители Аксуского завода ферросплавов (АЗФ) отмечали, что сейчас размер ставки платежей за размещение твердых отходов "не соответствует реальности". И при ее определении должны учитываться такие основные факторы, как месторасположение предприятия, вид отрасли, технологии переработки рудного сырья. Учет таких отраслей, как горнодобывающая или перерабатывающая промышленность, должен стать отправной точкой для установления ставки. В связи с этим АЗФ предлагает создать банк данных таких предприятий.
Размер ставки платежей за размещение твердых отходов, к примеру, в Карагандинской области на 2002 год одинаков для всех горнодобывающих предприятий. В то же время не учитывается вид добываемого и перерабатываемого сырья (золотосодержащее, медное, свинцово-цинковое, марганцевое и т.д.). Выходит, что размер ставки устанавливается один для хвостов, шламов, металлургических шлаков и золошлаков, хотя условия размещения этих отходов и их физическое состояние совершенно различные. Несоизмеримо загрязнение населенного пункта с расположенным в нем горнодобывающим предприятием и влияние, например, карьера Тур, разрабатываемого в безлюдной степи в 80 км от ближайшего населенного пункта. Представители АЗФ также предложили устанавливать ставки платежей за размещение твердых отходов за 1 куб. м, а не за 1 т, как сейчас. При этом, по их мнению, необходимо предусмотреть градацию ставок в зависимости от объемов размещаемых отходов.
Нынешние условия работы создают сложности для предприятия. Например, добыча марганцевой руды на карьере Тур в 2001 году составляла 417,72 тыс. т, а в 2002 году ее планируется вывести на проектную мощность, составляющую 700 тыс. т. Соответственно, увеличивается объем добычи вскрышных пород, который в 2003 году должен составить 7 млн. т. Платежи за их складирование являются для завода фактором, в определенной степени сдерживающим темпы развития.
Интерес участников семинара вызвала презентация проекта "Разработка системы управления твердыми отходами на ОАО "Феррохром". По оценкам специалистов, проект не имеет аналогов в СНГ. Дело в том, что предприятие ежегодно выбрасывает 200000 т низкоуглеродистого шлака, в ферропыль и металлоконцентрат уходит еще 3000 т. Шлакоотвал содержит около 15 млн. т отходов, из которых 8-9 млн. - низкоуглеродистые шлаки. Со слов начальника управления охраны труда и экологии Б. Нуртаева, перед ОАО остро стояла проблема - затраты на размещение отходов. С внедрением проекта вопрос утилизации и реализации этих отходов будет решен.
По мнению горняков, низкоуглеродистые отходы являются полезным химическим продуктом и могут использоваться для обработки почв, сточных вод (удаление фосфатов), строительства дорог (на предприятии освоено производство щебня из шлака), удаления диоксида серы из высокосернистых выбросов ТЭЦ. Предполагается, что в результате внедрения проекта выбросы пыли снизятся на 13 т в год, размещение шлаков будет меньше на 60 тыс. т в год. Ожидается, что плата за загрязнение воздуха уменьшится на 50 тыс. тенге, за размещение отходов - на 4,8 млн. тенге, дополнительный доход от переработки шлака составит 10 млн. тенге в год.
Подходы в деле природоохраны, как показал семинар, различны, и некоторые предприятия, благодаря инициативе и хозяйскому подходу, даже из отходов производства получают прибыль. Но важна и другая сторона - никто не считает данный вопрос малозначащим. Значит, и экологи будут иметь меньше вопросов к производственникам. |