Нил Бакли, Коллин Дебейз, "Ведомости", 24 января
Американский федеральный суд в среду отклонил иск четырех американских подростков, обвинивших McDonald"s в собственном ожирении. Это важная победа американской индустрии быстрого питания, ставшей в последнее время объектом юридических нападок со стороны борцов за здоровый образ жизни.
Впервые в истории дело об ожирении, где ответчиком выступала продовольственная компания, было доведено до суда. Все четверо "потерпевших" - тинейджеры из Бронкса, страдающие лишним весом. В иске, поданном полгода назад в нью-йоркский суд, они утверждают, что McDonald"s виновата в их проблемах со здоровьем. Крупнейшая в мире сеть закусочных скрывает от потребителей информацию о вреде ее продуктов, которую следует размещать в закусочных на видном месте, - такова суть обвинений.
Однако судья Роберт Свит счел претензии необоснованными. Ознакомившись с аргументацией истцов, он не нашел доказательств того, что с продуктами McDonald"s связана опасность, выходящая за рамки "общеизвестных сведений, которыми обладают потребители".
Если покупатель знает (по крайней мере, должен знать) , что злоупотребление продукцией McDonald"s несет потенциальный вред, но при этом не может совладать с собственным аппетитом, у него нет оснований обвинять корпорацию в каком бы ни было обмане. McDonald"s не может отвечать за излишества и злоупотребления своих покупателей - такова логика судьи.
"Здравый смысл восторжествовал, - немедленно отреагировала McDonald"s. - Продукция McDonald"s вполне годится для здорового, сбалансированного рациона, основанного на свободном выборе и разнообразии меню, которое мы обеспечиваем нашим потребителям". Если бы суд дал делу дальнейший ход, компания могла бы столкнуться с целой лавиной аналогичных исков (число потенциальных истцов огромно, учитывая, что проблема ожирения в США объявлена почти национальным бедствием).
Впрочем, адвокат Сэмюэл Хирш, представляющий интересы истцов, утверждает, что радость McDonald"s преждевременна. Закон предусматривает возможность повторной подачи иска. Хирш занимается еще несколькими аналогичными исками - против Burger King, Yum Brands и Wendy"s International. В принципе, у потребителей есть шансы переложить на плечи фаст-фуда часть бремени расходов, связанных с "эпидемией", как назвал ожирение министр здравоохранения США.
По словам Хирша, McDonald"s заинтересована в том, чтобы публика не задумывалась о высоком содержании жиров и калорий в ее продуктах, поэтому постеры с подобными сведениями вывешиваются где-нибудь на задворках закусочных или рядом с туалетом. Зато в рекламных кампаниях, рассчитанных на детей, звучат слоганы типа "McChicken - каждый день! ", призывающие к неумеренному потреблению "быстрой еды".
Между тем McDonald"s обнародовала результаты за IV квартал минувшего года: убыток составил $343,8 млн. Гигант фаст-фуда терпит квартальный убыток впервые с тех пор, как стал публичной компанией 37 лет назад. |