NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 14:57 ast
12:57 msk

Власть - оппозиция: необъявленная "информационная война"
Политолог Берик Абдигалиев: "Ребята, давайте жить дружно"
25.08.2002 / творчество

Берик АБДЫГАЛИЕВ, директор Института национальных исследований, кандидат политических наук. "Панорама", 23 августа

Казахстанская политическая оппозиция в течение последних нескольких лет значительно изменилась. На смену раздираемой внутренними противоречиями и личностными амбициями околополитической тусовке, состоявшей из множества мелких партий и отдельных "лидеров", пришла новая радикально-либеральная оппозиция, ставшая одним из реальных и наиболее азартных игроков на политической сцене.

Начиная с момента своего возникновения она находится в постоянной конфронтации с властью. При этом невовлеченность радикально-либеральной оппозиции в существующую систему общественно-политических отношений исключает возможность урегулирования возникающих между нею и властью противоречий формальным образом. Это, с одной стороны, не позволяет наладить канал обратной связи и конструктивно урегулировать интересы сторон, а с другой, радикализует оппозицию. При этом основным элементом стратегии радикально-либеральной оппозиции можно считать деятельность, направленную на "дискредитацию политического режима".

Для достижения этой задачи оппозицией была развернута целенаправленная "информационная война", с помощью которой она пытается сформировать как за пределами, так и внутри страны негативное для властей общественное мнение. В результате складывается абсолютно не типичная для Казахстана ситуация. Открытое политическое соперничество практически полностью перенесено в информационную сферу, где мы наблюдаем борьбу информационных фантомов, имидж - образов власти и оппозиции. Основным же инструментом этой борьбы для радикальной оппозиции стали современные PR-технологии. Оппозиция в настоящий момент в общественном мнении достаточно активно формирует информационный фантом со следующими базовыми характеристиками: "Режим недемократический, авторитарный и несправедливый" - на протяжении последних полутора лет это основная тематика информационных материалов, размещаемых оппозицией в казахстанских и зарубежных СМИ, на веб-сайтах. Магистральными направлениями в рамках данной тематики являются критика существующего выборного законодательства, зажим властями свободы слова и деятельности независимых СМИ, судебные процессы над Аблязовым и Жакияновым, преследование оппозиции и т.д; "Режим неустойчивый, нестабильный и в ближайшее время рухнет" - данное тематическое направление в "информационных атаках" оппозиции появилось относительно недавно, и в настоящий момент материалы с утверждениями подобного рода представлены не так широко, как, например, с критикой недемократичности режима. Однако есть веские основания полагать, что частота появления и общая численность таких материалов с течением времени станет постепенно возрастать. Это будет напрямую связано с активностью оппозиции, направленной на возрастание в обществе социальной напряженности, провоцирование массовых акций протеста и т.п. В то же время оппозиционные информационные источники внутреннюю нестабильность режима напрямую связывают именно с его недемократичностью. Таким образом, в информационно-пропагандистской кампании оба данных направления представляются жестко увязанными между собой.

Стержневым направлением в рамках информационно-пропагандистской деятельности оппозиции по дискредитации политического режима является формирование негативного имиджа Президента Назарбаева - основной тактический прием, избранный оппозицией, можно условно обозначить как "огонь по площадям". На практике это выражается в том, что в рамках единой информационно-пропагандистской кампании параллельно развиваются несколько значимых тематических направлений, формируются специфические негативные имидж-образы Президента. При этом очевидно, что стратегия и тактика "информационных атак" на Президента хорошо проработаны и основываются на качественных исследованиях его личностного и политического имиджа, а также учете сложившегося общественного мнения. В целом в рамках данного направления информационно-пропагандистской работы политтехнологи, работающие на оппозицию, решают три задачи. Во-первых, разрушить или ослабить влияние наиболее сильных позитивных аспектов имиджа Президента. Например, одной из наиболее сильных позиций в сложившемся и достаточно длительное время поддерживаемом имидже главы государства является его высокий международный авторитет. Именно сюда был направлен мощный информационный удар оппозиции, которая сознательно пытается бросить тень на репутацию Президента среди зарубежных политических и экономических элит, а именно провоцирует или искусственно создает, а затем ретранслирует в нашей стране любые недоброжелательные оценки в отношении Казахстана и его первого руководителя ("Казахгейт и т.д.). Другим базовым имидж-образом Президента является устойчивая ассоциация его имени с внутренней стабильностью и межнациональным согласием. В соответствии с этим оппозицией проводится активная информационно-пропагандистская работа, направленная на нивелирование данного аспекта имиджа главы государства или снижение его значимости. Здесь применяется известная апробированная тактика: "стабильность" ассоциируется с "застоем", "межнациональное согласие" - с "затишьем перед бурей" и т.д. В то же время наряду с предсказаниями "народного бунта", "большой крови" и скорого "краха режима" в оппозиционных СМИ достаточно часто стала обсуждаться тема положения в Казахстане русскоязычного населения. Помимо попыток разрушить или ослабить влияние наиболее сильных позитивных аспектов имиджа Президента политтехнологи, работающие на оппозицию, стремятся искусственно привнести в него какие-то негативные характеристики. Для этого используются, в частности, материалы, в негативном свете освещающие ближайшее окружение Президента, его финансовое положение и т.п.

В-третьих, ставится задача создать у населения устойчивые и прямые негативные ассоциации между Президентом и социально-экономическими проблемами. Для этого оппозицией используются косвенные методы PR-воздействия. В частности, оппозицией на главу государства возлагается персональная ответственность за любые негативные последствия переживаемых страной социально-экономических трудностей. Для этого в оппозиционных СМИ происходит зачастую намеренное очернение реальной действительности, нагнетается атмосфера безысходности, постоянного ухудшения социально-экономической обстановки, отсутствия социальных перспектив, беззащитности населения перед произволом чиновников, криминальных элементов, различных контролирующих органов и т.д. Используемый для этого арсенал тем и образов огромен: падение уровня жизни, задержки выплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий, безработица, кризис систем образования и здравоохранения, преступность, коррупция, финансовые затраты на перенос столицы, экологические проблемы и т.д. и т.п. В ход пошло также будирование внутриказахских трайбалистских "противоречий".

Целевая аудитория информационно-пропагандистской кампании оппозиции. Создаваемую оппозицией информационную волну можно условно разделить на два основных потока, которые направлены к различным адресатам. Первый поток информации ориентирован на элитные группы населения. Речь идет о зарубежных и казахстанских политических, а также экономических элитах. Обращаясь к западным политикам и предпринимателям, радикально-либеральная оппозиция в самом начале своего существования была заинтересована в собственной институциализации, признании ее в качестве реальной политической силы, достойной бороться за получение верховной государственной власти. Однако на современном этапе, в принципе достигнув своей первоначальной цели и закрепившись в реальном политическом поле, та же самая оппозиция активно занялась лоббированием собственных интересов и попытками организации внешнего давления на руководство страны со стороны международных организаций и влиятельных политических кругов западных государств. В то же время важным аспектом информационного воздействия на зарубежные политические и экономические элиты является самореклама оппозиции с целью привлечения дополнительных финансовых средств. Что касается казахстанских элитных групп, то здесь ситуация несколько иная. На первый взгляд, решая те же самые задачи по привлечению на свою сторону влиятельных сторонников и получению новых источников финансирования своей деятельности, тем не менее оппозиция, информационно работая с элитами внутри Казахстана, прежде всего стремится внести в них раскол и тем самым ослабить опору политического режима. Последние события, связанные с лидерами ДВК, можно отнести к этому разряду.

Второй, гораздо более объемный информационный поток направлен к самым широким слоям населения. В настоящий момент по основным каналам распространения оппозицией собственной информации можно достаточно четко очертить границы тех целевых групп, с которыми она работает наиболее активно. В целом же расширение целевой аудитории, воспринимающей информационно-пропагандистские материалы оппозиции, является одним из наиболее важных элементов ее общей стратегии. При этом для нее "информационная война" является не просто средством привлечения к себе дополнительного внимания. Фактически на данном этапе методами PR оппозицией решаются три основные задачи:

1. Размывание, фрагментация социальной базы политического режима в элитных группах и среди всего остального населения Казахстана.

2. Расширение собственной социальной базы как в среде политических и экономических элит, так и среди самых широких слоев населения. При этом приоритет отдается зарождающемуся "среднему классу" - наиболее активной и социально перспективной части общества.

3. Обеспечение поддержки лидеров казахстанской оппозиции со стороны зарубежных политических элит. Однако в то же время будет совершенно неправильно свести всю стратегию радикально-либеральной оппозиции только к организации и ведению "информационной войны" против казахстанских властей.

Помимо непосредственной информационной PR-деятельности, существует еще другая сторона стратегии деятельности оппозиции, которую условно можно назвать "организационной". Ее основной целью является создание такой ситуации, при которой следующие парламентские и президентские выборы будут назначены и проведены при выгодных для оппозиции условиях. Основным тактическим приемом реализации данной части стратегии является "политический шантаж". Радикальная оппозиция будет раскачивать внутриполитическую ситуацию в Казахстане до тех пор, пока не будет привлечена во власть. Практически это будет выражаться, во-первых, в непрекращающихся провокационных "инициативах" оппозиции к властям, которые одновременно будут решать задачу ее легализации в общественном мнении, создавать условия для публичного признания оппозиции в качестве альтернативной политической силы, с которой власти приходится считаться. Во-вторых, оппозицией будет продолжена активная деятельность за рубежом с целью организации внешнего давления на казахстанское руководство со стороны международных организаций и влиятельных политических кругов западных стран и, возможно, России. В-третьих, для придания большего "веса" собственным инициативам оппозицией будет продолжена традиционная линия провоцирования социальной напряженности, организация акций протеста со стороны населения и т.п. В-четвертых, представители радикальной оппозиции будут продолжать прилагать значительные усилия к консолидации и более прочному скреплению оппозиционного лагеря. Это обусловлено прежде всего тем, что объединенная оппозиция должна выглядеть в глазах Запада и избирателей достаточно значимой и легитимной силой. Тем более этому будет способствовать и новый Закон "О политических партиях", по которому для создания партии необходимо собрать 50 тысяч сторонников.

В целом необходимо отметить достаточно четко спланированный и тщательно продуманный характер деятельности оппозиции, а также ее умение оперативно корректировать планы своих действий при значимом изменении общественно-политической или социально-экономической ситуации. Данные качества позволяли ей зачастую захватывать тактическую инициативу, и властям просто уже ничего не оставалось, как действовать в заданном оппозицией контексте. Однако, исходя из анализа сложившейся в стране общественно-политической ситуации, можно сделать вывод о том, что проблемы во взаимотношениях между властью и оппозицией возникают не только в связи с низкой оперативностью государственного аппарата, но и по другим причинам. Во-первых, оппозиция, хорошо разбираясь в механизмах функционирования государственной системы, умело провоцирует власть. Это относится в том числе, а может быть, и в первую очередь к применению властями по отношению к оппозиции грубых административных или силовых методов, что тут же эффективно ею используется для демонстрации недемократичности политического режима. Во-вторых, сложилось и достаточно широко распространилось предубеждение о том, что оппозиция борется с властью или с режимом. Соответственно "действие начинает рождать противодействие". В действительности же главной целью оппозиции являются далеко не те лозунги, которые радикальные либералы озвучивают в своей демократической риторике. Основной вопрос любой публичной политической деятельности - это социальная база, избиратели. Таким образом, власть, сконцентрировавшись на "борьбе с тенью" или информационным фантомом оппозиции, оставила без внимания задачу сохранения собственной реальной социальной базы, чем моментально и очень грамотно воспользовалась оппозиция, направив свои усилия на ее фрагментацию и размывание.

В складывающейся ситуации представителям власти целесообразнее рационально ревизовать используемые методики политической борьбы, перенести ее на соответствующий уровень соперничества между общественно-политическими объединениями, чем продолжать тупиковую и провальную работу по грубому силовому давлению и запугиванию представителей радикальной оппозиции и независимых СМИ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Откупиться хотят 31.08.2002
Конституция Республики Казахстан 30.08.2002
А врачи были против! 30.08.2002
Миллион на погон 29.08.2002
Манап Шакенов: Три встречи с любимой 29.08.2002
Любопытный соцопрос 28.08.2002
Как сочиняли "Казахгейт" 27.08.2002
Чувство ритма 27.08.2002
Кое-кому на заметку 25.08.2002
Власть - оппозиция: необъявленная "информационная война" 25.08.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz