Геннадий Бендицкий, "Время", 5 августа
Пилот вертолета Александр Гребенников был очень хорошим летчиком. Таких, как он, в нашей стране сегодня раз-два и обчелся. Он умел спокойно и без особого риска летать даже тогда, когда машина и ее экипаж работают уже за пределом возможного. То, что для любого другого, обычного пилота было экстремальным, для него уже давно стало нормой и обычной работой. Много лет подряд он проработал в Бурундайском авиаотряде, летал в сложнейших условиях тянь-шаньского высокогорья. Да не просто в горах, а в районе самых северных на планете вершин-семитысячников - пиков Хан-Тенгри и Победы. Причем сажал и затем поднимал в воздух вертолет на таких высотах, где по теории воздухоплавания и конструктивным возможностям вертолета ни посадка, ни взлет невозможны.
Заброска всевозможных экспедиций, установка альплагерей, поддержка с воздуха команд альпинистов, спасательные операции попавших в горах в беду - вот чем занимался вертолетчик Гребенников. Альпинисты и геологи, ученые, изучающие таяние снегов, борцы с лавинами, метеорологи, горнолыжники-экстремальщики просто молятся на таких, как этот пилот.
Но так уж вышло, что летчик такого уровня вдруг оказался в нашей чудной стране совершенно никому не нужен. И пришлось ему отправиться в самом прямом смысле к черту на рога. Не за большой деньгой, нет, а просто добывать своей семье на пропитание.
Востребован оказался пилот в Юго-Восточной Азии - в Непале, в общем-то, и известном своими высочайшими в мире горными пиками. Утром 31 мая 2002 года вертолет Ми-8 МТВ, пилотируемый Александром Гребенниковым, вылетел в район горы-восьмитысячника Макалу. Экипаж - борттехник Гумар Юзмухамедов (тоже казахстанец), вторым пилотом - гражданин Непала. В базовом лагере у подножия восьмитысячника вертолет забрал на борт пятерых испанских альпинистов, взлетел и взял курс на городок Лукла. Больше ни вертолета, ни экипажа, ни пассажиров никто не видел. Машина бесследно исчезла в Гималаях.
Чуть больше чем за сутки до своего исчезновения в одной из гостиниц столицы Непала Катманду экипаж Гребенникова встретился с альпинистами сборной команды Казахстана, успешно одолевшими восьмитысячник Канченджанга и возвращавшимися на родину. Вот что рассказал об этой встрече руководитель и тренер казахстанской сборной Эрванд Ильинский:
- С казахстанскими вертолетчиками мы встретились за два дня до нашего отлета из Катманду. Их было трое - Гребенников, Юзмухамедов и инженер-техник Устинов. Надо сказать, что знакомы мы были еще по Казахстану, они нас часто в наших горах возили. Так что встреча была теплая. Выпили, закусили. Нам за экспедицию непальская кухня прилично поднадоела. А летчики нам сварили самый настоящий домашний борщ. Поели - получили неописуемое удовольствие. А потом Саша Гребенников спрашивает: не можем ли забрать в Алматы для их семей гостинцы? Я сказал, что без проблем, передадим. А он говорит: завтра у нас всего два полета, до обеда управимся. Пообещал, что, как прилетит, занесет посылки. Но на следующий день, как договаривались в обед, он не зашел. Я позвонил им, трубку взял Толик Устинов. Сказал, что ребята, видимо, где-то задерживаются, но пакеты для близких приготовлены и мы их можем забрать. Мы их забрали и улетели в Алматы. А потом выяснилось, что экипаж Гребенникова пропал. Так что мы были чуть ли не последними, кто их видел.
Все познается в сравнении. Когда на каком-нибудь Таймыре или Чукотке пропадает российский вертолет или самолет с геологами или оленеводами на борту, на его поиски Россия бросает все имеющиеся силы, МЧС, авиацию. Исчезновение какой-нибудь казахстанской барышни в Турции или на Кипре, и то нет-нет, а вызывает ажиотаж в прессе, заявления чиновников о незаконном траффике, полицейское расследование, кто, как и на каких условиях вывозит наших дам за рубеж.
Судьба пропавшего в горах Непала экипажа Гребенникова никого в Казахстане, кроме родственников и друзей летчиков, не интересует. Словно и не наши это граждане исчезли. Правда, изрядно покопавшись в Интернете, можно найти информацию, что пропавший вертолет российский и что пилотировали его россияне. Но не более того. О том, что пропали именно казахстанцы, о том, как ведутся их поиски и ведутся ли они вообще, проявляет ли интерес к судьбе своих граждан наше родное государство, какие меры принимаются, чтобы помочь пережить произошедшее их семьям, - об этом на информационных сайтах нет ничего.
Сообщать потому что не о чем.
Я связался с заместителем председателя Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Амантаем Жолдыбаевым.
- У нас никто не работает в Непале, - заявил мне чиновник. - Там нет ни одного казахстанского экипажа. Это точно. Ни лицензии, ни сертификата мы не давали. И о том, что там работают наши, от вас в первый раз слышу. Пропал экипаж? Да что вы говорите?! Казахстанский? Мы об этом абсолютно ничего не знаем... Может, они туда нелегально поехали?..
Непал - это, конечно, не самая цивилизованная точка на карте мира. Однако, как мне удалось выяснить, и там в авиации действуют весьма жесткие международные правила. И никто не доверит нелегальному эмигранту без роду, без племени и безупречных документов управлять воздушным судном, да при том не каким-нибудь, а пассажирским, с иностранными туристами на борту. Кстати, того же мнения и именитый казахстанский вертолетчик-испытатель, немало помотавшийся по свету, а теперь личный пилот президента Петр Шкурат:
- Ну, во-первых, нелегала, пусть даже и в Непале, в пилотскую кабину никто не пустит. Просто потому, чтобы потом не пришлось отвечать. Да и страховые компании разорят, если что случится... Чтобы допустили к полетам, там, как и везде, нужны идеально оформленные документы - летная книжка, сертификат, документы, подтверждающие квалификацию... У нелегала всего этого просто быть не может. А во-вторых, Александра Гребенникова я знаю очень хорошо. Он не авантюрист, а профессионал. Много лет он летал со мной, в моем экипаже вторым пилотом. Можно сказать, что он мой ученик - это я научил его летать в горах. И берусь утверждать, что летчик он классный, каких мало. Опытнейший летчик. И считаю, что крайне мала вероятность, что он мог, находясь в воздухе, допустить ошибку. Ведь чаще всего аварии случаются на взлете или при посадке. А его вертолет пропал в полете. Лично я думаю, что его могли попросту сбить. Ведь в Непале есть повстанцы-маоисты, у армии и полиции постоянные стычки с ними, время от времени совершаются теракты. На них и грешу...
В пресс-службе Министерства иностранных дел Ка- захстана мне сказали, что, вроде бы что-то о пропавшем казахстанском экипаже слышали. И посоветовали обратиться в консульскую службу. Но в консульской службе мне заявили, что о пропавших в Непале казахстанских летчиках от меня слышат впервые.
- У вас точная информация? - переспрашивала девушка на другом конце телефонного провода. - Вы ничего не путаете?..
Лично с начальником консульской службы МИДа Валиханом Конурбаевым мне пообщаться не удалось. Он был крайне занят, что называется, постоянно в бегах, и заниматься пропавшими в каком-то там Непале какими-то там летчиками ему было некогда. А через своего секретаря он мне передал, что "ни о чем подобном посольство Казахстана в Непале казахстанский МИД не информировало. А значит, в министерстве понятия никто не имеет ни о каком исчезнувшем вертолете...".
Короче, чтобы хоть что-то конкретно выяснить, пришлось звонить в непальскую столицу Катманду. Выяснил, что Казахстан посольства в Непале не имеет.
- Вертолет Ми-8, на котором летели ваши ребята, - рассказал мне представитель российского "Аэрофлота" в Непале Валерий Акопов, - принадлежал крупной непальской авиакомпании "Asian Helicopter Services". Именно с ней у "казахов" был контракт. А сами они оба были из Бурундайского авиаотряда. Они летели по маршруту Макалу - Лукла. В тот день это был их второй рейс, на борту было пятеро испанцев с грузом альпинистского снаряжения. Экипаж очень сильный, конечно. Командира я знаю лично, это надежнейший летчик, такой, что зазря рисковать не станет. Он много летал и здесь, и у вас в Алматы. Но что после пропажи ваших летчиков никто ничего не делал - такого говорить нельзя. Поиски велись больше месяца. И семьи ваших пропавших пилотов здесь две недели просидели, ожидая результатов спасательной операции. Их искали вертолеты и нашей авиакомпании, и другие экипажи из Казахстана, которые тут работают, и непальские летчики. Ваших людей искали с самолетов и вертолетов, искали альпинистские группы, искала военная разведка. За сведения об их вертолете непальскими властями были обещаны немалые для Непала деньги. Несколько тысяч долларов. Но, к сожалению, никого не нашли. И потому поиски прекратили. А МИД Казахстана должен быть в курсе, потому что казахское посольство в Индии, в Дели, обращалось в наше российское посольство в Непале с просьбой побольше давать информации об этом... Разве там у вас ничего не знают? Странно...
Последней казахстанской инстанцией, куда я обратился, было Министерство труда и соцзащиты. Я хотел выяснить, оказана ли хоть какая-то поддержка, помощь семьям пропавших в Непале казахстанских летчиков. И в этом министерстве никто ничего про пропавший вертолет с казахстанским экипажем не слышал. Проконсультировали, что семьи пилотов могут попросить через суд пенсию по утрате кормильца, правда, в том случае, если судью удовлетворят оформленные свидетельства об этом из Непала...
С женой Александра Гребенникова у меня беседы не получилось. От встречи она отказалась, а во время разговора по телефону все время плакала, говорила, что ей ничего ни от кого не нужно, говорила, что летчики не погибли, что когда в Непале пройдет муссон и наладится погода, поиски возобновят и их обязательно найдут...
Ставлю в известность наше родное государство в лице МИДа, что на днях в Непал уехали работать еще три казахстанских вертолетчика. Два пилота и борттехник. И не дай Бог, случись что, пусть в МИДе знают... |