NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 06:56 ast
04:56 msk

Новая лимита
Цены на недвижимость в Алматы растут постоянно и шокируют уже даже самих горожан. Что же тогда говорить о приезжих, которым и крохотная однокомнатная квартирка где-нибудь в окраинных микрорайонах "Аксай" или "Айнабулак" кажется недосягаемой
10.01.2003 / творчество

Нурлан БОРАНБАЕВ, "Новости недели", 8 января

Знаменитый "сиротский угол" на пересечении алматинских улиц Макатаева и Кунаева. Ежедневно в поисках недорогого жилья сюда стекаются десятки новоприбывших сельских мигрантов. Неопрятный внешний вид, суетливое поведение и угловатые движения, подчас предательски выдающий страх в глазах перед неизведанным сразу выделяют их из обычного городского потока.

Цены на недвижимость в Алматы растут постоянно и шокируют уже даже самих горожан. Что же тогда говорить о приезжих, которым и крохотная однокомнатная квартирка где-нибудь в окраинных микрорайонах "Аксай" или "Айнабулак" кажется недосягаемой. Так что селятся эти люди в основном в стареньких частных домишках в районе Зеленого базара: поближе к основному месту работы - рынку.

- Вот здесь они и живут, - указывает рукой на покосившиеся каркасно-камышитовые домики мой добровольный проводник тетя Аня, - либо ютятся во времянках, сооруженных хозяевами-арендаторами на скорую руку. Это все, что они могут себе позволить на те деньги, которые зарабатывают, стоя за прилавком на базаре.

Сама тетя Аня живет на улице Жургенева давно и говорит, что на ее улице первые переселенцы из сел появились еще лет восемь назад.

- Первое время я думала, что это узбеки или таджики приехали. Грубые, злые, полуголодные, бедно одетые люди, когда разговаривают, кричат на всю улицу. Потом узнала, что это казахи из сел. Если честно, сразу и не поверила, что это казахи, слишком они, оказывается, разные - из деревни и из города...

Беженцы из аулов

Кайрат с женой Назгуль работают на базаре уже третий год. На судьбу особо не жалуются.

- Я встаю рано утром и еду на рынок "Алтын-Орда", что за Калкаманом. - рассказывает Кайрат. - Закупаю у киргизов несколько мешков картофеля, моркови, лука и на специальном автобусе, по 20 тенге за мешок, отправляю на Зеленый. Возле базара жена груз встречает, нанимает носильщиков и вместе с ними раскладывает продукты на торговой точке: необходимо быстро рассортировать овощи на мелкие и крупные, а также выложить на прилавок.

Живет Кайрат с женой и тремя детьми в арендованной времянке из двух крохотных комнат, в которых хозяева в прежние времена держали кур. Стены сложены из шлакоблоков, двери и окна не держат тепло, везде огромные щели. Поэтому в доме "хорошая" вентиляция. Но жильцы довольны и этим.

- Главное, что есть свой угол, - говорит Кайрат. - В прошлом году зимой у нас и вовсе не было тепла. У хозяев отопление центральное, они вовремя не заплатили за него. Поэтому ближе к зиме, когда выпал снег, дети сильно заболели, пришлось их отправить к родителям в село. Это было морально тяжело, дети не хотели уезжать, плакали.

Помимо этого Кайрата и его жену терроризирует хозяин времянки - алкоголик со стажем. Каждый день пьяница вымогает деньги - по 50-100 тенге - на выпивку. И грозится выгнать квартирантов, если те откажут.

- Из тех, кто работает на овощном базаре, многие так живут, - вступает в беседу Ерик Сапаев, сосед Кайрата. - Мы ведь люди простые, без высшего образования. Наши родители с детства работали в колхозах, совхозах. А на селе разбогатели разве что председатели да директора. Я, например, тракторист, можно сказать, всю жизнь пахал, сеял, убирал. Однажды в конце года вместо заработанных денег мне дали ящик водки и мешок муки. Директор сказал рабочим: "Живите как хотите, денег на зарплату у нас нет".

Кто-то и с этим тогда смирился, - продолжает Ерик свое бесхитростное повествование, - а я и еще несколько ребят двинулись в город. В том году хотел жениться, но пришлось свадьбу отложить. В городе пытался сначала трактористом устроиться. Но мне отказывали, говорили: то прописки у тебя нет, то права старого образца... Два месяца без дела ходил, пока не встретил случайно знакомого парня. Он меня сюда и привел.

Обосновался Ерик, как и Кайрат, также недалеко от базара, где вместе с двумя братьями снимает небольшую комнату в полуподвальном помещении.

- Все удобства - во дворе. Захотел нужду справить - не поленись выйти во двор, помыться - пожалуйста, только вскипяти на маленькой электроплитке, если есть электричество, воду и выйди вместе с тазиком наружу. Мы - дети природы, нам это не трудно, - смеется Кайрат.

- А как проводишь досуг? - интересуюсь у Ерика.

- В смысле, чем занимаюсь в свободное время? Стираю, хожу в баню, иногда в гости к знакомым. Но больше мечтаю отоспаться - отдохнуть от повседневной суеты. Так день и проходит. Да и не до отдыха мне.

Предприимчивый торгаш

Впрочем, не все приезжие обречены на подобную жизнь. Есть среди них и такие, кто сравнительно за короткий срок (опять же по их мнению) сумел прочно встать на ноги. К примеру, Марат Ильяров после службы в армии приехал на заработки в Алматы из Северо-Казахстанской области. Начинал с того, что толкал тележку на базаре. Деньги целеустремленно копил, отказывая себе буквально во всем. Через год вышел сам торговать на овощной рынок, по прошествии еще двух лет купил контейнер на рынке.

- Контейнер мы купили не сразу, а сначала просто брали в аренду. Когда я еще торговал овощами, думал, что хороший бизнес - это заняться продажей моющих средств. Этот товар по необходимости стоит на втором месте после продуктов.

Раньше Марат жил так же, как и многие сельские "искатели счастья": снимал с женой и ее братом комнату в старом саманном доме ниже автовокзала "Саяхат". Было и холодно, и голодно, но, как он подчеркивает, нет жизни без лишений и неудобств.

- В жизни всегда приходится чем-то жертвовать. Зато теперь я живу в однокомнатной квартире, пусть она на окраине и небольшая, но я честно заработал на нее. Теперь вот мечтаю купить машину. Какие проблемы? Да их много. На рынке смотришь, как бы с прилавка товар не стащили. Охрана формально вроде бы есть, но за чем или за кем она следит - непонятно... Впрочем, изменения к лучшему тоже есть. К примеру, год назад на базаре развелось много карманников. Пацаны лет по 14-18, которые орудовали прямо под носом у продавцов, не заботясь о том, видим мы их или нет. Буквально беспредельничали, были уверены, что мы вряд ли осмелимся указать на них полицейским. А если и укажем, то на следующий день они вновь окажутся на свободе, будут продолжать заниматься своим делом и нам отомстить не забудут. Тогда в их отношении охрана бездействовала, зато с удовольствием гоняла тех, кто у ворот базара продавал семечки, лепешки, манты. Слава Аллаху, в этом году карманников пока не видно, наверное, предприняли все-таки какие-то меры.

Мечта Марата - перевезти из села стареньких родителей и двух младших братьев в город.

- Родители уже ничего сами не могут делать. Существуют на мизерную пенсию. А братья, если не изменить их образа жизни, скоро совсем сопьются. Работа в городе для них всегда найдется, могут работать грузчиками, носильщиками, на стройке кирпичи таскать, бетон заливать, в конце концов, даже дворниками могут работать.

Свой среди чужих

Сакен - экономист, он тоже десять лет назад приехал в Алматы из села. В отличие от предыдущих наших героев, на базаре никогда не торговал. Добившись успеха в жизни, материально обеспечен и живет с семьей за городом в двухэтажном особняке. Он считает себя уже "стопроцентным алматинцем".

- С приходом рынка и закрытием колхозов и совхозов многие аульчане двинулись в город, как и я в свое время. Беда даже не в том, что они здесь. Бога ради, пусть живут и трудятся на благо нашей страны и города. Но есть люди, которые сильно портят культурный облик нашего города. К примеру, в общественном транспорте не принято было раньше громко смеяться, кричать через весь салон, а сейчас такое поведение стало чуть ли не нормой. Я понимаю, в ауле из-за ветра говорить приходится громко, но ты ведь не в селе уже, будь добр, веди себя соответственно. Или есть типы, которые специально ищут приключений, плечом толкнут, на ногу наступят - короче, ищут повод для конфликта.

Город сильно меняет людей, объясняет Сакен, но человек и сам должен стараться измениться в лучшую сторону, люди должны идти друг другу навстречу.

- На мой взгляд, в первую очередь приезжим из села просто обязано помочь государство. Создать какие-то реабилитационные программы, дать возможность переучиться, скажем, с тракториста на бухгалтера, или что-то в этом роде. Если тем же оралманам как-то помогают: выдают землю, квартиры, деньги, то этим не помогают вообще. Лучше всего, конечно, изменить ситуацию в селах. Государство должно вкладывать инвестиции в село. Если туда придут "живые" деньги, то появятся рабочие места и, соответственно, люди вернутся в аул. Они рвутся в город не от хорошей жизни, а потому, что им надо кормить свои семьи, поднимать детей. Пока же в селах нет ни приличных школ, ни элементарной медицинской помощи.

Две стороны медали

Многие из приезжих чуть ли не откровенно ненавидят людей в погонах, потому что те часто устраивают на них облавы, причем, как им кажется, с целью получить откупные - взятку.

- Мы ведь не прописаны в городе, а есть какой-то закон, по которому они имеют право штрафовать нас. Ладно бы просто штрафовали, так ведь все деньги могут вытащить, есть среди ментов такие ловкачи: якобы карманы осматривает, а сам деньги незаметно вытаскивает, - рассказывает один из респондентов.

В свою очередь полиция тоже не дремлет, отрабатывая (выражаясь языком полицейских) через свои каналы приезжих из аулов. Сотрудник правоохранительных органов, попросивший не указывать его имени, объясняет это так:

- В последнее время включаешь телевизор, а там крутых парней буквально рекламируют, делая некий пиар всему криминальному миру. И что в итоге? Приезжает какой-нибудь оболтус из села, насмотрится по телевизору такого рода фильмов, вооружится игрушечным пистолетом или кухонным ножом и вперед - на грабеж. Мы таких лохов сразу ловим, сажаем, но это уже поломанная судьба, жизнь - от судимости до судимости... Есть, конечно, среди приезжих такие, кому недолгое время фартит, такие стараются продумать каждый свой ход. Вот недавно поймали парня, приехавшего два года назад из аула. Учился на юрфаке, сам же оплачивал учебу деньгами, которые наживал нечестным путем. Специализировался с сообщниками исключительно на гоп-стопе. То есть ловили жертву и путем угрозы физической расправы забирали ценные вещи: часы, сотовые телефоны и разные драгоценности, снимали кожаные куртки. Они планировали все до мелочей: что говорить, как уходить... Но справедливость все же восторжествовала - мы их задержали.

Этот полицейский уверен, что по телевизору необходимо демонстрировать документальные фильмы о том, как в действительности работают спецслужбы. Правдиво показывать жизнь в тюрьмах, какая там обстановка, что такое туберкулез - тогда это, возможно, повлияет на взгляды свежеприбывшей молодежи из сельской местности.

Городской

Между сельскими и городскими жителями всегда существовала некая, ощущавшаяся больше психологически, невидимая грань. Но эта неприязнь является столь же живучей, как раздор между шекспировскими семьями Монтекки и Капулетти. Кстати, эту вражду сейчас успешно эксплуатируют российские "киношники" в демонстрируемых многочисленных "новорусских" художественных фильмах и сериалах.

Родители Каната, еще до его рождения, переехали в Алматы из Карагандинской области. Парень здесь родился, получил высшее юридическое образование и, как он говорит, "плотно обосновался в южной столице".

- Раньше, лет десять назад, город определенно отличался от села наличием культуры, большей интеллектуальностью. Конечно, эта культура и сейчас не исчезла совсем, но, по-моему, существенно притупилась. И виной этому прежде всего приезжие из аулов, а также, наверное, и само наше переломное время. У меня, например, родственники живут в малоизвестной маленькой деревеньке под Карагандой, куда я нередко ездил в детстве. Поэтому тех, кто сейчас приезжает из таких сел, узнаю по их привычкам. У них там никогда не было мусорных контейнеров, поэтому мусор они и здесь выбрасывают где-нибудь во дворе или за ограду. Моются они традиционно раз в неделю, потому что так топят на селе баню. Конфликты между собой чаще решают на кулаках, так что и здесь готовы устроить дикую драку...

Сказка со счастливым концом?

Ежедневно в Алматы (впрочем, как и в Астане, Караганде и прочих городах республики) можно увидеть много приезжих из сельской местности: на базарах, в общественном транспорте, просто на улице. Наверняка большинство из них стремится адаптироваться к непростой среде "каменной деревни", но привычки и обычаи "среды происхождения" сказываются очень долго. Конечно, они грубы, не так хорошо воспитаны, не знают и даже не понимают многих правил мегаполиса, но в этом не их вина. Многие приезжие, с которыми довелось беседовать, мечтают вернуться в родной аул, на землю, где они родились и выросли. Но что там ожидает их сейчас? Безработица, нищета, а отсюда - пьянство, голодные дети, отсутствие элементарных условий...

Экономически окрепшее государство сейчас планирует существенно помочь селу, не случайно предстоящие три года в Казахстане объявлены Годом села. Может, тогда более 40 процентов населения нашей страны, проживающего в сельской местности, обретет уверенность в завтрашнем дне, в своих возможностях вырастить детей и дать им хорошее образование...

Пока же, с сегодняшнего "берега", эта цель кажется далекой и призрачной.

Досье "НН"
Согласно данным столичного управления по миграции и демографии РК, в последние два года в Астану прибыло около 22 тысяч человек. Это в основном внутриреспубликанские переселенцы. На первом месте среди переезжающих - жители Акмолинской области, Алматы, Караганды и Кустаная. По неофициальным данным, большинство переехавших - алматинцы, многие из которых пока не имеют столичной прописки.

Сегодня в Астане проживает 328 семей оралманов, большая часть из которых - переселенцы из Монголии. Также в столицу продолжают прибывать семьи из Китая, России и Узбекистана.

Внутренняя миграция на территории Казахстана за период 1990-1999 годов составила не менее 2,5 млн. человек. По экспертным оценкам, около 70 проц. внутренней миграции приходилось на поток "село-город". Таким образом, численность сельских мигрантов, переселившихся в 1990-м - первом полугодии 2000 года в города, составила примерно 1,75 млн. человек, или 20,1 проц. современного городского населения Казахстана. Основными причинами миграции "село-город" являются отсутствие работы, низкая обеспеченность объектами социальной сферы в сельской местности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нужен Закон "О статусе журналиста" 30.01.2003
О некоторых методах вражеской работы в печати 30.01.2003
Наши в Москве 30.01.2003
Предвыборная гонка началась 29.01.2003
Жены российской элиты подались в шлюхи 29.01.2003
"Просто он работает волшебником" 28.01.2003
Жертвы абортов и война с Ираком 28.01.2003
На таких таможня держится 25.01.2003
Стриптиз для Путина 25.01.2003
Марлон Брандо: в своем доме, со своими восемью женщинами 25.01.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz