"Christian Science Monitor", 5 февраля
В советские времена, благодаря экономическим условиям, большинство россиян не могли иметь собственные машины, а женщины традиционно уступали место за рулем мужчинам. Но после пришествия капитализма, сопровождавшегося ростом благосостояния россиян, ситуация в Москве стала меняться. Несмотря на дефолт 1998 года, экономический бум продолжает свое победное шествие. Вместе с увеличением зарплат и потребительских расходов умножилось и количество дорожных пробок, причиной которых стали новые автомобили, заполонившие столицу России. Общее количество автомашин в Москве увеличилось на полмиллиона единиц: с 2 млн. в 1997 году до 2,5 млн. в 2001 году.
Хотя российские статистики еще не удосужились подсчитать, сколько автомобилей принадлежит женщинам, автомобилисты и официальные лица согласны в одном, эта цифра растет.
По словам одного водителя-инструктора, большая часть новичков, желающих получить права на вождение автомашины, женщины. А 10 лет назад в классе из 12 человек занимались только одна-две представительницы так называемого слабого пола.
Феномен женщин-водителей вызвал интенсивные дебаты, насмешки и даже притеснения в современном городе, дорожное покрытие которого в некоторых местах еще довольно старомодно.
В качестве самозащиты многие женщины, не мудрствуя лукаво, просто приклеивают на стекла своих автомашин треугольные наклейки с надписью: "уважай меня!". Кроме стикера с туфлей на шпильке, женщины-автолюбительницы приклеивают картинку, на которой изображена девочка с пышной прической, призванная олицетворять "ученицу-водителя", о чем свидетельствует соответствующая подпись. При желании автолюбительницы могут воспользоваться и "чайником", специальной наклейкой, на которой красуется самый настоящий чайник, которым в России именуют "неуклюже-неловких любителей".
Считается, что подобные наклейки способствуют автоматическому пробуждению необходимой галантности и увеличению числа водителей-рыцарей на дорогах Москвы. Во всяком случае, таково мнение Михаила Брызгина, продающего аксессуары для автомобилей вот уже в течение 2 лет. Еженедельно Михаил продает 10 таких наклеек.
Тем не менее, мужчины-водители любят поиздеваться над женщинами: они громко сигналят представительницам слабого пола, прилюдно оскорбляют их и подрезают, принадлежащие им автомашины.
Похоже, обе стороны согласны только в одном: женщины действительно по-другому водят машину.
"Я даже не знаю, как определить манеру вождения женщин, чтобы их не обидеть, - говорит Рома Агишев, молодой фотограф. - Женщины либо водят автомобиль жестко по тем правилам, которые они проходили в школе вождения, или же, чтобы избежать риска, руководствуются своей интуицией. А у нас в городе, по меньшей мере, треть водителей, полностью игнорирует правила. Получается, что осторожное вождение создает опасные ситуации".
По мнению Евгении Волковой, работающей в одном из московских банков, опасные ситуации на дорогах целиком и полностью создают мужчины.
"Женщины ездят медленнее и более осмотрительно, - говорит она. - Зачастую с ними в машине находятся дети, поэтому им невыгодно безумствовать и бахвалиться на дорогах".
Феномен роста числа женщин-водителей отражает общие изменения на рынке. В советские времена женщины тоже работали, но профессионально обычно никак не выделялись. В современной России деловые женщины находятся на переднем крае капиталистического производства. Компании нередко нанимают их на такие должности, которые требуют наличия личного автомобиля.
Перевод: Баранкин Николай Опубликовано на сайте inosmi.ru: 05 февраля 2003, 15:17 |