proua.com, 25 сентября
В раю - климат, в аду - общество". Шутка американского юмориста придется по вкусу многим мужчинам. Ведь большинство из них стоит перед подобным выбором еще при жизни - при решении "женского вопроса".
Отборные стервы конца 80-х и начала 90-х грешат корыстью и меркантильностью в ущерб таинственной и романтичной чувственности.
Женщины атакуют
Метания сильного пола между добродетельными праведницами и соблазнительными грешницами были любимой темой мировой литературы, поэзии, театра, а с недавних пор (всего-то 105 лет!) стали сюжетом для кинематографа. К честным скромницам "кинозеркало жизни" было подчеркнуто равнодушно, зато шикарные стервы попадали в свет "волшебного фонаря" с завидной регулярностью. Популярные звезды в ролях аморальных героинь на 100% обеспечивали: герою - полный крах, публике - полный кайф, фильму - полную кассу.
Уже второй век в темных залах на белых экранах идет непримиримая "война полов". Отборные "киностервы" планомерно атакуют позиции "романтических любовников" и "суровых суперменов". Успех "немых" звезд 20-х Полы Негри и Глории Свенсон развивают королевы 1930-х Грета Гарбо и Марлен Дитрих. На смену богиням 1940-х, Рите Хейворт и Джин Харлоу, спешат идолы 1950-х - Мэрилин Монро и Джейн Мэйнсфильд. Из Франции 1960-х десантируется Брижит Бардо, а 1970-е выставляют на передовую гибкую, но несгибаемую Джейн Фонду.
Все эти годы бравые "сестры по оружию" предпочитали вести сражение на своей территории - в мире стихийных чувств, эмоций и инстинктов. Таким образом у героев-мужчин сохранялась надежда, что ристалище логики, ума и прагматизма остается за ними.
Новые времена и новые режиссеры выводят "новую популяцию" роковых героинь. Некогда блистающие грани образа замутняются холодным жестким расчетом. Отборные стервы конца 1980-х и начала 1990-х грешат корыстью и меркантильностью в ущерб таинственной и романтичной чувственности.
Мужчины выигрывают Вышедший в 1987 г. фильм Эдриана Лайна "Роковое влечение" критики назвали "первым триллером о небезопасном сексе". Его героиней стала брошенная женщина (!) (в исполнении Гленн Клоуз), что в эпоху классических "роковых красавиц" было нонсенсом. Завязав мимолетный служебный роман и не в силах перенести возвращение своего партнера к законной супруге, она начинает преследовать возлюбленного и его семью. А в финале опускается до банального размахивания кухонным тесаком, за что и получает пулю в лоб во славу морали и семейных ценностей.
Психоаналитический триллер Фила Жоану "Окончательный анализ" (1992 г.) сделан в традициях знаменитых картин Хичкока "Завороженный" и "Головокружение". Многообещающим началом выглядит психологический поединок солидного врача (Ричард Гир) и опасной парочки соблазнительных сестричек-психичек (Ким Бэйсинджер и Ума Турман). Но действие довольно быстро сползает в привычную колею стандартного криминального сюжета, где основными мотивами становятся убийство за наследство, липовые улики и прочая полицейская лабуда.
Оригинальная история служебно-сексуального домогательства "наоборот" в картине Барри Левинсона "Разоблачение" (1994 г.) на поверку оказывается скучной мелодрамой из жизни крупной корпорации, где даже оральный секс между героями обусловлен производственной необходимостью. Деми Мур пытается изобразить хищницу, но в своей охоте руководствуется несимпатичными мотивировками карьерного характера. В результате - закономерное поражение ее героини в постельно-деловом поединке с героем Майкла Дугласа.
Даже нашумевший "Основной инстинкт" (1992 г.) Пола Верхувена, положивший начало целой серии фрейдистско-мазохистских триллеров, обернулся детективным розыгрышем и эротико-интеллектуальной игрой голливудского режиссера из Голландии.
Конечно, самая умная стерва Голливуда - Шэрон Стоун, - приобрела культовый статус секс-символа 1990-х благодаря перекидыванию ног при отсутствии нижнего белья. Но не стоит забывать, что ее героиню ведут по жизни не рок, не страсть, а элементарная мания и странная любовь к ножу для колки льда. Да и это орудие в финале фильма остается неиспользованным, мягко подводя зрителя к мысли о выдающихся мужских способностях агента ФБР (Майкл Дуглас), которые оказались сильнее опасных привычек писательницы-садистки.
Триумф интеллекта
Кстати, сама Стоун не только обладает самым высоким IQ (индексом интеллекта) среди кинобогемы, но и является живой иллюстрацией на тему "женщина в борьбе за место под голливудским солнцем". Как солдат переползает от укрытия к укрытию, приближаясь к вражескому окопу, так Шэрон Стоун мелкими перебежками через маленькие роли добралась до нынешнего успеха, переиграв на дистанции многих звезд-мужчин.
В фильмах "Копи царя Соломона" и "Аллан Куотермейн и затерянный город золота" она была на подхвате у Ричарда Чемберлена, которого сейчас помнят лишь cамые стойкие поклонницы сериала "Поющие в терновнике" ("11 месяцев в Африке, чтобы снять два таких дерьма!.." - так вспоминает об этой работе сама актриса).
В боевике "Над законом" Стоун выступила "незаметной женой" Стивена Сигала. Ну и где сейчас растолстевший Сигал, чей последний фильм не рискнули даже выпустить в кинопрокат?
В фантастическом блокбастере "Вспомнить все" ее "убивал" Шварценеггер. Сегодня Арни (дай Бог ему здоровья!) вынужден соглашаться на очередного робота в проекте "Терминатор 3". Стоун же собирает "Оскаров" и между делом объявила о своем участии в сиквэле "Основного инстинкта"… |