Мария Богословцева, Страна.Ру, 16 октября
Как сообщила лаборатория Касперского, в Интернете обнаружен вирус-агитатор, который относится к разряду почтовых червей. Несмотря на то, что вложенный файл имеет весьма эротическое название sex.exe, надпись на экране носит политический характер и относится к грядущим в декабре этого года выборам столичного градоначальника. "Битва за Москву - кандидат С. против урючья" - гласит надпись, она же в результате работы вируса становится и вашей заставкой на рабочем столе.
Представляется, что в данном конкретном случае мы, скорее, имеем дело либо с черным контрпропом, либо с не менее черной агиткой. С одной стороны, кандидат, имя которого фигурирует в данной рассылке, "обманывает" потенциального избирателя два раза одним письмом. Во-первых, сначала человеку обещают "клубничку", и если он все же решается посмотреть на нее, то видит надпись, гласящую, что один из гробовых магнатов - главный борец с "урючьем". Кто эти "урюки" и зачем с ними бороться, надпись не разъясняет. Во-вторых, любимая блондинка или иномарка, вольготно расположившаяся в виде заставки на вашем рабочем столе, куда-то пропадает, а ее место занимает все тот же кандидат, ввязавшийся в битву за Москву. Такой расклад вряд ли понравится избирателю, что говорит о контрпропагандистской направленности акции. Заказчик ее, соответственно, - избирательный штаб главного "урюка", с которым намеревается бороться кандидат С.
С другой стороны, надо учитывать особенность мэрских выборов в Москве. Дело в том, что большинство кандидатов здесь, кроме разве что самого мэра Лужкова, имеют не только низкий электоральный рейтинг, но и очень небольшую узнаваемость. Интерес к этим выборам среди москвичей, во всяком случае, пока Юрий Лужков пользуется высокой популярностью, - также крайне мал. Следовательно, фамилии большинства конкурентов Лужкова избирателям ничего не говорят, попробуйте проголосовать за кандидата, чью фамилию вы впервые видите. Таким образом, даже вирусный спам может служить средством повышения узнаваемости кандидата. Ведь подобного рода действия являются информационным поводом, посредством которого можно засветиться в СМИ. Конечно, такая кампания должна быть подкреплена еще целой серией разнонаправленных действий, чтобы процент узнаваемости был переведен в электоральный. Следовательно, имеются все признаки агитки.
Что касается подобных технологий, то они, скорее, будут использоваться против или в интересах тех, кто принимает участие в федеральной избирательной кампании, и всероссийски известных одномандатников. Дело в том, что выделить почтовые ящики избирателей какого-либо округа сложнее, а следовательно, и КПД подобного рода акций будет снижен. В Москве же, безоговорочном лидере среди российских регионов по числу пользователей сети Интернет, подобные технологии могут использоваться с успехом. Однако и гражданам других регионов и вовсе не живущим в России, но имеющим электронную почту с расширением "ru", не стоит упокаиваться, так как подобные выходки могут делаться и от лица партий.
Представляется, что "политические черви" - результат мутации уже известной сетевой пиар-технологии: электронных писем с вызывающими возмущение обращениями или требованиями, рассылаемыми от имени той или иной партии (в начале весны сего года кто-то таким образом пытался дискредитировать "Единую Россию", приписывая ей создание партячеек на производстве).
Стоит напомнить, что есть и более жесткие методы борьбы за избирателя, которые пока не перекочевали в Интернет. Например, на некоторых выборах, вместо того чтобы подпольно печатать и распространять ложную агитацию от имени конкурента, подлинные его листовки и плакаты клеили на лобовые стекла автомобилей или двери квартир. В Сети же это может быть вирус, который высветит на экране логотип той или иной партии, удаляя все данные с вашего жесткого диска. Конечно, если вы начнете задумываться о том, могла ли ваша любимая партия так с вами поступить, то придете к выводу, что это сделала не она. Но, как известно, в России выбирают не только умом, к тому же осадок все равно останется. Тем более, подобные выходки действуют на тех, кто еще не определился со своим выбором, а таких в среднем по стране около 30 %.
Случай с "политическим червем" лишний раз подчеркивает, что общее развитие высоких технологий не могло обойти стороной и предвыборные кампании. Скажем, увеличение числа абонентов мобильной связи позволяет задействовать их в пропагандистских или провокационных целях. Например, через рассылку SМS-сообщений. Так, скажем, если вас "эсэмэской" от имени какого-либо кандидата или партии поздравляют с праздником, то это, скорее всего, рекламная акция. Но если в течение дня вы получаете 100 сообщений с призывом голосовать за Петра Петровича, то к дню голосования он вам так надоест, что вы из принципа поставите галочку напротив фамилии Ивана Ивановича. Также не очень приятно абонентам не самой дешевой мобильной связи за свой счет слушать среди ночи агитационные речи пьяного кандидата в депутаты.
Техническая и пиаровская мысли не стоят на месте. Ваш телефон поддерживает MMS и GPRS - не удивляйтесь, если вам пришлют фотографию какого-нибудь кандидата в обнаженном виде в обнимку с вашей женой. |