proua.com
…пошел за чаем, в то время как вы не вставали с места со вчерашнего дня? Такое не оставит равнодушным никого. Согласно исследованию, проведенному компанией "Office Angels", 33% уволившихся офисных работников называют основной причиной своего решения раздражение из-за привычек коллег.
Источники раздражения могут быть весьма необычными. Консультант-психолог компании "АНКОР" Вера Александрова вспомнила историю своей подруги, которая, устроившись на работу, "попала не в коллектив, а в хор". Все сидящие рядом коллеги напевали себе под нос какую-то мелодию. При этом они как будто не замечали этого. "Самое смешное, что больше всего ее раздражал не сам факт того, что они пели, а то, что эта мелодия не совпадала с той, которую пела она", - рассказывает Александрова. Через несколько недель все успокоилось: как только все cотрудники стали петь одно и то же, раздражение ушло само собой.
"С ситуацией, когда от коллеги буквально трясет, когда-нибудь сталкивались все", - говорит гендиректор агентства рыночных исследований и консалтинга "Маркет" Андрей Давидович. Какое-то время назад в этой компании сложилась взрывоопасная ситуация. В преимущественно женском некурящем коллективе работал мужчина, любивший дешевые сигареты. Когда он приходил на место после перерыва, женщины просто задыхались от запаха плохого курева. Они пожаловались боссу. Тот вызвал виновника к себе и рассказал ему о сути жалобы. Курящий сотрудник был очень удивлен и сразу же согласился сменить сигареты. Он даже не подозревал, что раздражает коллег, сам же запаха не замечал.
Ситуация, к счастью, разрешилась спокойно. "Если бы женщины решили сказать ему (курящему) напрямую, то это было бы сделано в раздраженной форме, и конфликт был бы неизбежен, - уверен Давидович. - А так они пришли ко мне, все объяснили, я, в свою очередь, вызвал человека, спокойно с ним поговорил (меня-то этот запах не раздражает), так все и решилось".
В подавляющем большинстве случаев люди не замечают своих привычек, которые раздражают других, соглашается гендиректор рекламного агентства "Арт-Ком" Алексей Пугачев. Если человек выливает полбутылки одеколона на себя, то он делает это не для того, чтобы досадить своим коллегам, а потому, что считает это нормой. Вполне возможно, что у него притуплено обоняние.
Рекомендуется начинать работу с любым раздражением с самого раздраженного. Может быть, человек сознательно или подсознательно ищет повод для раздражения. Бывает, что человек не выспался или с женой поссорился с утра - конечно, его будет в этот день раздражать все вокруг. В некоторых коллективах с такой стихийной раздражительностью можно борются при помощи флажка, который выставляет сотрудник, чувствующий себя в этот день слишком раздражительным. Когда вы подходите к коллеге и видите, что он выставил такой красный флажок, то лучше отложить важный разговор с ним на завтра.
Если же в целом все хорошо, а коллеги по-прежнему раздражают, имеет смысл выяснить подоплеку раздражающей привычки. Скорее всего, этому есть разумное объяснение, а раздражение идет только от его незнания. Одного предпринимателя бесило то, что его партнер по бизнесу раз в три часа звонил своей жене, где бы он ни находился. Когда же он выяснил, что женщина тяжело больна и прикована к постели, от раздражения не осталось и следа. Что поделать - человеческая природа такова, что мы склонны замечать вещи, которые лежат на поверхности, и не хотим углубляться.
Если же, несмотря на проделанную над собой работу, коллега по-прежнему действует на нервы, надо переходить к активным действиям. Лучше всего в доверительной беседе аккуратно обратить внимание человека на его привычку, не называя ее. При этом фраза "Вась, как же от тебя воняет!" - не самый лучший выбор. Лучше незаметно вывести Васю на беседу о том, как иногда бывает душно в офисе летом. Человек сам все поймет.
Иногда бывает полезно придумать какую-то жизненную ситуацию вроде: "Я вот тоже раньше ходил в одном удобном свитере, а потом сорвал из-за этого встречу с клиентом, после чего хожу только в этой "удавке" - неудобно, конечно, но так я представительнее".
Однако такие намеки тоже не всегда действенны. Например, они не так хорошо работают в отношении экстравертов, которые, сами того не замечая, комментируют свои действия. Между тем эта привычка тоже может раздражать коллег. Такие есть в любом коллективе, и их очень легко узнать: "Где же этот телефон Петрова... Где же он у меня был? Вечно я куда-нибудь деваю все эти бумажки с телефонами... Ах, вот он... Сейчас я ему позвоню..." Дальше следует разговор с Петровым и после - обращение к коллегам: "Представляете, позвонил Петрову, а он мне говорит..." и т. д. С такими людьми эффективнее будет "обезличить проблему": обратиться к коллегам с предложением следить за "мыслями вслух". Еще лучше перевести это на себя: "Я стал замечать, что часто стал говорить сам с собой, давайте будем друг другу напоминать об этом".
Если же и намеки не проходят, то следует обратиться к начальнику или директору по персоналу. Вера Александрова на одном из предшествующих мест работы сидела в комнате с коллегой, которая очень громко разговаривала по телефону. На любые намеки она отвечала, что ее артистичный голос просто не позволяет ей общаться тише. Обращение к руководителю все решило моментально - артистичную сотрудницу пересадили в отдельный кабинет.
В то же время эксперты не советуют пользоваться анонимными посланиями коллегам. Скорее всего, они будут написаны в раздраженной форме, что не разрешит проблему, а, наоборот, усугубит ее. А потом директор будет удивляться, почему отличный специалист вдруг присылает заявление об уходе по электронной почте.
Если же коллега попался настырный, и его ничего не берет, остается только одно: еще больше углубиться в работу и сократить количество общения с раздражителем. Попробуйте представить соревнования двух легкоатлетов с одинаковыми характеристиками - вес, сила мышц, тренированность. И тут во время забега один бегун поворачивается к другому и начинает кричать, что его раздражает майка, манера бега и т. п. Кто прибежит первым?
Конечно, тот, который просто бежит, поскольку он концентрируется на главном, даже если тоже считает, что майка соперника слишком открытая, а потому очень вызывающая. Так же и в бизнесе: тот, кто постоянно думает о работе, а не о том, как сильно его раздражает коллега, добьется большего. |