www.proua.com
…замолкли и уставились на меня, а какой-то бритый мальчишка с предпоследней парты выставил в мою сторону палец и насмешливо-гнусавым голоском изрек: "Новенькая!" От этого слова и хищных взглядов моих новых "соплеменников" у меня по спине забегали мурашки, я поняла: чтобы стать для них своей, мне придется пройти серьезную проверку.
Когда я пришла на свое место работы, я была куда смелее и увереннее в себе, чем в 10 лет. Но, взглянув в глаза моих будущих коллег, я почувствовала, что за все эти годы мало что изменилось, и если откровенных нападок не будет, то скрытых мне точно не избежать. Особенно это актуально для женских коллективов, куда попала я, и куда, возможно, предстоит внедряться тебе.
1. Будь сдержанно доброжелательной ко всем. Твой опыт общения с коллегами еще настолько мал, что ты просто не можешь выделить среди них достойных и недостойных – все они для тебя мисс и миссис Икс. Пока ты только начинаешь их разглядывать, а потому держись со всеми ровно и по-хорошему. Учти, первое впечатление часто бывает обманчивым. Поэтому не стоит так уж безоговорочно доверять своему умению сходу разбираться в людях. Не слишком ли самонадеянно с твоей стороны считать себя прирожденным психологом с безупречной интуицией? Когда ты со временем узнаешь своих коллег, тогда и настанет время отбора. Ты сориентируешься, с кем тебе лучше общаться, а кого лучше избегать.
2. Выбирай компанию. Не исключено, что в первые же дни твоей работы кто-то из коллег попытается завоевать твое внимание и даже доверие. Не стоит идти на поводу у первого, кто захочет с тобой общаться. Задумайся, зачем ей это понадобилось? Может быть, из-за ее вздорного характера от ее дружбы давно отказались все остальные? Кстати, если ты неосторожно сойдешься с ней, ее плохая репутация автоматически прилипнет к тебе. Не вдаваясь в подробности, многие смело объединят тебя в пару с худшей из сотрудниц всей организации. Тебе это надо?
3. Не давай втянуть себя ни в одну из местных группировок. Почти в каждом коллективе есть несколько лидеров со своими свитами. Каждый из них преследует свои цели. Сначала пойми, в чем причина образования "кланов", и разберись в их конкретных целях. Ты рискуешь в спешке попасть не в ту компанию. Кстати, не подумай, что непременно нужно примыкать к какому-то из враждующих лагерей, осторожно лавируя, можно оставаться в положении "неприсоединившейся страны". И при любом исходе борьбы сохранишь свою репутацию и добрые отношения в коллективе. Только не путай нейтралитет с позицией перебежчика, который действует по принципу "и нашим, и вашим" – это не нравится ни тем, ни другим.
4. Не вступай в заочный конфликт с шефом. Вполне возможно, ты станешь невольной свидетельницей оживленного обсуждения твоими новыми сослуживицами деловых и личных качеств вашего общего босса. Еще вероятнее тебя введут в курс дела и познакомят с информацией о его частной жизни: как там у него с женой, с кем он в прошлом месяце ездил на курорт и так далее. Все это на самом деле очень любопытно, особенно если тебе самой есть что сказать, ведь твой новый шеф – лучший друг твоего папы, да и живете вы в одном подъезде. А что касается его жены, то это такая... Стоп! Забудь обо всем этом, словно страдаешь ретроградной амнезией (проще говоря, провалами в памяти). Ты запросто можешь вылететь из фирмы, если босс узнает, что ты распространяешься насчет его личной жизни. И никакой папа не поможет. Кстати, с большой вероятностью твои слова дойдут до босса с пикантными деталями и различными дополнениями. Уж поверь, эта двусмысленная ситуация не пойдет тебе на пользу. Отсюда правило: о начальнике – хорошо или ничего.
5. Не спеши откровенничать. Сплетни – самое распространенное женское орудие, так что будь осторожна. В разговорах с сотрудницами старайся обходить тему своей личной жизни, в первое время, во всяком случае. Когда же ты окажешься вынужденной участвовать в импровизированных девичниках, старайся больше слушать и меньше говорить. На вопросы отвечай кратко, примеров из жизни не приводи. Дай себе время, чтобы присмотреться к этим людям и решить, кому из них можно доверять, а кому нет.
6. Не стучи!. Если не хочешь узнать, что такое женская месть. Ты можешь потерять все: сон, покой, здоровье, заработок, репутацию, душевное равновесие и, в конце концов, свое рабочее место. Так что десять раз подумай, прежде чем бежать к начальству с докладной запиской. Кстати, эта рекомендация актуальна не всегда, а только в первое время.
7. Не умничай!. Не пытайся сразу навязывать коллегам новый порядок организации работы, даже если он намного эффективнее того, что установлен в этих стенах. Даже если ты все досконально изучила, а все новшества были успешно опробованы на твоем прежнем месте работы. Сначала надо приобрести достаточный авторитет, а уж потом давать советы, как работать продуктивнее и что для этого нужно менять.
8. Но и другим не давай себя поучать. В каждом офисе обязательно найдется хотя бы одна чересчур деловая и опытная дама, которая сочтет своим долгом указать тебе, как надо работать. Твоя задача: тактично ответить, что в первую очередь ты будешь следовать своей должностной инструкции, а если возникнут вопросы, обратишься за уточнениями к своему непосредственному начальнику. Вежливо объясни "строгой даме", что в ее советах ты не нуждаешься. Но если все-таки тебе потребуется совет, ищи того, к кому можно обратиться, среди более доброжелательных и менее заносчивых сотрудниц. Кстати, обращаться с вопросами не стесняйся – в этом нет ничего предосудительного.
9. Охраняй суверенитет. Всякие покушения на твое рабочее место пресекай на корню: не разрешай никому брать что-то с твоего стола (особенно во время твоего отсутствия), копаться в бумагах или компьютере, шарить по ящикам без твоего разрешения. Пусть никто не сидит на твоем стуле и не берет телефонную трубку. Вообще, стань хозяйкой своего рабочего места, сделай эту "территорию" своей. Это укрепит твои позиции, придаст уверенности в себе и своем профессиональном статусе, а коллеги будут впредь относиться к тебе с уважением, как к человеку, который может за себя постоять.
10. Не разрешай садиться тебе на шею. Как правило, новички боятся за себя постоять, а некоторые бесцеремонные коллеги стремятся использовать эту слабость в своих интересах. К примеру, перевалить на новенькую самую неприятную или невыгодную работу или послать юную коллегу в буфет за пирожками. Наш тебе совет: ни на секунду не превращайся в девушку на побегушках, так как от этого амплуа тебе трудно будет потом отделаться. Не давай никому возможности решать свои проблемы за твой счет, и тебя вольно или невольно начнут уважать. |