Рифат Асадуллин, "Литер", 8 декабря
В семье моей подрастают дети, которым тоже скоро поступать в вуз. Вот почему, едва завидев на прилавке изданные в 2004 году в Астане Министерством образования и науки РК и Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования сборники тестов по разным предметам, я, не раздумывая, приобрел полный комплект и в нетерпении принялся читать.
Начал со своего любимого школьного предмета – географии. И с первых же страниц в душу прокралось сомнение: то ли я отстал от жизни, то ли действительно что-то нехорошее творится с этим самым ЕНТ. Ибо на всем протяжении 182-страничного сборника то и дело пришлось натыкаться на досадные ошибки (причем всех сортов: пунктуационные, орфографические, грамматические, стилистические и т. д.), нелепицы и алогизмы.
К примеру, тестируемым предлагается ответить на вопрос, выбрав верный вариант: "Население Австралии состоит из: а) пигмеев, b) бушменов, c) коренного меньшинства и пришлого населения, d) переселенцев, e) англо-французов" (стр. 22, вариант № 4, тестовое задание № 4). Ясно, что правильный ответ "c". Но чем же перед авторами-составителями тестов провинились англичане и французы, которых слили здесь в пусть придуманный, но какой-то абсурдный, а кое для кого и оскорбительный гибрид?
Педагогам не пристало забывать, что этнонимы – материя тонкая и деликатная, и даже самые невинные шутки с ними порой граничат с посягательством на честь и достоинство их носителей. К тому же тестирование – жанр учебно-воспитательный, а не развлекательный, где даже самое искрометное остроумие не должно выходить за рамки этики.
О том, что с этнологией у составителей нелады, свидетельствует вопрос "Многочисленная народность мира: а) казахи, b) бразильцы, c) китайцы, d) русские, е) японцы" (стр. 140, вариант № 27, задание № 27). Согласно приложенной в конце книги таблице, правильный ответ – "c". А что, русские - не многочисленный этнос (как вы заметили, в тесте он обозван народностью). А японцы? Многочисленность – понятие относительное даже в этнографии и, как видим, здесь авторы не удосужились правильно сформулировать вопрос, который должен просить тестируемого назвать более многочисленный этнос.
Сомнительна корректность задания "Многонациональными странами считают: а) Афганистан, Китай, Францию, b) Канаду, Украину, Японию, c) Индонезию, Суринам, Бельгию, d) Боливию, Эквадор, Японию, e) Россию, США, Индию" (стр. 123, вариант № 24, задание № 9). "Правильный" ответ здесь "е", но любой квалифицированный иранист, синолог или романист не ошибется, если выберет вариант "а": Афганистан, КНР, Французская Республика – не менее полиэтнические страны. Кроме того, составители, как представляется, и сами еще не разобрались толком в таких терминах, как "этнос" и "нация", почему и формулируют вопрос именно так, а не иначе.
Глаза на лоб лезут при виде задания "Астрономические исследования казахской земли провел: а) П. Карпин, b) Абу Насыр аль-Фараби, c) Геродот, d) Птолемей, е) Махмуд Кашгари" (стр. 139, вариант № 27, задание № 15). Правильный ответ – "b", аль-Фараби. Но вообще-то, во-первых, астрономия – наука о небесных светилах, а во-вторых, в ту далекую эпоху еще никто не наблюдал ни казахской, ни какой другой земли с поверхности Луны, Марса или Венеры, не говоря уже об обсервации с околоземных орбит. И вновь та же ошибка – неправильная формулировка вопроса.
А вот этот курьез откровенно просится в Книгу рекордов Гиннесса: "Животное степей, которое может передвигаться с большой скоростью: а) журавль, b) сурок, c) суслик, d) антилопа-сайга (как будто на свете есть сайга-неантилопа. – Авт.), е) мышь" (стр. 24, вариант № 4, задание № 19). Правильный ответ, конечно, "сайга". Но кто сказал, что сурок и суслик не могут передвигаться с большой скоростью?! Сначала попробуй догони! Очередной ляп: сопоставление несопоставимого ряда животных и, главное, логическая ошибка – нужно было ставить вопрос не о большой, а о бoльшей скорости.
В преамбуле к изданию его авторы утверждают, что "объективность обеспечивается: 1. Высоким качеством тестов, составленных опытными педагогами-предметниками; 2. Многократной экспертизой тестов на пригодность их применения на ЕНТ…" (Нельзя не обратить внимания на безапелляционное торжество косноязычия авторского стиля: и здесь вместо органичного предлога "в" ошибочно используется посылающий предлог "на". – Авт.)
Но что говорить о качестве и пригодности, когда даже невооруженным глазом удалось выявить столько досадных погрешностей. И, судя по всему, обнаруженные недостатки - это отнюдь не случайные, а системные пороки ЕНТ. Посему нисколько не удивлюсь, если выпускники, абитуриенты и солидарные с ними стороны начнут подавать в суд на идеологов, организаторов, методистов, исполнителей и администраторов вопросников Единого национального тестирования.
Честно говоря, обжегшись на географии, я не решился открывать сборники тестов по истории, литературе, биологии… |