"МК", 17 января
Мы так легко научились произносить "I’LL BE BACK", "SHIT", "BABY" и прочее, что просто удивительно, что слова вроде "байопик" или "сиквел" даже у завсегдатаев кинозалов вызывают оторопь. Поэтому "МК" решил выяснить, какими словами могучий голливудский язык наградил великий русский. И что эти слова обозначают.
аниме Японская анимация. Причем и аниме, и манга (комиксы в книжках) составляют солидный пласт японской культуры. В России же аниме - большая редкость, которая появляется лишь на специализированных фестивалях. В Америке, например, аниме более популярны - братья Вачовски признавались, что аниме навеяли им "Матрицу", а Тарантино в "Убить Билла" целую историю сделал в лучших традициях японской анимации. Аниме давно завоевали мировые экраны и киноэкраны больших киносмотров. В Канне и Венеции с успехом проходят премьерные и конкурсные показы "Призрака в доспехах" и "Последней фантазии", а на Берлинском фестивале "Унесенным призраками" Хайао Миядзаке даже выдали главный приз - "Золотого медведя". Европейцам известно, что величина глаз героев обозначает их возраст: чем больше глаза, тем моложе и наивнее персонаж. А также то, что жанров в аниме существует больше сотни. Истории для девушек, истории для юношей, киберпанк (откуда, собственно, и пошла "Матрица"), фэнтези (в этом жанре специализируется Миядзаке) и пр. Появились аниме сравнительно недавно - в годы Второй мировой войны и служили живыми агитплакатами. И лишь потом стали развлечением. Мы вам больше скажем: доразвлекались японцы до эротических аниме, получивших название хентай. Сейчас на длинноногих девочек в коротких юбочках весьма успешно работает целая индустрия, и в жанре хентай появилась масса поджанров. Степень извращенности создателей можете оценить сами, зайдя во Всемирную паутину.
блокбастер Этим словом сегодня в России обозначают все, что в голову взбредет. Между тем блокбастер - изобретение все того же Голливуда - изначально обозначало бомбу в разговорном языке и лишь потом стало применяться к кино. Это фильм с большим бюджетом - больше 100 миллионов, с большими звездами типа Анджелины Джоли или Джорджа Клуни и громадными сборами. И даже если поделить голливудские цифры на 10, мы все равно пролетаем, потому что в России нет института звезд, есть только звездные замашки. Наших звезд мы видим каждый день - в кино, сериалах, телерекламе и не ждем очередного появления Гоши Куценко или Константина Хабенского, так как ожидаем новую роль Джонни Деппа или Аль Пачино. Так и получается, что блокбастер в России - это все, что снимается вообще с бюджетом от 5 до 10 миллионов долларов и претензией на спецэффекты. На самом деле единственное, что роднит отечественные "блокбастеры" с заокеанскими, - рекламные бюджеты. И тут, и там они составляют львиную долю бюджета самого фильма.
сиквел & приквел Как говорят, сиквел - страшное слово, но приквел еще страшнее. На деле же все просто: сиквел - всего лишь продолжение истории. И продолжать ее берутся, как правило, через несколько лет - то есть когда история началась, еще никто не знал, что у нее будет продолжение. Вот, например, великий и ужасный Брюс Уиллис сейчас снимается в сиквеле "Крепкого орешка", который будет нумерован цифрой 4. Или Харрисон Форд готовится к съемкам сиквела "Индианы Джонса" под мудрым руководством его отцов-основателей Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. Приквел же - возвращение к предыстории. Если Питер Джексон снимет "Хоббита", как обещал, то это будет приквел, то есть история, произошедшая до появления на свет Фродо Бэггинса и всей этой мороки с кольцом. Но самый большой мастер приквелов - Джордж Лукас, который умудрился поведать историю Люка Скайуокера с конца и спустя почти 20 лет соизволил рассказать, откуда же взялся Дарт Вейдер и почему, черт побери, начались звездные войны.
байопик Жизнеописание. Изобретение, несомненно, голливудское. Американцы, не имеющие собственной многовековой истории и не уставшие от перемывания косточек своим великим так, как от этого утомились европейцы, прочно лидируют в сем жанре. Описывая языком кино биографии самых разных людей - от нашего Чикатило до своего Ларри Флинта ("Народ против Ларри Флинта"). Качества эти фильмы тоже бывают самого разного. Например, биография Рэя Чарльза, одобренная им самим и снятая Тэйлором Хэкфордом, не имеет практически ничего общего с реальной биографией музыканта. И это весьма распространенное явление - творцы переделывают биографии великих красоты ради. Так и получается, что Мэттью Барри, если верить фильму "Волшебная страна", познакомился с очаровательной мамашей двух детей и хозяйкой сенбернара, которые и стали прототипами героев "Питера Пэна". На самом же деле Барри сам купил себе сенбернара. Или же эксцентричный миллионер Говард Хьюз, по версии Мартина Скорцезе, прожил весьма бурную личную жизнь ("Авиатор"). Тогда как на деле Хьюз всячески скрывал свою спальню от посторонних глаз, а автор единственной авторизованной биографии мистера Хьюза умер при весьма подозрительных обстоятельствах.
road-movie Жанр, грубо говоря, обозначающий историю, происходящую в дороге, в движении, - прерогатива независимых американских режиссеров. Америка - страна большая, дороги там длинные, чего не покататься? Так, Дэвид Линч отправляет в "Простой истории" свой персонаж на газонокосилке через всю Америку, Джим Джармуш Джонни Деппа в "Мертвеце" - на поиски страны, откуда все пришли и куда все уйдут, а вслед за ними и молодые российские кинорежиссеры Алексей Попогребский и Борис Хлебников пускаются на поиски райского Коктебеля. Продолжать список можно до бесконечности. Беда лишь одна - новые имена в данном жанре появляются редко, и отличаются лишь те, кто уже поднаторел в долгих путешествиях. В прошлом году к излюбленному road-movie вернулись Вим Вендерс в "Входить без стука" и Джим Джармуш в "Сломанных цветах". Этот жанр чрезвычайно популярен среди независимых именно потому, что долгий путь дает возможность и режиссеру, и его героям вдоволь поразмышлять над смыслом жизни и судьбами человечества. Результат размышлений зависит от таланта - лучшие road-movie придуманы как раз великими - Джармушем, Вендерсом, Линчем.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. |