NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2020)
Кто человек №2 в Казахстане (март 2020)








Поиск  
Вторник 26.05.2020 00:30 ast
21:30 msk

Как не надо воспитывать детей
Пухлые тома и даже целые библиотеки написаны о том, как надо воспитывать детей, и ничего я к этому не добавлю. Просто потому, что не знаю, как надо. Зато знаю, как не надо
02.02.2006 / творчество

Наталья Крушевская, www.superstyle.ru

Пухлые тома и даже целые библиотеки написаны о том, как надо воспитывать детей, и ничего я к этому не добавлю. Просто потому, что не знаю, как надо. Зато знаю, как не надо. Именно таков мой собственный ценный родительский опыт, дарованный двумя разновозрастными крошками. И поскольку другого опыта у меня нет, я готова поделиться тем, что имею.

Вот три основополагающих пункта, три кита, которым, увы, почти никогда не удается встретиться в необъятном океане воспитания.

1. Что мы хотим видеть в своем взросшем чаде, орошая его обильными материнскими (или, реже, скупыми отцовскими) слезами на пороге взрослой жизни.

2. Что мы воспитываем, то есть осознанно и целенаправленно развиваем (или подавляем) в ребенке.

3. Что получаем в результате.

Как ни странно, мы часто хотим прямо противоположного. Чтобы чадо было абсолютно послушно нашей родительской воле - и одновременно упорно противостояло коллективу с его тлетворным влиянием. Чтобы хватало английские слова с лету, а тех, которые говорятся в школьном туалете, не слышало бы вовсе. Чтобы рос сынок пацифистом, презирающим компьютерные стрелялки, и притом имел бы в классе репутацию парня, к которому лучше не задираться. А доченька пусть будет знакома с героями русской классики куда лучше, чем с соседскими подростками, но притом были бы в голове экзамены, а не романы…

Словом, чаще всего мы противоречим себе на каждом своем родительском шагу. Как полагаете, чего, например, добивалась я, заботливая мать, отдавая ненаглядного своего первоклассника в музыкальную школу? Думаете, унылого ежевечернего часового сидения за пианино в течение последующих восьми лет? Не угадали. Мне мечталось, что, встав из-за этого пианино, он наперегонки со мной побежит в консерваторию на высокопрофессиональный концерт из шедевров Бетховена и Моцарта. А он не бежит. Наоборот, сидит дома и слушает "Короля и шута" и "Дискотеку "Авария". Он от хорошей музыки устал. Понимаете, устал, хотя ее и не слыхивал, а слушал все эти годы главным образом себя и себе подобных. И после художественной своей школы он в Третьяковку ни за что не идет. Он все там видел, к тому же Катька с Танькой из его класса рисуют не хуже Левитана с Саврасовым. И, кстати, у каждого художника стиль свой, так что и сравнивать себя с Репиным нечего, а на картины вообще он насмотрелся.

Ну, с эстетическим воспитанием еще не так обидно. На него мы хоть и возлагаем неоправданно большие надежды, но осуществляем, как правило, "чужими руками". А вот культурности учим сами, причем неустанно, если не с первых дней, то - лет. И чаще всего совершенно безуспешно. Нет, конечно, чадо уже в два года выучивает два волшебных слова, которыми и будет манипулировать в процессе получения от нас материальных и прочих благ. Но вежливость, как известно, придумана для того, чтобы скрывать чувства. Вернее, чтобы истинные чувства не влияли на внешние их проявления. И к внутренней культуре вежливость имеет отношение не большее, чем "Спрайт" к французскому шампанскому. То есть шипит и пенится, пожалуй, даже лучше. Но если для воспитания культуры нужны душевные силы, то для научения вежливости - нервы. И тратим мы эти свои драгоценные нервы прежде всего на то, чтобы хорошо выглядеть самим.

Воспитанное дитя удовлетворяет наши родительские амбиции. Вот приходит гость, приносит ему подарок. "Что надо сказать?" - строго напоминаем мы. "Спасибо", - бурчит сын (дочь). Все. Он рассчитался с гостем. Ему вроде бы и незачем теперь выражать благодарность улыбкой, радостью. Еще 999 таких упражнений, и следа нет от природной щенячьей потребности вилять хвостом и лизать в нос.

Еще хуже выходит у нас возделывание ростков доброты в детских душах. Чего мы добиваемся, когда рассказываем сказку, в которой благородный герой убивает отвратительного негодяя? Жизненный опыт ребенка лишен лукавых понятий "иногда", "в отдельных случаях", "в особых обстоятельствах". Значит, логика проста. Благородным героям можно и должно убивать. Следовательно, убивать можно и должно…

Нет нам, родителям, равных по части сеяния зерен лукавства на этих благодатных полях. Если вы твердите пятилетнему сыну, что мужчина должен быть смелым и отважным, договаривайте, что имеете в виду только завтрашний поход к зубному врачу. А вовсе не идею покататься на трамвайной "колбасе", которая осенит его лет через пять, и тем более не желание пойти "стенка на стенку" с рэпперами или скинхедами, вполне вероятное через десять лет.

А потом мучаемся, ищем лекарство от детской лжи. Кстати, православное воспитание (оно же традиционное, народное, как хотите) утверждает однозначно: пороть. Редко, да метко. Раз навсегда, чтоб отвадить. Причем пока дитя умещается поперек лавки, потом будет поздно. Впрочем, исторический опыт показывает, что в патриархальной России возраст в этом деле помехой не был. Не только в крестьянских семьях, но и в высшем сословии. Приезжает блестящий полковник, седеющий уже, грудь в орденах, в наследственное имение, а там папаша - сухонький такой старичок, генерал-аншеф в отставке, руки трясутся. Но розгу держит твердо: "В карты проигрался? На дуэли стрелялся? Спускай порты, мон шер…" И было согласие поколений. А мы мечемся, продумываем систему наказаний. На улицу не пустить? И так бледный, доктор велел дышать кислородом. Телевизор запретить? Так ему все равно смотреть некогда. И от безвыходности наказываем очередной бесполезной нотацией.

"Единственная моя ошибка, что подозреваю родителей в способности логично мыслить".

Это Януш Корчак, замечательный педагог. А вот мой собственный, долго и трудно выношенный афоризм: главное наше родительское заблуждение - что наши дети - наше продолжение. Это они делают нас.

Психолог Владимир Леви предлагает подробнейшую классификацию родительских типов. По этой шкале я нахожусь где-то между "Клушей Обыкновенной", "Клушей Страждущей" и "Клушей-Кликушей".

Я знаю, что не смогу помочь ребенку прожить его собственную жизнь. Более того, он не нуждается в этом. И все равно продолжаю требовать, советовать, убеждать, просить, кричать, твердить, напоминать, намекать, пилить, зудеть, капать на мозги… Только потому, что мне кажется, будто я знаю, ЧТО ему нужно. И ведь я действительно права! Но главное, что нужно человеку, это научиться быть своевольным. И потому моя двухлетняя дочь внезапно превращается в злостную негативистку. На любую просьбу или предложение - автоматическое "нет".

"Не уронили мишку на пол,
Не оторвали мишке лапу,
Все равно его брошу,
Потому что он плохой…"

А я снова не выдерживаю искушения надавить, нажать, сломить. Двадцать раз в день делаю одну и ту же ошибку. Просто по инерции, по тупости душевной.

Мы не замечаем, как день за днем играем в "испорченный телефон", любимую игру моего детства. Что я слышу в невинном сыновнем "мам, пойду во двор погуляю"? Правильно. "Не хочу учить уроки и вытирать пыль, я безответственный лентяй, мне бы только болтаться без дела". А ведь он сказал только: "Я устал, мне надо размяться". Но и он не услышал меня: "Уроки выучил?" (То есть "я за тебя переживаю, хочу уберечь от завтрашних проблем в школе, облегчить тебе жизнь"). А до него дошло: "Мне дела нет до тебя как такового, мне интересны только твои отметки…" Так и футболим клубок сказанного и несказанного.

Наверное, мои дети понимают, что воспитатель им достался не со знаком качества. Вместе с благими намерениями я презентовала им свой сомнительный характер, свое невежество, эгоизм и кучу проблем. Я решаю свои вполне конкретные задачи, всерьез полагая, что это и есть моя программа воспитания. И если честно, совершенно не подозреваю, в какой связи находятся сегодняшние недостатки моих детей с их завтрашними достоинствами.

Остается удивляться, как же все-таки детям удается вырастать в большинстве своем более или менее нормальными людьми.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Идеальная любовница 28.02.2006
10 заповедей прелюбодея 28.02.2006
Шесть признаков идеального подарка, или скоро 8 марта... 28.02.2006
За мандатом на самокате 27.02.2006
Первые блондинки обитали в пещерах 27.02.2006
Гороскоп на неделю с 20 по 26 февраля 2006 года 27.02.2006
Почему я тебя не хочу, любимая... 23.02.2006
Женщины и поп-культура: спор о "сутенерском шике" 23.02.2006
Три причины взять инициативу в свои руки 23.02.2006
О чем молчат девушки в кровати 22.02.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.05.20 Вторник
81. ТУЛЕМИСОВ Шаганбек
80. ЧЕРДАБАЕВ Равиль
73. ЩЕРБАКОВ Федор
72. ИБРАГИМОВ Алмаз
68. ЖЕКСЕМБИН Борибай
68. НУРЕКИН Сейтботтал
64. БУЛЕКБАЕВА Шолпан
63. АБИШЕВ Хабылсаят
62. КИЛИБАЕВ Бахытжан
60. ТУЛЬТАЕВ Жанболат
58. МАТАЕВ Габит
56. АШИМОВ Болат
55. АЗИМБАЕВ Нургали
54. СУЛТАН Адил
52. КИШКИМБАЕВА Сауле
...>>>
27.05.20 Среда
89. ХАН Гурий
86. КИПШАКБАЕВ Нариман
83. ЖОЛДАСБЕКОВ Мырзатай
80. ТУРГАНБЕКОВ Асылмурат
68. ТОГАЕВ Адиль
64. МАЛИНОВСКИЙ Виктор
64. НУРГИСАЕВ Серикбай
62. ТЮТЕБАЕВ Серик
61. СУЛТАНБЕКОВ Турарбек
60. БЕКЕТАЕВ Нурболат
60. ОСПАНОВ Серикжан
60. ОТЫНШИН Раукен
54. АХМЕДЖАНОВА Айгуль
51. САДУОВ Ерлан
49. ВАРЕНКО Николай
...>>>
28.05.20 Четверг
76. КИЛЬМАШКИН Николай
74. ТУРСУНКУЛОВ Шахайдар
73. СЫТОВ Юрий
71. КАБДЕНОВ Канат
69. ЕЛЕУСИЗ Канатбай
69. САДАНОВ Аманкелди
68. КОШИМБЕКОВ Мурат
65. БОГДАШКИН Фаат
60. АРПАБАЕВ Еркимбек
59. РАМАЗАНОВ Тлеккабул
59. РАХМЕТОВА Сауле
59. СЕМГАЛИЕВ Мэлс
58. ЗАКАРГАЕВА Роза
58. СЕЙТЖАНОВ Мелес
52. ЖАНГАУЛОВ Ержан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz