Руслан Талипов, Страна.Ru, 15 июля
Несмотря на то, что Интернет все шире распространяется среди населения нашей страны, составить достойную конкуренцию традиционной прессе информационно-аналитические сайты пока не способны. Тем не менее, специалисты констатируют, что в последние годы Интернет-издания заметно потеснили в информационном пространстве журналы, газеты и даже радио с телевидением. Отмечается, что часть участников рынка СМИ в этой связи вынуждены были закрыться или изменить формат, в то время как новостные ленты в Интернете приобретают все большую популярность.
Что ждет информационное пространство России завтра, на какие виды СМИ пиарщикам делать ставку в ближайшее время - вот основные вопросы, которые были обсуждались на "круглом столе" в Москве, тема которого была задана как "Интернет против традиционных СМИ". Организаторами выступили Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), деловая газета "Взгляд" и РИА "Новости".
В разговоре приняли участие Владимир Мединский, президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, Ольга Карабанова, исполнительный директор Института развития прессы, Валерий Федоров, директор ВЦИОМ, и Алексей Николов, редактор телеканала Russia Today. Вел "круглый стол" Алексей Гореславский, главный редактор газеты "Взгляд" и продюсер "Буржуазного журнала".
Согласно данным ВЦИОМА, Интернет является пока далеко не самым популярным источником информации среди россиян. Лишь каждый десятый житель России предпочитает получать информацию из Всемирной сети. Несомненно, в крупных городах, прежде всего, Москве и Санкт-Петербурге, для молодой аудитории роль Интернета, как источника информации, становится весьма заметной. Востребованность Рунета во многом зависит от того, где живут пользователи. Интернетом, как основным источником информации, пользуются 21% опрошенных москвичей и петербуржцев, 9-12% респондентов из других городов и всего 3% сельских жителей. Так же важен возрастной фактор, популярность Интернета снижается с 26% среди молодежи 18-24 лет до 3% в группе 60 лет и старше. Да и в плане проведения досуга Интернет пока проигрывает просмотру телевизионных передач и чтению печатных СМИ.
И здесь первой из проблем, по мнению директора ВЦИОМа Валерия Федорова, является то, что Россия не является лидером в освоении сети. Да, Интернет существует не только для молодых и среди россиян среднего возраста "проникновение" в сеть ткже можно назвать немалым. Однако именно благодаря молодой образованной аудитории, которая в скором будущем станет большинством российского народонаселения, Интернет и имеет большие перспективы развития в нашей стране.
Г-н Федоров также отметил, что со временем уровень доверия к Интернет-изданиям будет расти (что в некоторых сферах начинает проявляться уже сегодня), в то время как сейчас ситуация обратная. Однако, например, те же ленты новостей в сети намного удобнее, чем в печатных изданиях, и к тому же они гораздо оперативнее предоставляют и обновляют информацию. Уже сейчас многие журналы имитируют Интернет-издания в плане подачи материала, дизайна и иллюстрирования. К тому же на издание печатных СМИ все еще требуется гораздо больше времени и средств.
Ольга Карабанова не приемлет этой "конкуренции" и считает, что будущее за объединением всех информационных каналов и ресурсов. Сейчас, по ее словам, проблема в том, что "к сожалению, у нас нет культуры регистрации Интернет-изданий". Несмотря на то, что количество зарегистрированных традиционных СМИ с каждым годом растет (около 1500 изданий в год), Интернет-ресурсы растут намного быстрее. Например, каждую секунду в сети появляется новый блог (электронный дневник). В некоторой степени этому способствует ситуация на рынке рекламы. В Интернете появляется все больше рекламы, за последнее время рынок рекламы в Рунете "прибавил в весе" на 60-70%, и это тоже вполне реальная угроза для традиционных СМИ. Ограничений на рекламу в Интернете нет, и, по словам Владимира Мединского, сейчас открываются большие перспективы рекламы через те самые блоги, которые становятся своеобразными "агентами прямых продаж". А это уже целая отрасль бизнеса. Но все зависит от продвигаемого продукта и от того, кто его продвигает. Наибольшее доверие клиентов все же вызывает продукт той компании, которая уже "крепко стоит на ногах" и вне Интернета.
Несмотря на то, что рекламный бизнес в Рунете процветает, он все же имеет и свои недостатки. Это и довольно специфическая аудитория, и все тот же - пока ! - низкий уровень доверия. Сюда же можно отнести и малый территориальный охват. Интернет более востребован в крупных городах, так как житель мегаполиса более одинок, сеть же восполняет этот пробел, предоставляя пользователю достаточно общения и досуга.
По словам редактора телеканала Russia Today Алексея Николова Интернет на самом деле является не СМИ в обычном понимании этого слова, а, скорее, средством связи с другим человеком. Главное, чем он отличается от традиционной прессы - это отсутствием каких либо границ. Пользователь видит материал и фамилию автора, и на подсознательном уровне воспринимает это как СМИ (по принципу "статья+журналист=газета"). Но, по мнению г-на Николова, современная журналистика оставляет желать лучшего, выпускники факультетов журналистики достаточно ограничены, а Интернет значительно увеличивает массовую безграмотность. И сейчас, по мнению аналитика, наблюдается "вытеснение" не традиционных СМИ Интернетом, а традиционной журналистики в целом - эрзац-журналистикой.
Впрочем, в ходе дискуссии участники "круглого стола" сошлись во мнении, что, с одной стороны, Интернет как средство массовой информации в России пока не может серьезно конкурировать с традиционными СМИ. Но Рунет имеет в этом отношении небезосновательные перспективы и сможет в дальнейшем выступать наравне с традиционными информационными ресурсами, а в более отдаленном будущем сам станет представителем традиционной прессы. |