Алексей Яблоков, menshealth.com.ru
Не зря, не зря нынче в школах введен предмет "риторика". Наконец-то народ начал понимать, что с одними междометиями карьеру не сделаешь. Этот материал создан на основе античных риторических методик, которые не повредили еще ни одному менеджеру. Умение говорить красиво и по делу - первый шаг к успеху.
УРОК №1 ИРОНИЯ Начнем именно с нее, поскольку это свойство человек впитывает с молоком матери. Ирония - очень полезная и приятная штука, но ее не должно быть слишком много, в противном случае тебя возненавидят все сотрудники, включая уборщиц и водителей. Использовать иронию надо понемногу, только тогда это возымеет эффект. Разумеется, главную роль тут играют интонация и прищур. Пример Референт: Иван Иванович, можно я завтра на час опоздаю: мне надо в банк, а то у меня тетя в деревню уехала, дядя умер давно, а платежки подписать некому? Директор: Конечно. Можешь даже на два часа опоздать, тем более что завтра банк не работает.
УРОК №2 ОСТРАНЕНИЕ Настоящий прием поэтического искусства, который до некоторой степени затрудняет восприятие твоей речи, но действует поразительно. Смысл в том, что ты описываешь любой предмет или вещь как в первый раз тобою увиденные, а любое явление - как в первый раз происшедшее. Так же, как и притча, хорошо привлекает внимание целой группы людей. Пример №1 Директор: После долгого рабочего дня я выхожу в коридор - и что же там вижу? Две длинные, нескладные фигуры - явно мужские, обоим лет по 40… С растопыренными руками, в куртках, заляпанных грязью, медленно ползут по деревянной лестнице куда-то под самый потолок, где висит большая железная коробка с пластмассовой крышкой… Все (в волнении, хором): Что же это было, Иван Иванович? Директор: Рабочие наконец-то взялись за испорченный кондиционер.
Пример №2 Начальник отдела кадров (хмуро): Чем вы занимались до того, как пришли к нам? Ты: Я работал в огромном светлом доме с бетонными перекрытиями. Ежедневно я поднимался на четвертый этаж, вставал рядом с невероятно мощной стальной машиной и следил, как из круглого отверстия один за другим появляются холодные цилиндрические и прямоугольные предметы… Начальник отдела кадров (ошарашенно): Простите… я не понял - это что, какое-то закрытое предприятие? Ты: Почему закрытое? Открытое - завод по выпуску мороженого.
УРОК №3 ПАЛИНДРОМ Палиндромом называется фраза, построенная так, что ее можно читать как с начала, так и с конца - она будет звучать (а иногда и выглядеть) одинаково. Незаменимая вещь для аудиторов и ревизоров - многозначительные фразы-перевертыши способны повергнуть нервного человека в шок. Примеры Главный бухгалтер: А эти бумаги мы попросту уничтожим… Налоговый инспектор (неожиданно входя): Я иду с мечем - судия! Во фразе инспектора, если ее написать, есть, конечно, орфографическая ошибка (не "мечем", а "мечом"), но в такие минуты до орфографии никому нет дела. Директор предприятия: Может, закусим? Аудитор: Кит на море - романтик… Сначала поговорим о ваших документах.
УРОК №4 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Хочешь, чтобы о тебе помнили - используй в своей речи олицетворения. Это когда человеческие черты переносятся на неодушевленные предметы или явления. Примеры Директор: А что это вы такой веселый сегодня? Ты: Да вот - отчет закончен, бумаги подписаны, сердце поет... Понятно, что сердце петь не умеет: оно только кровь гоняет туда-сюда. Ты: Я, Иван Иванович, хотел бы поговорить о повышении зарплаты Директор: Давайте, может, попозже? А то я уже убегаю… Ты: Время не ждет, Иван Иванович.
УРОК №5 МЕТОНИМИЯ С греческого это красивое слово переводится как "переименование". Метонимией называют художественный прием, когда два связанных друг с другом предмета или явления как бы объединяются в одном коротком словосочетании (не "вода расплескалась в ведре", а "ведро расплескалось", не "смех идиота", а "идиотский смех" и т.д.). Как правило, это происходит ради сокращения слов и экономии времени, что чертовски важно на производстве. Пример Референт: Иван Иванович, я все цветы полила, новую мебель вам заказала и кофе сварила. Директор: Умная башка! Иван Иванович мог бы сказать: "У тебя голова умного человека", но он давно понял цену времени и в совершенстве постиг основы риторики. Потому и начальник.
УРОК №6 АЛЛЕГОРИЯ Древнейший художественный прием: иносказательное изображение абстрактного понятия или явления с помощью конкретного образа. Пример Директор (референту): Иди-ка сюда, Ленок… Смотри, что у меня есть… Референт: Не надо так, Иван Иванович… Что я для вас? Должность у меня невысокая, зарплата низкая… Директор: Ну ты, Лена, лиса!.. Референт: А вы, Иван Иванович, - говно! Иван Иванович аллегорически объяснил референту, что ее хитрость (по какому бы то ни было поводу) не осталась незамеченной. В ответ референт аллегорически сообщила директору, что его реплика и поведение ее не устраивают.
УРОК №7 ГИПЕРБОЛА Этим математическим словом в риторике называется явное и намеренное преувеличение. В разговорной речи гиперболы попадаются сплошь и рядом. В основном в речи нервных и суетливых сотрудников. За это их по праву недолюбливают коллеги. Примеры Директор: Я вам сто тысяч раз говорил: мне не нужен биндер, мне нужен степлер! У меня на столе миллионы разрозненных бумаг... Ты: Как вам мой доклад? Директор: Ваш доклад толще Библии. Я не смог его дочитать. В общем, единственная ситуация, когда гипербола может благоприятно повлиять на ход событий - прием на работу. И то - будь готов к тому, что тебя попросят конкретизировать. Начальник отдела кадров: А почему, собственно, мы должны вас брать к себе в фирму? Расскажите о своих достижениях. Ты: Ну, например, в прошлом году я открыл в Усть-Уюйске кучу торговых точек, штук 50.
УРОК №8 ЛИТОТА В противоположность гиперболе - намеренное преуменьшение, умаление фактов, предметов или явлений. В разговорной речи выглядит очень поэтично и слегка старомодно. Литоты прекрасно подходят для бытовых ситуаций. Примеры Она: Теперь ты женишься на мне? Ты (задумчиво): Дело в том, Катя, что жизнь человека - один миг. Мы не имеем права тратить это время на пустяки. Впрочем, и для строительства карьерной лестницы литоты могут пригодиться. Знатоки риторики называют литотой не только преуменьшение, но и нарочитое смягчение фразы. Как только ты научишься более мягко и пристойно формулировать свои самые буйные мысли, тебя сразу зауважают за силу воли и внешнее спокойствие. А все благодаря литотам. Директор: Вы - самый безответственный сотрудник! У вас нет ни стыда, ни совести, и общаться с людьми вы тоже не умеете. Вы можете только часами использовать казенный интернет и по полдня пропадать после обеда... Ты (твердо, но спокойно): Я не думаю, что это так. Вы неправы.
УРОК №9 ПРИТЧА Используется, к сожалению, крайне редко. Еще Иисус из Назарета знал, что мораль, облеченная в форму короткого популярного рассказа, усваивается народом гораздо легче, чем занудные поучения. Рассказывать притчу рекомендуется при некотором стечении народа.
Примеры Директор: По второму кварталу результаты у нас очень плохие. Совершенно не видно усилий финансового отдела, который в первую очередь должен разобраться… Сотрудник финансового отдела: Иван Иванович, нас же мало, а бумаг этих… Директор (после небольшой паузы): Знаете, жил когда-то один бензозаправщик. Семьи у него не было, а дел - всегда полно. Колотился он на своей АЗС с утра до ночи, даже поесть не успевал. И вот заразился как-то случайно триппером, и пришла ему пора умирать. Посмотрел бензозаправщик вокруг и заплакал: "Господи! Дел выше крыши, не могу я сейчас умереть! Кто же тогда людям помогать будет - тем, которые без бензина…" И сжалился над ним Господь, и от триппера излечил, да еще и зарплату этому человеку повысили. Итак, работайте активнее, невзирая на количество, больше думайте о других, и все у вас будет хорошо. Может, и бонус будет. В притче Ивана Ивановича есть: а) занимательный и современный сюжет, б) мораль и даже в) обещание перемен к лучшему (упоминание о бонусе). Директор: Что вы мне все время про низкую зарплату твердите! Вы - как тот крокодил, который влюбился в Луну и только о ней и думал, пока не умер у себя на болоте! В данном случае притча о Луне и крокодиле приводится мимоходом, она максимально сокращена. Это, однако, не делает ее менее эффективной: нерадивый сотрудник запомнит историю надолго.
УРОК №10 КАТАХРЕЗА Это вообще высший пилотаж. Катахрезой называется риторический прием, когда ты употребляешь слова в переносном смысле, который противоречит их прямому значению. Понять это с первого раза довольно трудно, а еще труднее научиться к месту использовать. Но если научишься - реноме интересного и яркого сотрудника тебе обеспечено. Пример Ты: Я понимаю, Иван Иванович, - этот геморрой вам уже поперек горла, но тем не менее давайте обсудим еще раз. Напоследок главное правило риторики: не перебарщивать. Если ты постоянно сыплешь одними изящными оборотами, тебя немедленно выгонят как говорливого дурака. Выражайся кратко, красиво и по делу. Плечи немного назад, грудь колесом. Дыши свободно, и будет тебе счастье. |