Нина Юревич, "НАТАЛИ", июль 2006
Поздним вечером в пустых комнатах привычные вещи кажутся чужими и ненужными. И только гудение лифта заставляет дрогнуть в надежде. Нет, снова он не остановился на вашем этаже…
"У моего мужа появилась любовница!" Ах, как удивительно быстро сложилась эта фраза из судорожного стука компьютерной клавиатуры. Интернет-форум взорвался беззвучным негодованием. "Гнусно! Гад! Гнать!" - Pretty была, как всегда, краткой и бескомпромиссной. "Послушай, только не нервничай. Успокойся и все выясни: может, все еще не так далеко зашло?" – в благоразумии острожной Багиры я никогда не сомневалась. "О, нашего полку прибыло…" – это ZmeЯ, известная пессимистка. Безмолвный виртуальный мир кричал и плакал, делился своим и поучал, сопереживал, возмущался и насмехался. И вдруг… "Бывает. А какая модель?" – высветились на мониторе скупые строки. И подпись: "Мефисто". Кто-то новенький… "?" – отправила ему в ответ. "В смысле, какая модель любовницы?" – уточнил неизвестный. "БМВ седьмой серии", – меня разбирало зло. "Ясно. Ты – в беде. Но не в теме. Встречаемся в полночь на углу Староподвальной и Вознесенской" – ответ был краток и загадочен.
Я – трусиха. Я боюсь темноты, пьяных мужчин, ночного города, одиночества… Но когда в твой дом постучалась беда и отчаяние сжимает сердце, страх пропадает.
Из дома сонного бегу прочь…
Поздним-поздним вечером на углу двух старых-старых переулков передо мной остановился черный-черный джип. Так обычно начинались наши детские дворовые "страшилки". Детство закончилось. И "страшилки" стали другими.
Мы сидели в незнакомом кафе. Было немноголюдно, накурено и тихо. Вечерняя программа закончилась, и "живой звук" деловито собирал инструменты. Мефисто был худым и небрежно-бородатым. С прозрачными насмешливыми глаза и странной улыбкой, похожей на старый шрам. Он курил и медленно вертел в руках бокал. Золото коньяка маслянисто подмигивало мне сквозь пузатые стенки. "Ты кто?" - Все происходящее казалось иррационально-естственным. Там, в доме, мой муж метался по квартире и бросал вслед мне, уходящей в темноту, какие-то жалкие слова. А здесь, в кафе на окраине города, я сижу с кем-то абсолютно чужим. "Я-то? - он задумчиво улыбнулся, и "шрам" в углу рта стал саркастическим. – Я – пограничник. Стою как раз между добром и злом. Знаешь, если долго стоять, в конце концов забываешь, где – зло, а где – добро. Но сегодня "добро" - это ты, обманутая жена. А зло…" Он затянулся и начал…
Любовницы: "модельный" ряд
"Любовницы бывают разные. Красивые и страшные, женственные и грубоватые, стервозные и покладистые, худышки и пышки, молодые и "в возрасте", умные и не очень… Они прибегают, как тараканы, – на запах умерших чувств, на крошки зачерствевшего уюта. Прорастают как грибы – после пролившегося на твоего мужа неожиданного денежного "дождя". Они всегда приходят на чужое – по условию. Их можно жалеть и ненавидеть, презирать и завидовать. Но! - и он важно поднял палец. – Но это не главное. Единственный критерий определения "модели" любовницы, который имеет значение для тебя, это - способна ли она разбить твою семью? А с этой точки зрения существует всего четыре модификации. Четыре! Это несложно". Итак…"
Не может и не хочет
"Она молодая, но уже разочарована в жизни. Выросла на периферии, в семье без достатка. Вечные ссоры родителей из-за денег казались ей чепухой - в ее семье такого не будет никогда, потому что ее муж будет мужественным, самостоятельным и хорошо зарабатывающим. С грехом пополам закончила школу и что-то средне-специальное. Помыкалась по низкооплачиваемым работам, выскочила замуж за копию папочки-неудачника, родила, развелась… Все, "праздник чувства окончен – погасли огни"… Как правило, в ранг любовницы такие попадают случайно: их выбирают мужчины, страстно желающие подтверждения своей мужественности. Скажи, ты не строишь мужа как генерал новобранцев на плацу?" - спросил Мефисто. Я отрицательно покачала головой. И он продолжал: "В ее малогабаритной квартирке пахнет овощным рагу, а в кухне на веревочке сушатся детские колготки. Выцветшие котята грустно смотрят с позапрошлогоднего календаря, прикрывающего пятно на обоях. Мир вокруг вертится нервно и суматошно, подруги выскакивают замуж, делают карьеру, меняют работу, разводятся… А у нее – монотонная работа, стирка-готовка-супермаркет-детсад. И – редкие встречи с ним".
Ее слова:"Мне ничего от Него не надо!" И – слезы на глазах.". Ее судьба: она знает, что в жизни она "уже проиграла". Хотя даже не начинала игры.
"Как узнать о ее существовании? - Неопределенно пожав плечами, он спросил: - А зачем? Такой роман напоминает вялотекущую простуду – ни сильной температуры, ни осложнений. Он закончится сам, сойдя на нет".
Не может, но хочет
"В ее судьбе постоянно есть "один человек". Она всегда много курит, презрительно щуриться и считает, что в жизни много несправедливости. В детстве родители ее баловали и уверяли в исключительности. В остальном, как любят говорить риелторы, возможны варианты. Например, она убеждена, что устроиться на достойную работу можно только по знакомству или "через постель". И поэтому гордо не предпринимает никаких попыток – зачем? Или наоборот: она занимает неплохую должность в хорошей фирме и получает, по мнению многих, достаточно прилично. Но.. Ее "не ценят", а повышают зарплату "бездарям", продвигают любимчиков. Она может быть одинока и одержима абстрактным желанием родить ребенка от любимого человека. Или, возможно, у нее есть семья – с бессловесным мужем-трудягой и задерганным ребятенком. Но… Она убеждена, что еще не встретила его – того, кто составит ей достойную пару.
Важно одно: поезд ее жизни явно движется не в том направлении, глухое недовольство нарастает, и она ждет, когда можно будет рвануть стоп-кран.
Она всегда выбирает сама – как правило, кого-то почти недостижимого. И цепляется в избранного бульдожьей хваткой: с истеричным сексом, молчаливым сопением в телефонную трубку и постоянными sms…"
Ее слова: "Или – я, или – она!" Ее судьба: ее жаль – она всегда будет долго грозить кулаком вслед уехавшей электричке…
"Ее выдаст кислый дух недовольства, который вскоре просочится в вашу жизнь. Твой муж станет раздраженным и рассеянным. Он будет первым хватать телефонную трубку и отзываться злым шепотом. Подолгу мокнуть в ванной. С мобильником. И, в конце концов, перестанет задерживаться по вечерам. - Мефисто рассеянно вглядывается в золотые капли коньяка на донышке бокала. - Синдром "генеральской дочери" неизлечим: оттого-то мужчины, распознав его, быстро устремляются прочь".
Может, но не хочет
"Что, отбить? А… зачем?" - молодая, энергичная, смешливая, она искренне не понимает целесообразности "увода" кого-либо из семьи. Их роман произошел случайно: от тоски - в командировке в захолустном городке, от радости – после праздничной корпоративной вечеринки, от удовлетворения – по поводу успешно сданного зачета на курсах английского. Да мало ли поводов может быть для легкого дружеского секса!
Она – успешная, состоявшаяся, добившаяся и не растерявшая по дороге ни оптимизма, ни энергии. Жизнь кажется ей живым воплощением детских сказок, где добро (упорный труд, учеба и т.д.) всегда вознаграждаются. И она торопится переворачивать страницы. Где-то там впереди она оглянется вокруг и начнет выискивать своего Принца. А пока рядом с ней такие же "рыцари удачи", сражающиеся под теми же знаменами Карьеры и Успеха. Бизнес-секс для нее сродни бизнес-ланчу, а потому чужой муж подпадает по условия краткосрочного лизинга. Одним словом – чужое. Пусть даже временно используемое. Нет, она не цинична: она никого и никогда не "использует" в тривиальном смысле слова. Она достаточно самостоятельна и бескорыстна. Просто не может отказать себе в легкой передышке в офисных боях. И неважно, что партнером по расслаблению будет "детный папа" – она же не помышляет о том, чтобы осиротить ребятишек. Наоборот, узнав о его серьезных намерениях, пугается и быстро отстраняется".
Ее слова: "Я сама!" Ее судьба: карьера, отличная квартира, поездки по всему миру, двое детей (мальчик и девочка) и, может быть, муж…
"Она появится в твоей жизни незаметно и легко. В вечерних разговорах твой муж будет свободно упоминать ее имя, делясь с тобой очередной офисной хохмой. Потом он вдруг начнет привередничать при выборе нового галстука или рубашки. Подарит тебе духи, впервые в жизни почти угадав твой любимый аромат. Она будет витать над вашим семейным очагом насмешливым и незлобивым чертенком. А тебе будет казаться, что все у вас хорошо. До тех пор, пока… Пока ты не поймешь, что "там" (на работе, курсах английского или площадке для выгула собак) ему лучше, чем дома…"
Может и хочет
"Она – дерзкая хищница, разбивающая мужские сердца одним взмахом ресниц. Она обольстительна как… Она прекрасна как… Как та самая победительница с рекламы шампуня, на бигборд с которой она всегда заглядывалась, идя в школу по центральной улочке своего городка. А на самом деле жила-была девочка, которая когда-то в ранней юности пережила злую обиду. И безжалостно брошенная тогда, до сих пор не может ни простить любовь, ни поверить в нее. И мстит – всем, кому по ее мнению незаслуженно повезло в жизни, выбрав для этого старую игру в "разбивалочку".
"Хочу!" - и она тянет руку уверенным жестом. Можешь не сомневаться – она получит то, что хочет. Почему она хочет именно твоего мужа? "На чужом дворе трава зеленее" - старая немецкая пословица. Он – чей-то муж, а значит, за что-то его выбрали, значит, он хорош, и, значит, он нужен мне. Заполучив вожделенное, она с удивлением начинает пересчитывать "пятна" на любимом "солнце". И, бывает, возвращает отвоеванное".
Ее слова: "За любовь нужно бороться!" Ее судьба: когда-то давно у нее прочно срифмовались "любовь" и "боль". А это плохая рифма – глупая и неправильная.
"Это старые и грустные сказки – о тех, кто бежит вдогонку за чужим счастьем, - он вздохнул и допил остатки коньяка. – Пожалей их. Потому что любовница - это всего лишь сексуальный партнер, приправа к будням даже счастливой семейной жизни. Но ни в коем случае - не моральная дилемма. Это – экзотический десерт или пикантная закуска: в зависимости от того, кто что больше любит – авокадо в меду или гусиную печенку. Так сказать, элемент элегантного потребления. Но жизнь насмешлива и справедлива: любящий потреблять потреблен будет".
Мой бокал был пуст. За окном - туманный рассвет. Казалось, там, наверху, еще не определились: то ли включать солнце, то ли пускать дождь. Он высадил меня возле дома. Джип тихо заурчал, разворачиваясь. Я побрела к подъезду. "Эй, грустная! – и Мефисто высунулся в окошко. - Запомни, пожалуйста: в словах "любовь" и "любовница" столько же общего, что и в словах "графин" и "графиня". "Любимая" - вот единственно правильное слово. А уж кому из вас двоих оно достанется…" Он пожал плечами и нажал на газ. Я подняла глаза – в наших окнах горел свет… |