http://zina-korzina.livejournal.com
Сейчас довольно-таки много пишут о 1980-х – правды, неправды, откровенной лжи и – мифов. Пишут двадцатитрехлетние выпускники журфака или еще какого-нибудь "-фака"... В любом случае, эпоха была интересная – разгар Перестройки, этакий "разгул в пределах допустимого". Рижский рынок, кооперативные варенки, тоненькая – почти самопальная книжечка про Битлз, шквал западной музыки, "Чевенгур" Андрея Платонова. Первая возможность сделать выбор. Я не хочу давать никаких моральных оценок, как это делают сейчас очень многие – мол, променяли космические тропы на поддельные итальянские полусапожки. Если 99 процентов молодежи сделало именно такой выбор, стало быть – пенять не на кого. Всем хотелось танцевать под Сабрину и носить импортную джинсу. Хотя бы потому, что это стало доступно... Ну да ладно, приступим. ...До 2008 года никто и не вспоминал про Машу Калинину – по сути первую Мисс, первую официально коронованную Венеру на территории Советского Союза. Это был локальный конкурс "Московская красавица – 88", финал которого показывали в середине июня 1988 года. Через 20 лет о Маше снова вспомнили и продолжают вспоминать до сих пор – прошло время и наступила пора ваять легенду. Все статьи о Маше начинаются примерно такой фразой: "Когда был объявлен кастинг, все девушки Советского Союза загорелись желанием поучаствовать!" Не могу так сказать. И не только потому, что сама я страшно далека от темы, а потому что в моем же классе училась дева, подходящая и морально, и физиологически для подобного рода мероприятий. Она ни-че-го не знала об этом кастинге... Более того – большинство дев узнало об этом конкурсе только из программы телепередач – это было любимое чтение многих людей. Программу читали с ручкой в руке, отмечая хорошее (или просто – иностранное) кино, новую программу, а также всякие новомодные штуки, вроде все того же конкурса красоты. Да. Это событие было замечено – многие смотрели финал конкурса. Многим отчаянно не понравилась Маша Калинина, особенно ее улыбка. Поскольку девушка оказалась медиа-персоной, о ней тут же поползли противные слухи. Ей стали приписывать каких-то влиятельных предков, включая Всесоюзного Старосту Михаила Иваныча Калинина. Тогда вообще везде и во всем видели "блат", полагая, что просто так никакие блага не достаются. Судя по всему, Маша действительно победила "просто так" – она не была из какой-то гипер-элитной семьи, не тусовалась с сильными мира сего и вообще не светилась. Просто хорошая девочка из приличной интеллигентной фамилии. Комсомолка, спортсменка, далее – по списку. Я не знаю, красива ли Маша Калинина (я вообще считаю, что реально красивых людей так же мало, как и гениальных), просто она тогда попала в некий эстетический мейнстрим. И дело не только в широких плечах и узких бедрах. У нее была этакая сиюминутная привлекательность 1980-х. Если вспомнить, то и Маленькая Вера имела примерно тот же тип лица, и девочка Инга Ильм, сыгравшая подругу Петрова и Васечкина. В общем, тогда была нужна именно Маша Калинина – уже модельная дива, но все еще комсомолка-умница. И правильно ее называют символом эпохи – уже да, но еще нет... Почему-то вспомнился еще фильм "АССА", хотя не почему-то, а очень даже потому что. Об этом фильме постоянно пишут следущим образом: "Этот фильм стал откровением для молодежи эпохи Перестройки!" Я не буду говорить за всех и вся. Но лично мне он показался каким-то свинцово-депрессивным. Короче, на многих моих знакомых эта вещь Соловьева не произвела ожидаемого впечатления. Некоторые даже заявили, что "рок-н-ролл действительно мертв..." Помню, что все ждали чего-то феерического, а оказалось, что это всего лишь концептуально-скучное повествование на фоне серо-зимней Ялты. Да, событий много, но во всем повествовании ощущалась какая-то томительная вязкость. Был даже порыв уйти посредине картины. Но был полон зал и было как-то страшно показаться не такой, как все. Всем-то нравится! Потом мне многие признавались, что у них была та же реакция. Да. Тогда было много музыки, много рока. Цой, которого сейчас канонизировали окончательно, в 1980-х считался одним из. Потому что были еще Шевчук, Кинчев, БГ, etc. А ведь была еще и западная рок-музыка, которая тогда считалась априори лучше местной. Вообще, из шумных премьер Перестройки ни одна не показалась мне реально интересной – ни "Маленькая Вера", ни "Интердевочка", ни полочное "Покаяние". Поразили "Дорогая Елена Сергеевна" и "Соблазн". Наверное потому, что это были фильмы про школьников. Тогда было время информационного бума – люди ходили и старались переварить новую для них информацию. Помню, как подругина подруга (sic!) в журнале "Здоровье" надыбала статью под названием "Апогей" – что-то насчет оргазма. Так вот, у нее эту статью зачитали и затрепали до дыр. К сожалению, и социальная драма про Маленькую Веру прошла бы с меньшим угаром, если бы не серенькая постельная сцена. Увы, народ ан масс ломился посмотреть на узкую спинку Н.Негоды. Помню дедульку, стоящего с плакатом возле касс – он призывал бойкотировать фильм. Смешно. Я же читала про Сталина и сталинизм, меня, помнится, потрясло сравнение Сталина с Гитлером. Я скупала кассеты с Сабринами и Сандрами, делала себе сборники любимых песен, вырезала из фотки из привозных журналов "Bravo". Из местных очень любила все эти скандальные "Миражи" с их солистками-невидимками, и мне было совершенно все равно, кто там поет – оперная прима или девчонка в оранжевых лосинах. Тогда было удивительно много музыки – она неслась буквально отовсюду. Любая музыка – начиная от тяжелого металла до легкомысленной попсы. Пожалуй, поколение, родившееся в период 1969-1973 гг. имеет одну интересную особенность – наша юность совпала с Перестройкой, а природно-обусловленный кризис юного возраста наложился на общий "праздник отрицания". Время, когда человек мог буквально захлебнуться информацией. Я не знаю, было ли у кого-нибудь из молодежи крушение идеалов. Многие сейчас пишут, что тяжело переживали перестроечное время. Не верю почему-то. Это могло явиться потом – в 1990-е, как похмелье после праздника. У пожилых было разочарование, да. Бабушки и деды не понимали, что происходит. А молодежь как-то радостно реагировала на каждый новый виток разоблачений, разрешений, раздеваний. Каждый мог найти свою нишу. Одни искали "клубничку", другие – истину, третьи – деньги. Это было время выплеска колоссальной агрессии, которая накопилась в людях. Причем, не только в связи с прошлым, но и в связи с настоящим. Вторая половина 1980-х – время сухого закона. Многие мужики восприняли это негативно. По ТВ иной раз показывали драки в очередях за водкой. Я даже читала такую статью, где говорилось, что криминальные войны были чуть ли не...следствием сухого закона. Типа, не пить, так драться. А тогда, в конце 80-х писали, что пьянство – это последствие ужасного прошлого. Мол, еще немножко и человек перестроится, а там...исчезнет водка за ненадобностью, а все девушки будут красивыми, как Маша Калинина... А пока дали возможность выбирать. И это было самое трудно – выбрать и не обляпаться. |