Выдержки из доклада о свободе вероисповедания за 2002 год: Казахстан
ДОКЛАД О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СТРАНАХ МИРА ЗА 2002 ГОД Опубликовано Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда
Автор предисловия является Джон В. Хэнфорд III, посол по особым поручениям, курирующий вопросы свободы вероисповедания [...]
Есть несколько причин, по которым Соединенные Штаты выступают за свободу вероисповедания. Во-первых, движение за свободу вероисповедания является неотъемлемой частью американской истории. Еще на заре становления нашей страны точка зрения, согласно которой каждый человек обладает основополагающим правом на религиозную веру и практику в соответствии с собственной совестью, превратилась в одно из основных убеждений американского народа. Свобода вероисповедания названа первой в числе прав, перечисленных в нашей Конституции, и известна как "первая свобода", поскольку основатели нашего государства видели в ней стержень демократии и других основополагающих прав человека. [...]
Во-вторых, свобода вероисповедания носит всеобщий характер с точки зрения ее значения и применимости. [...]
В-третьих, защита и поддержка свободы вероисповедания неразрывно связаны с защитой и поддержкой других основополагающих прав человека и гражданина, равно как и с развитием и укреплением демократии. [...]
И, наконец, проводимая США политика в поддержку свободы вероисповедания является одним из средств борьбы с терроризмом. События 11 сентября 2001 года оказали серьезное воздействие на эту политику. Атаки, предпринятые террористами "Аль-Кайды", подтвердили тот факт, что люди способны эксплуатировать и эксплуатируют религиозную веру для достижения ужасных целей, манипулируя при этом другими людьми и уничтожая их как отработанный материал. К сожалению, это не новое явление в жизни человечества. В мире, сложившемся после окончания холодной войны, некоторые теоретики утверждают, что религиозные различия и разногласия могут стать вероятной причиной крупных конфликтов между цивилизациями.
Вне зависимости от того, верны или ошибочны такие теории, события 11 сентября подняли планку для политики США в поддержку свободы вероисповедания. Если эта политика окажется успешной, она даст миру один из самых эффективных антидотов, причем не только от преследований на религиозной почве и дискриминации верующих, но и от основанного на религии насилия и потенциального "столкновения цивилизаций".
Причина очевидна: в странах, где правительства защищают свободу вероисповедания, а граждане ценят ее как общественное благо, нет места преследованиям на религиозной почве и основанному на религии насилию. Такие страны не только терпимо относятся к религиозным различиям, но и многие граждане таких стран рассматривают реализацию прав верующих как составную часть свободы и достоинства человека.
Они понимают, что, как подчеркивает Президент Буш в своих выступлениях дома и за рубежом, в лучших своих проявлениях религиозная вера ведет к формированию продуктивных, духовно щедрых граждан и стабильного общества. Они также понимают и то, что отнять у людей право на свободу вероисповедания означало бы лишить их человечности в самом глубоком значении этого слова. Суть свободы состоит в праве задавать фундаментальные вопросы о происхождении, природе, ценности и цели человеческой жизни, равно как верить в Бога и жить в соответствии с вытекающими из этой веры обязательствами. [...]
Цель ежегодного доклада заключается в том, чтобы обеспечить фактологическую базу состояния свободы вероисповедания во всем мире, которая поможет выявлять существующие проблемы и послужит опорой для проводимой США политики в поддержку свободы вероисповедания. [...]
Доклады по отдельным странам. Казахстан
Конституция гарантирует свободу вероисповедания, и существующие в стране различные религиозные общины в целом не испытывают на себе вмешательства со стороны государства, правда, обеспокоенность правительства по поводу региональных угроз в адрес безопасности со стороны религиозных экстремистов вынудило его поощрять предпринимаемые местными властями меры по ограничению деятельности ряда нетрадиционных групп.
В целом за отчетный период уровень свободы вероисповедания не претерпел изменений. Высокопоставленные руководители страны в окружении Президента Назарбаева выступали с призывами к сдерживанию религиозного экстремизма, при этом государственные чиновники всех уровней продолжали выражать обеспокоенность по поводу этой угрозы. В январе 2002 года парламент страны принял ограничительные поправки к национальному закону о религии, правда, уже в апреле 2002 года Конституционный Совет постановил, что эти поправки противоречат Конституции. Президент Назарбаев не стал оспаривать постановление Совета. За отчетный период увеличилось число случаев притеснения религиозных организаций местными властями, причиной чему послужило главным образом внесенное в Административный кодекс в феврале 2001 года положение об обязательной регистрации религиозных групп. Был принят ряд судебных решений о применении санкций к местным отделениям "Свидетелей Иеговы" и баптистским группам в связи с отсутствием у них свидетельств о регистрации. В конце 2001 года поступили два сообщения об целенаправленных избиениях полицией членов нетрадиционных религиозных групп, один из которых скончался от нанесенных ему побоев. Из разных районов страны приходили заслуживающие доверия сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов на регулярной основе проводят проверки религиозных организаций.
В целом мирные отношения между существующими в стране конфессиями благоприятно сказывались на уровне свободы вероисповедания, однако поступали сообщения и о случаях межконфессионального насилия против членов секты "Свидетели Иеговы" в Кызыл-Орде в период с октября 2001 года по январь 2002 года.
Правительство США обсуждает вопросы свободы вероисповедания с правительством Казахстана в контексте общего диалога и проводимой им политики в поддержку прав человека. В декабре 2001 года Президенты Назарбаев и Буш выступили с совместным заявлением, в котором было подтверждено "обоюдное стремление содействовать укреплению власти закона, а также защищать свободу вероисповедания и другие всеобщие права человека..." Посол и другие официальные представители США активно выступали против предложений о внесении поправок в закон о религии, которые в случае их принятия не позволили бы ни реализовать это стремление, ни соблюсти международные стандарты, касающиеся свободы вероисповедания. Посольство США организовало визит в Казахстан американского ученого-исламиста для чтения лекций о роли ислама в светском обществе, а также двухнедельный визит в США ведущих религиозных деятелей Казахстана для участия в межконфессиональных мероприятиях. [...]
Представители целого ряда религиозных организаций и специалистов по правам верующих воспринимают принятие парламентом страны в январе 2002 года ограничительных поправок к национальному закону о религии как сигнал местным властям о начале скоординированной кампании притеснения небольших местных религиозных групп. Они утверждают, что местные власти приступили к выполнению положений видоизмененного закона сразу после его принятия. В апреле 2002 года несколько положений этого закона были признаны антиконституционными, и поправки так и не вступили в силу. [...]
Представители правительства в целом ряде случаев высказывали обеспокоенность в связи с возможным проникновением в страну религиозного экстремизма с территории Афганистана и других государств. КНБ назвал борьбу с "религиозным экстремизмом" одной из первоочередных задач разведывательных органов внутри страны и считает, что это дает основания для внесения изменений в законодательство. Бюро по демократическим институтам и правам человека в составе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) заявило, что борьба с религиозным экстремизмом должна вестись в рамках Уголовного кодекса, и что соображения безопасности не могут служить основанием для внесения ограничительных изменений в закон о религии. В своих обращениях к правительству местные правозащитники высказывают такую же точку зрения и считают, что расхождения между законом о религии и Конституцией носят несущественный характер и не имеют отношения к основополагающему праву на свободу вероисповедания. [...] |