Ярослав РАЗУМОВ, "Панорама", 13 июня
На этой неделе Казахстанскому институту стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК исполняется десять лет. Предлагаем читателям интервью директора КИСИ Маулена АШИМБАЕВА.
- КИСИ стал одним из центров казахстанской политологии. Невозможно представить общественно-политическую жизнь без его мероприятий. Как оцениваются итоги прошедшего десятилетия в самом институте?.
- Проведение конференций и других открытых мероприятий является важным направлением в деятельности КИСИ. Конференции служат своего рода презентациями наших научных достижений, демонстрируют уровень нашего коллектива и акцентируют внимание общественности на тех проблемах, которые стоят перед обществом, его внешней и внутренней политикой. Другой важной составляющей этой деятельности является поддержание наших связей с зарубежными партнерами. Большинство конференций, проводимых институтом, являются международными. В год мы проводим не менее 3-4 конференций крупного формата и 5-6 круглых столов. Таким образом, за прошедшее десятилетие в стенах КИСИ состоялось как минимум порядка сотни публичных мероприятий. Но это только одна из сторон нашей деятельности. В институте публикуется также большое количество монографий, коллективных сборников, издается три научно-аналитических журнала.
В целом мы оцениваем итоги прошедшего десятилетия как достаточно неплохие и обнадеживающие для института. За эти годы КИСИ смог состояться как научно-аналитическая структура, достаточно известная как в Центральной Азии, так и в ряде других стран. Есть прогресс во многих направлениях, на которых работает КИСИ: аналитическая деятельность, международные контакты, издательская деятельность. Удалось укрепить кадровый состав института, привлечь на работу перспективных специалистов.
В то же время мы не считаем, что достигли всего задуманного. Остаются нереализованными еще многие планы. Но это, видимо, нормально для любой динамично развивающейся структуры.
- Наверное, одной из основных задач института можно назвать прогнозирование развития политических, социальных и экономических процессов в республике и в ее окружении. Насколько эффективно удается это делать, учитывая большую сложность, многовариантность нынешних глобальных процессов? Можно ли говорить о существовании систематического взаимодействия между КИСИ и государственными органами, осуществляющими внешнюю политику? Проще говоря, насколько востребованы ваши разработки государством?.
- Наш институт является аналитической структурой при Президенте РК. Это название многое объясняет. Это не афишируемая, но самая важная часть нашей работы. То есть КИСИ обязан проводить исследования, касающиеся стратегических вопросов развития Казахстана: его внешней и внутренней политики, угроз его безопасности, отношений с соседями и великими державами, экономических процессов в регионе и в мире, затрагивающих развитие нашей экономики и т.д. Круг проблем, исследуемых в КИСИ, чрезвычайно широк.
Разумеется, мы отдаем приоритет наиболее острым и актуальным проблемам, чье решение не терпит отлагательства. Результаты наших разработок поступают непосредственно руководству и в соответствующие ведомства в форме аналитических докладов. Мы взаимодействуем с МИДом, Советом Безопасности, различными отделами администрации Президента. В круг наших партнеров в последнее время входят также областные администрации. Но мы сталкиваемся порой с другой проблемой - невозможностью ответить на все вызовы и запросы ввиду объективной ограниченности наших кадровых ресурсов. Но это отдельный разговор.
- Было бы неправильным не коснуться и конкретных политических проблем. В последнее время часто звучит мысль о том, что операция в Афганистане не привела, несмотря на определенные успехи, к прочной стабилизации в этой стране. Каковы ваши оценки? В чем причина этих не до конца реализованных надежд и как может ситуация в Афганистане развиваться в дальнейшем?.
- Ситуация вокруг Афганистана действительно остается сложной. В последнее время на фоне иракской проблемы, ближневосточного урегулирования, ситуации на Корейском полуострове и в силу ряда других причин мировая общественность все меньше внимания уделяет Афганистану.
После проведения антитеррористической операции Соединенными Штатами и их союзниками в конце 2001-го - начале 2002 года создалось обманчивое впечатление, что проблема Афганистана наконец-то решена. Во всяком случае, непосредственная угроза безопасности нашего региона была ликвидирована. Однако не была ликвидирована проблема наркотиков. Поток наркотиков поначалу сократился, но затем возрос и превзошел прежний уровень. Эта проблема непосредственно касается безопасности Центральной Азии и не только ее - других стран СНГ, России и европейских государств. США фактически устранились от ее решения, поскольку опасаются, что борьба против опиумных плантаций вызовет серьезное социальное напряжение. Для большинства населения Афганистана это занятие является основным источником дохода. В данном случае мы имеем дело с печальной реальностью.
Другой проблемой является прочность мирного процесса, начавшегося после падения Талибана. Он весьма проблематичен. Реальной властью на местах обладают лидеры вооруженных формирований. Любые попытки нового правительства воздействовать на них встречают сопротивление. Более того, соперничество политических сил на этнической и племенной основе по-прежнему продолжается и остается главным содержанием политического развития этой страны. Фактически фрагментация Афганистана на этнической основе сохраняется. В будущем это может вновь обернуться вооруженной борьбой между различными группировками, как это мы могли наблюдать в течение последних 10-15 лет. По нашим сведениям, вооруженные силы США, миротворцы и войска Карзая несут постоянные потери (по несколько человек в неделю). Это означает, что военная структура талибов в целом сохранилась. Эта информация скрывается от мирового общественного мнения по геополитическим причинам, но мы не должны исключать в будущем повторения военного кризиса в Афганистане. Излишне добавлять, что это будет возрождением угрозы безопасности Центральной Азии.
- Важнейшая внешнеполитическая задача Казахстана и всего региона - это развитие сотрудничества на Каспии. Об этом много сказано. На недавнем парламентском форуме ОБСЕ в Алматы Президент Назарбаев упомянул идею заключения т.н. Каспийского стабилизационного пакта. В чем ее суть и как вы видите перспективы этой идеи?.
- Необходимость заключения Стабилизационного пакта на Каспийском море является давно назревшей. Впервые слышать о нем нам пришлось от Европейского союза в 1998 году. ЕС применил эту формулу по аналогии со Стабилизационным пактом на Балканах. Но между двумя регионами существует принципиальное различие: в отличие от Балкан Каспийский регион не был затронут прямыми столкновениями; конфронтация здесь происходит за столом переговоров. Исключением является единственный инцидент между Ираном и Азербайджаном в июле 2001 года. Но учитывая, что в непосредственной близости от Каспия сохраняются застарелые вооруженные конфликты - в основном на Кавказе, а именно здесь будет пролегать большинство экспортных трубопроводов, уровень полемики между отдельными прикаспийскими государствами, переходящей иногда в угрозы, а также соседство с такой страной, как Иран, имеющей сложные отношения с США, можно заключить, что безопасность региона была бы лучше обеспечена, если бы был достигнут консенсус на международном уровне.
Суть идеи Стабилизационного пакта, видимо, состоит в том, чтобы усадить за стол переговоров все заинтересованные стороны, а это не только прикаспийские государства, а также страны, через территории которых будут прокладываться трубопроводы, плюс потенциальные потребители каспийских углеводородов и государства, чьи нефтяные компании участвуют в разработке каспийских ресурсов. Как мы видим, круг заинтересованных сторон очень широк. Каспий сегодня вовлечен в глобальные процессы, и поэтому безопасность на Каспии не может рассматриваться только как дело самих прикаспийских государств. В рамках пакта, на мой взгляд, можно было бы выработать определенные принципы поведения в Каспийском регионе, включающие такие вопросы, как немилитаризация Каспия, решение существующих проблем путем переговоров, взаимное уважением интересов, диверсификация экспортных маршрутов и т.д. |