NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 23.03.2025 16:11 ast
14:11 msk

"Электронное правительство" призвано обеспечить открытость госорганов для граждан страны
Н.Исин: Практически все госорганы и подведомственные предприятия активизировали работу по актуализации представленных на Портале информационных ресурсов, размещая их на государственном, русском и английском языках
16.11.2007 / интервью

АЛМАТЫ. 15 ноября. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Программа формирования "электронного правительства" была утверждена Указом Президента РК 10 ноября 2004 года на период 2005-2007 годы. Цель – построение корпоративной информационной системы в масштабе всей страны. Но и сейчас не все казахстанцы четко понимают, что такое "электронное правительство". Какие шаги необходимо предпринять для внедрения этого проекта? О международном опыте создания подобной программы корреспонденту Казинформа рассказал президент Казахстанской Ассоциации IT-компаний Нурлан Исин.

- Да, такая Госпрограмма была принята три года назад. Для ее реализации Правительством РК был утвержден 8 декабря 2004 года План мероприятий. Кроме того, в дополнение к этой тематике 13 октября 2006 года Правительство утвердило Программу снижения информационного неравенства в Казахстане на 2007-2009 годы.

В 90-х годах правительства многих стран столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей государственного управления, которые оказались неадекватными современным условиям. С развитием информационных технологий появилась возможность организации более эффективной работы госструктур, в первую очередь в части оказания государственных услуг населению и бизнес-структурам. Так, в середине 90-х годов родилось понятие "электронное правительство".

Реализация "электронного правительства" должна привести к положительным изменениям в отношениях госструктур с тремя категориями "пользователей": обычными гражданами, госслужащими и представителями бизнеса. Соответственно, эти отношения обозначаются как G2C - связь государства с гражданами, G2G - между госорганами, G2B - отношения госструктур и бизнеса. Таким образом, "е-правительство" должно модернизировать все уровни управления: от межведомственного взаимодействия до взаимодействия государства и граждан. Оно должно предоставлять организациям, гражданам публичную информацию и услуги с помощью и посредством информационных технологий и Интернета. Работает круглосуточно, его услуги удобны и доступны широкому кругу граждан.

Нужно согласиться, не все знают, что такое "электронное правительство". Широкое внедрение информационных технологий в этой сфере у нас только начинается. В тоже время такая ситуация с информационными технологиями дает шанс для формирования сразу более современной информационной инфраструктуры "е-правительства", если мы им правильно воспользуемся.

"Электронное правительство" призвано обеспечить открытость госорганов для граждан страны, бизнес-структур и иностранцев, повысить оперативность и эффективность управленческих решений, производительность труда госслужащих, снизить издержки на содержание государственного аппарата, активизировать борьбу с коррупцией во властных структурах. По мере реализации программы наибольшим успехом начнут пользоваться проекты, где учитываются удобство и простота доступа к информационным ресурсам и услугам, факторы доверия и безопасности, эффективности и ответственности. Что касается самого термина "электронное правительство", то со временем, вероятнее всего, необходимость в нем отпадет, но пока он нужен, чтобы подчеркнуть его значимость на данном этапе развития общества.

- Что необходимо для реализации этой программы и что уже сделано?

- Необходимы три вещи. Первое, это четкие правила работы госорганов, ориентированные не на внутренние потребности, а на нужды граждан и бизнес-структур. Речь идет об ориентире на применение в деятельности госструктур современных принципов менеджмента, применяемых в бизнесе. Это в свою очередь требует пересмотра административных процедур или, как говорят, необходимо осуществить реинжениринг бизнес-процессов в государственных структурах. Также требуется сформировать соответствующую информационную инфраструктуру, то есть реализовать общие (межведомственные) и ведомственные информационные системы госорганов, которые будут способны реализовать идеологию "электронного правительства". В-третьих, должно быть преодолено информационное неравенство, широкие слои населения должны иметь доступ к электронным информационным ресурсам и услугам.

Эта задача достаточно трудоемкая, сложная и затратная, как по финансам, так и по времени. Трехгодичная госпрограмма - первый этап строительства "е-правительства" в Казахстане и в основном ориентирована на строительство базовых компонентов ее инфраструктуры и общих для всех госорганов и акиматов межведомственных и типовых информационных систем. Создание функциональной информационной инфраструктуры по всем госорганам с учетом реинжениринга всех бизнес-процессов намечалось в основном по тем госорганам, которые уже имели определенный опыт в вопросах автоматизации своей деятельности. Я подчеркиваю слово "намечалось", так как решить эту часть задачи в короткие сроки и тем более по всем госорганам невозможно.

Госпрограммой предусматривалось создание базовых компонентов "е-правительства": единая транспортная среда государственных органов (ЕТС), портал и шлюз "электронного правительства", национальная идентификационная система, "платежный шлюз" для взаимодействия с банковской системой. Предусматривалось создание и развитие межведомственных и типовых систем центральных и местных исполнительных органов, а также проведение мероприятий по обеспечению доступа к электронным услугам, работа по ликвидации информационного неравенства и повышение уровня образования в сфере информационно-коммуникационных технологий.

По каждому из направлений проведена определенная работа, но по целому ряду причин не по всем из них работы завершаются в установленный срок. Наиболее продвинутой можно считать работу по созданию Портала "электронного правительства" и предоставлению базовых информационных услуг. Судить о завершенности работ по шлюзу "е-правительства" можно будет только после реальной стыковки Портала с ведомственными информационными системами. По ЕТС реализован пилотный проект в Астане на базе оптоволокна и частично реализован его спутниковый сегмент.

В рамках работ по национальной идентификационной системе разработаны государственные базы данных физических и юридических лиц, адресного регистра и регистра недвижимости. Затянулись работы по созданию удостоверяющих центров. Уровень внедрения этих систем находится в каждом случае на разных стадиях. Работы по разработке "платежного шлюза" для взаимодействия с банковской системой по ряду причин переносятся на следующий год. Местными исполнительными органами приняты соответствующие программы "электронных акиматов". Реализованы некоторые решения в Алматы и Усть-Каменогорске.

- Каков международный опыт создания подобной программы. Примеры каких стран может использовать Казахстан для создания собственного электронного правительства?

- Во многих странах разработаны международные и национальные программы перехода к информационному обществу, которые включают проекты создания и развития электронных правительств. В литературе выделяют четыре основных модели "электронного правительства". Условно их называют континентально-европейская, англо-американская, азиатская и российская модель.

Континентально-европейская модель характеризуется наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС; высокой степенью интеграции европейских народов и стран; жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

Англо-американская модель развита в США, Канаде и Великобритании. В США основной акцент сделан на создание информационных супермагистралей, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и обеспечение их информацией относительно проблем государственного управления. В США, например, реализован Интернет-сервис, воспользовавшись которым любой пользователь Интернета может задавать вопросы напрямую чиновникам аппарата Президента своей страны. Общение происходит в режиме реального времени, так что у посетителей сайта "Спроси у Белого дома" есть шанс получить ответ немедленно.

В Великобритании принята программа "Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху". В ней сделан акцент на расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг; обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти; создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг. Основная цель - освобождение госслужащих от выполнения рутинных процедур при интерактивном взаимодействии с населением.

Азиатская модель "е-правительства" опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Основной акцент направлен на удовлетворение информационных потребностей населения через развитие электронной коммуникации и формирование единого информационного пространства в рамках всей страны.

Российская модель представлена в целевой федеральной программе "Электронная Россия 2002–2010 годы". Основные цели программы направлены на повышение эффективности функционирования экономики, госуправления и местного самоуправления, создание условий для реализации права граждан на свободный доступ к информации и получение необходимых услуг, касающихся регулирования жизни и деятельности в информационном обществе.

ООН ведет рейтинг стран по степени развитости электронных правительств. Первое место в этом рейтинге по данным на 2005 год занимает США, затем Дания, Великобритания, Швеция, Южная Корея. У России - 52 место, у Казахстана - 65 место. Из республик бывшего СССР наиболее продвинулась Эстония, занимающая 20 место в этом рейтинге.

Нам, безусловно, необходимо изучать и использовать опыт как развитых, так и развивающихся стран. Архитектура информационной инфраструктуры "электронного правительства" во многом зависит от уровня развития телекоммуникаций в стране. Опыт стран, сделавших ставку на развитие своей IT-индустрии, показывает, что реализация таких масштабных задач, как строительство "е-правительства" может и должна стать катализатором развития IT-отрасли страны.

- Функционирует сайт е-gov. Какие успехи можно отметить за время его работы?

- Сейчас Портал правительства (сайт е-gov) является наиболее продвинутой работой по реализации "электронного правительства". Портал реализован с применением промышленной независимой портальной платформы Bea Web Logic. Через Портал реализуется информационные услуги "е-правительства". Практически все госорганы и подведомственные предприятия активизировали работу по актуализации представленных на Портале информационных ресурсов, размещая их на государственном, русском и английском языках. В сентябре т.г. на портале были проведены Интернет-конференция Главы государства и дебаты политических партий.

По имеющейся информации завершаются работы по реализации 20 интерактивных услуг, которые будут оказываться Комитетом регистрационной службы, Налоговым комитетом, Агентством по управлению земельными ресурсами, Министерством труда и социальной защиты. К их числу относятся выдача справок о зарегистрированных правах на недвижимое имущество юридическим лицам и физическим лицам; об отсутствии налоговой задолженности, об отсутствии земельного участка; информации о движении по пенсионным отчислениям и другие сведения.

До конца года должна быть проведена работа по доработке шлюза "е-правительства" и ряда ведомственных информационных систем в части применения электронной цифровой подписи. К концу года планируется запуск в эксплуатацию версии Портала, позволяющей организовать взаимодействие через мобильные телефоны и информационные киоски (пункты общественного доступа). Более детальную информацию может дать Агентство РК по информатизации и связи.

- Спасибо.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"В Актобе две проблемы – вода и пробки" 30.11.2007
"Ситуация управляемая, контролируемая" 29.11.2007
"Сначала стань профессионалом, а уж потом – генералом..." 22.11.2007
"Нация должна действовать как единое целое" 16.11.2007
"Высокие цены на зерно - это для Казахстана второе счастье после нефти" 16.11.2007
"Электронное правительство" призвано обеспечить открытость госорганов для граждан страны 16.11.2007
"Американцы хотят стать частью нашего успеха" 14.11.2007
"Шымкент мой любимый, мой город родимый..." 12.11.2007
"Я не хочу оправдываться, как это делает Алиев" 02.11.2007
"Денег на особняк у меня нет…" 01.11.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.03.25 Воскресенье
70. АЛИМГАЗИНОВА Баян
70. БЕГМАНОВ Абдугали
69. МУЛЬКИН Сейтгали
65. КАРЖАУБАЕВ Эрлан
59. ЖАНБУРШИН Едил
59. ТЕЛЬТАЕВ Багдат
58. СМАИЛОВ Бауржан
56. АКИЛБЕКОВ Кадиргали
56. КРЫМОВ Кайрат
53. АШИМОВ Аскар
52. САДЫР Ербол
52. ТАУАЕВ Серик
48. МУХАМБЕТОВ Габит
39. МЕДЕТОВ Расул
...>>>
24.03.25 Понедельник
88. КУЗЕМБАЕВА Сара
78. АЛИМЖАНОВ Бекен
77. ЭРЛИХ Константин
72. НАГАЙ Олег
70. БИМЕНДИНА Асима
70. ИСАЕВ Серик
69. СУЛТАНОВ Ерик
64. ТУРЫСБЕКОВ Мурат
63. САФИНОВ Канатбек
62. КУБЕНОВ Адилбек
61. НУСИПБЕКОВ Ержан
61. ТЫНЫСБЕКОВ Аскар
60. КОЖАМЖАРОВ Кайрат
60. МАХАМБЕТОВ Мансурхан
59. МУСАЕВ Руслан
...>>>
25.03.25 Вторник
93. БЕЙСЕНОВА Алия
79. ДАНЬШИНА Татьяна
77. ИСКАКОВ Бисембай
74. САРТБАЕВ Сейит
73. ЕРЖАНОВ Токтарбай
66. АЙМАНБЕТОВА Гульбану
66. БАЙМЕНОВ Алихан
66. КАДРАЛИЕВ Абай
60. КАРАШЕВ Анарбек
56. КАЛМУРАТОВА Гульмира
56. МУХАМБЕТОВ Мирлан
51. АБЖАППАРОВ Талгат
51. ЖАМАУБАЕВ Ерулан
50. БАУБЕКОВ Булат
49. СЫЗДЫКОВА Шолпан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru