Светлана АНТОНЧЕВА, "Казахстанская правда", 18 апреля
Добывающий сектор - основной источник экономического роста республики, который обеспечивает финансовую и ресурсную базу для динамичного развития несырьевых отраслей и перехода к сервисно-технологической экономике. Вклад предприятий-недропользователей в общую сумму налоговых поступлений в госказну в 2008-м составил более сорока процентов. С вступлением в силу нового Налогового кодекса фискальная нагрузка и "жизнь" в сфере недропользования в целом изменились. По оценке специалистов, государство проводит последовательную и выверенную политику, однако свои коррективы в нее вносит мировой финансовый кризис. Сегодня на вопросы корреспондента "КП" о платежах и переменах в секторе отвечает начальник специализированного управления Налогового комитета Министерства финансов РК Ерлан МУКАИ.
- Ерлан Баккожаевич, с первого января практика налогообложения недропользователей и режим их работы изменились. В частности, отменена фискальная константа контрактов. Какие практические плюсы у новой системы?
- Раньше работники налоговых органов при определении обязательств конкретного недропользователя должны были постоянно держать в памяти и квалифицированно применять все законодательство республики 90-х годов прошлого столетия. И не секрет, что в нормативной базе того времени имелись трудноразрешимые правовые пробелы - артефакты раннего этапа развития страны, исключение которых из-за пресловутой "налоговой стабильности" было невозможно. В итоге все ссылались на букву контракта, а многие проблемы ждали своего разрешения и окончания переговорного процесса на протяжении долгих лет.
С первого января стабильность фискального режима отменена для всех недропользователей (исключение сделано лишь для отдельных соглашений о разделе продукции (СРП) и контрактов, утвержденных лично Президентом). Таким образом, Казахстан перешел к юридически обоснованной системе правовых отношений государства и недропользователей, которая соответствует базовым принципам, закрепленным в Конституции РК, и общепринятой мировой практике.
Отныне будет применяться единый подход: налоговые обязательства определяются в соответствии с законодательством, действующим на момент их возникновения. Из главного налогового документа исключено понятие "второй модели" фискального режима, на основе которого с 1997 года заключались действующие СРП. Можно констатировать, что Казахстан отошел от практики подписания подобных соглашений, свойственной развивающимся государствам. Такое положение дел, несомненно, улучшит качество и упростит порядок налогового администрирования добывающих отраслей.
- В годы становления налоговой системы Казахстана был заложен механизм администрирования налога на сверхприбыль. Противоречия между его экономической сущностью и юридической формой, допущенные при разработке, дорого обошлись государству...
- Действительно, разногласия по налогу на сверхприбыль служат ярким примером конфликтной ситуации, хорошо известной каждому финансисту, когда в противоречие вступают юридическая форма и экономическая сущность. К сожалению, в правоприменительной практике отсутствует четкое понимание природы этого вида налога, что и приводит к неверному толкованию судами ключевых норм фискального законодательства и контрактов на недропользование, регламентирующих порядок исчисления НСП. Это позволяет отдельным недропользователям успешно вводить суды в заблуждение, занижая свои текущие и будущие налоговые обязательства.
Таким образом, следствием непонимания сущности налога, ценой отдельных ошибок и просчетов при разработке НСП и облечении его в юридическую форму стали многомиллиардные потери государства в период беспрецедентно высоких цен на минеральное сырье. За период с 2000 по 2008 год, несмотря на многократный рост цен на нефть и некоторые другие сырьевые товары, прирост поступлений по НСП демонстрировал сдержанную динамику…
Перед нынешним поколением разработчиков в процессе усовершенствования Налогового кодекса стоит важная задача: не допустить потерь государства от несовершенных норм и непродуманных нововведений. Для ее решения необходимо тщательно проанализировать весь предыдущий опыт проверок НСП, выявивший типичные механизмы занижения обязательств, а также учесть характер обжалуемых вопросов, аргументы сторон и результаты рассмотрения дел в судах. Только принимая меры сегодня, можно обеспечить полноту поступлений в бюджет завтра.
- Ввод налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) многими специалистами оценивается как "шаг к прозрачности". В чем же конкретно состоят его преимущества?
- НДПИ стал основным инструментом налоговой политики в сфере недропользования. Теперь компании, которые добывают и экспортируют сырую нефть, будут платить этот налог на основе котировок, установленных на мировых рынках по данным международных ценовых агентств. Это позволит существенно уменьшить возможность применения трансфертных цен и завышения расходов по реализации "черного золота", при помощи которых недропользователи зачастую укрывают свои сверхдоходы от добычи сырья.
С другой стороны, если нефть не уходит на экспорт, а поставляется на отечественные нефтеперерабатывающие заводы, ставки НДПИ снижаются вдвое, а для определения стоимости применяются закупочные цены внутреннего рынка. Иными словами, новый налог, помимо фискальной, выполняет стимулирующую функцию по углублению переработки сырья в Казахстане и обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами.
Подчеркну, что ставка НДПИ на уголь с нового года составляет ноль процентов (взамен введен рентный налог на экспорт твердого топлива). Кроме того, ставки рентного налога на экспорт были значительно снижены, установлены основные принципы ведения раздельного учета в разрезе контрактов на недропользование, представления деклараций по корпоративному подоходному налогу и налоговой учетной политики, существенно изменен порядок исчисления налога на сверхприбыль… В связи с переводом всех вновь заключаемых контрактов на текущий налоговый режим отменена процедура проведения обязательной фискальной экспертизы.
- А как на перемены реагируют иностранные инвесторы? Не станет ли казахстанский нефтегазовый сектор менее привлекательным для них?
- Как показывает анализ мировой практики налогообложения в сфере добычи нефти и газа, суммарная фискальная нагрузка в ряде государств существенно превышает ту, что установлена в Казахстане. Например, в Норвегии до недавнего времени она достигала 93 процента. По последним данным, только ставка специального налога на углеводороды в этой стране превышает 50 процентов, что в дополнение к 28-процентному налогу на прибыль корпораций образует весьма существенный "прессинг" на добывающие компании. Но даже в таких условиях зарубежные аналитики полагали, что нефтегазовый сектор Норвегии является привлекательным для вложения инвестиций.
В Великобритании налог на доходы от углеводородов (Petroleum Revenue Tax или PRT) составляет 50 процентов (после снижения с 75)… Поэтому, принимая во внимание то, что у нас пониженные ставки в отношении ряда налогов, нефтегазовые операции в Казахстане продолжают оставаться привлекательными для инвестиций. На мой взгляд, изменения в законодательстве принципиально не должны повлиять на это и уж тем более оттолкнуть иностранных инвесторов.
- В период экономического кризиса, когда тенденции снижения цен на сырье налицо, каковы прогнозы налоговых поступлений от нефтянки?
- Важно отметить, что из-за уменьшения доходов предприятий снижение налоговых поступлений прогнозируется по всей стране. Однако, несмотря на кризисные явления, в ближайшие годы ожидаются огромные вливания инвестиций в Северокаспийский и другие нефтегазовые проекты. В связи с этим мы планируем осуществлять более тщательный налоговый контроль прямых иностранных инвестиций в республику, уделять повышенное внимание вопросам налогообложения доходов нерезидентов. Это должно стать одной из основных статей поступлений в государственный бюджет в период мирового экономического кризиса.
Необходимость более тщательного подхода обусловлена в том числе и тем, что отдельные налогоплательщики используют механизмы, которые позволяют существенно снижать доходность от операций в Казахстане, что напрямую влияет на объем фискальных поступлений в госказну. Мы провели анализ положений крупных контрактов на недропользование в нефтегазовой и горнорудной отраслях, оценили эффективность их действия. По результатам наших проверок только в прошлом году доначисления составили 34,8 миллиарда тенге, однако некоторые дела сейчас находятся на стадии обжалования. В целом в 2008-м в бюджет страны было взыскано 19 миллиардов тенге.
Разумеется, в текущих условиях, когда на дворе экономический и финансовый кризис, а цены на большинство сырьевых товаров находятся в нижней фазе, говорить о возможности "снятия сливок" с недропользователей государством не приходится. Но если бы мы руководствовались подобной логикой в 90-е, когда долгосрочная цена на нефть была в диапазоне от 18 до 20 долларов за баррель, и не предусмотрели бы вероятности возникновения сверхдоходов от добычи сырья, то в период с 2005 по 2007 год казна недополучила бы более 160 миллиардов тенге…
Если учесть динамику изменения конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров, а также его цикличность, то тезис Главы государства о необходимости уже сегодня готовиться к завтрашнему росту применим и к налогообложению недропользователей. Выход из кризиса, как и увеличение спроса на сырьевые товары, неизбежны. |