NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Четверг 11.08.2022 06:07 ast
03:07 msk

Батыр Ирина
В этом году КазНИИ по проблемам культурного наследия номадов исполнилось пять лет. А его руководителю Ирине Ерофеевой – 58. В ознаменование этих двух замечательных дат Министерство культуры в знак благодарности за проделанный труд сделало институту отменный подарок, прислав директору уведомление об освобождении рабочего места
05.08.2011 / интервью

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, "Время", 4 августа

В этом году КазНИИ по проблемам культурного наследия номадов исполнилось пять лет. А его руководителю, кандидату исторических наук Ирине Викторовне ЕРОФЕЕВОЙ – 58. В ознаменование этих двух замечательных дат Министерство культуры в знак благодарности за проделанный труд сделало институту отменный подарок, прислав директору уведомление об освобождении рабочего места как раз в день ее рождения. Сотрудники НИИ считают, что теперь институту крышка.
Как известно, институт создал выдающийся казахский номадовед Нурбулат МАСАНОВ. После его скоропостижной смерти бразды правления перешли к соратнице и давнему другу ученого Ирине Ерофеевой. За пять лет НИИ проделал без всяких скидок огромную работу по изучению наследия кочевников и его популяризации: выпущено несколько очень интересных и насыщенных книг, готовится выпуск пяти еще более крупных трудов, в том числе трехтомного научно-популярного издания на казахском и русском языках, посвященного памятникам истории и культуры Казахстана.
Правда, самая интересная информация в массе своей еще не дошла до системы высшего и среднего образования – то есть до того, ради чего каша и варится. Но тут уже не в институте дело, а в институциях.
– К вопросу о новом научном знании. В чем оно новое?
– Еще Нурбулат Эдигеевич Масанов провозгласил, что изучать кочевничество без исследования базовых структур, а именно подвижного образа жизни, кочевого скотоводческого хозяйства, недвижимых памятников материальной культуры и так далее, на которых оно зиждется, неправильно. Ведь в общем представлении кочевничество – это нечто виртуальное. Земледельцев, к примеру, мы изображаем с рабочим инвентарем, на делянке, возящимися над посевами.А как показать кочевничество в его повседневной жизни?
Здесь сразу возникает вопрос о кыстау – зимовке. На зимовках кочевники проводили от 4 до 6 месяцев в году. Здесь кочевник выпасал и сберегал свой скот в экстремальный период года, занимался ремеслами, создавал материальную инфраструктуру для хозяйственных занятий и быта. Здесь номады намечали маршруты перекочевок с кыстау на жайляу. Они не просто так бродили по степи, как это иногда представляют, а передвигались строго по урегулированным путям.
Часто говорят, что вот пришли русские и научили казахов строить жилища. Ничего подобного – как только появилось кочевничество, появилось желание обустроить свой быт, развивались разные типы жилых строений. А что мы об этом знаем? С помощью сложных компьютерных программ, на основании топосъемок и массы исследований мы создали комплекс из 26 карт, глядя на которые каждый человек может представить, что составляло из себя кочевничество как феномен функционирования степной жизни. Исторических и историко-этнографических карт с такими точными географическими координатами и высокой плотностью информации у нас в стране еще не было.
– А они нужны?
– Да, после трагедии 20-30-х годов и советского давления получилось так, что казахи не знают своего прошлого, не в курсе, как жили их предки, по каким кочевьям передвигались. Превалирует то самое нигилистическое отношение: "А зачем мне это нужно?". Многие чиновники и бизнесмены заявляют прямо: "Я хочу забыть об этом прошлом". Особенно это присуще богатым нашим соотечественникам, проживающим в дворцах с прислугой. Кочевое неаристократичное прошлое как бы принижает их нынешнее "достоинство". В связи с этим хочу рассказать об одном эпизоде. В Алматинской области жил один немец. В 50-х годах он уехал в Россию, а оттуда – в Германию, где сделал успешную карьеру. Он тоже хотел забыть, что был потомком простых крестьян. В своем богатом доме эмигрант развесил картины со старинными замками, поместьями якобы своих давних предков и даже попытался купить к своей фамилии приставку "фон". Но немцы, известные своей педантичностью, в приставке "фон" ему отказали. А вот у нас в силу понятных причин возвысить себя проще. Никому не нужно кочевое скотоводство, а вы, историки, подавайте на страницы книг города, дворцы и прекрасные замки.
– Ну это же европоцентристская модель.
– Совершенно верно. Мы сами часто не осознаем, что это пришло к нам после торжества марксистко-ленинской формационной теории, культурной революции с советской идеологией, ее стереотипами и приоритетами. Открещиваться от кочевого прошлого – все равно что отказываться от родной матери по причине ее несоответствия стандартам моды.
– Насчет голодомора я как-то разговаривал с историком Беимбетом ИРМУХАНОВЫМ, и он сказал, что в степи всегда происходило волновое снижение численности населения после джутов. Мол, ничего особенно страшного не было.
– При всем уважении к Ирмуханову не могу разделить его тезис по одной простой причине: чтобы делать подобные утверждения, надо обладать статистическими данными. Но до 1897 года перепись населения здесь не велась. Мы не располагаем никакими репрезентативными данными, чтобы говорить о том, какой процент смертности существовал в то время. И объяснить смерть 40 процентов населения за каких-то два-три года простой зависимостью от исторического спада было бы по меньшей мере нелогично. Мы изучали статистические данные о некоторых казахских аулах Семиречья, где к середине 30-х годов прошлого века практически никого не осталось. Между тем, по описаниям экспедиции РУМЯНЦЕВА начала XX века, ясно, что это были очень густозаселенные кочевые аулы.
Колоссальную смертность в результате насильственного оседания констатировали сами устроители кампании. А уж если они сами каялись в своих ошибках, то мы тем более не можем не признавать эту трагическую страницу в истории казахского народа.
– Вы как-то упомянули, что готовите книгу о казахских батырах. Это актуально, на ваш взгляд?
– Валиханов называл первую половину XVIII века расцветом степного рыцарства. Тогда произошла мобилизация населения перед лицом угрозы со стороны джунгар, и институт батырства, существовавший испокон веков, получил наибольшее развитие и значимость. Казахи, проживая на огромной территории, где быстрое объединение боеспособного населения было невозможно, укрепили свои внутренние ресурсы в виде батыров – военных вождей из самого народа. Институт батырства пронизал все общество, его дух и умонастроения: весь казахский эпос – батырский. Батыры – сердце казахского народа.
– Не вырванное ли?
– К сожалению, с исчезновением явной внешней угрозы институт батырства деградировал – батырами стали называть тех, кто может выпить ведро кумыса, съесть барана...
Однако если мы говорим о периоде расцвета, то даже коллективный портрет батыра выглядит очень симпатично. Они были лишены этнических и сословных предрассудков, выполняли не только военные, но и дипломатические функции.
Кстати, многие батыры, гремевшие в свое время, сейчас совершенно неизвестны. И напротив, непонятные лица всплывают в разных трудах, и им приписываются чуть ли не заслуги руководителей национал-освободительного движения.
– А кто такой батыр? Кто его назначал, какие полномочия ему делегировались?
– Критерии "номинирования" на звание батыра были совершенно четкими. Первый – поединок с самым сильным воином неприятельского отряда перед началом битвы и обязательная победа в нем. Второй – претендент должен был первым трижды ворваться во вражеский стан и поразить противника. Третий критерий – батыр обязан был осуществить с отрядом набег на территорию противника и вернуться оттуда с добычей, но без ощутимых потерь. Предъявлялось еще несколько требований, не таких существенных. Только после выполнения всех условий воина выдвигали в батыры, но, для того чтобы быть избранным полководцем, нужно было еще обладать умом. Бесшабашные рубаки полководцами не становились. Существовала целая процедура "назначения", после которого новоявленный батыр получал специальные знаки отличия – очень дорогой пластинчатый доспех и перья филина на шлеме. Причем среди батыров существовала целая иерархия – от батыров аула до военачальников.
– А какие отношения были у батыров с чингизидами, сохранившими за собой политическое господство?
– Разные. И сложные. Батыры делились на несколько категорий по степени богатства, влияния и так далее. С наиболее значительными из них ханы и султаны были вынуждены считаться, что совсем не значит, будто они друг друга любили. Но приближали к себе ханы не самых крупных батыров, а тех, что помельче, "средний класс". То есть тех, кто нуждался в защите и опеке. Об этом свидетельствуют в том числе и письма самых известных ханов – Абылая и Абулхаира.
– Батыры "ложились" под ханов?
– Никогда! Поэтому само понятие "батыр" означает не только воина, но и человека с собственным достоинством. Батыры были людьми, способными оппонировать власти, если она игнорировала их сословно-корпоративные интересы или интересы народа.
– У нас получается идеализированный портрет доблестных воинов. А как же барымта?
– Батыры, безусловно, не были поголовно добропорядочными степняками. Часто они объединялись, совершали набеги на сопредельные территории и занимались барымтой. Под словом "барымта" иностранные современники имели в виду разные способы разрешения межгрупповых противоречий, но в любом случае барымта была школой воинской и физической подготовки для казахов. В военных действиях с иноплеменными соседями казахские воины использовали те же тактические приемы ведения боя, как и в ходе барымты.
– Ирина Викторовна, вопрос на засыпку: в современном казахстанском обществе батыры остались?
– Мне кажется, здесь стоит упомянуть о Нурбулате Эдыгеевиче, который принципиально, последовательно и бесстрашно отстаивал научные подходы к истории своего народа, невзирая на давление влиятельных мифотворцев около исторической науки и в самой этой гуманитарной дисциплине. К сожалению, сейчас рядом с ним поставить больше некого.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нефтегазовую отрасль нельзя отрывать от экономических реалий 31.08.2011
Беззащитная история 31.08.2011
"Спецназ в народе называют "маски-шоу" и смеются над ним…" 31.08.2011
"Список не забетонирован, а может быть изменен, если к тому или иному году изменится конъюнктура рынков" 27.08.2011
Важнее цифр восстановленное право 27.08.2011
Только 15% казахстанцев становятся на консульский учет за рубежом 26.08.2011
Возвращение к истокам 26.08.2011
Альтернативы атомной энергетике не существует 26.08.2011
Самозахватов в Алматы больше нет. И не будет! 25.08.2011
Живой и непрерывный процесс 25.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
11.08.22 Четверг
93. ПОЛИМБЕТОВА Фатима
80. ТЕЛЬ Леонид
78. КЕМБАЕВ Бекет
75. ТЫНАЛИЕВ Айтжан
61. ИМАНАЛИЕВ Бауржан
61. НЫСАНБАЕВ Ерлан
61. ТИЛЕГЕНОВ Алибек
59. СМАГУЛОВ Бауыржан
55. БЕГАСИЛОВА Алмаш
54. ЧЕРВИНСКИЙ Олег
53. АБДУЛОВ Махсут
51. СЫРГАБАЕВ Азамат
51. ТАЖИГАЛИЕВ Мухтар
50. ДЮСЕНЕВ Арман
48. АХМЕТОВА Инна
...>>>
12.08.22 Пятница
70. АКБЕРДИЕВ Фарид
68. АБДИКУЛОВ Созакбай
65. МУСИНОВ Серикбол
64. АБДРАХМАНОВ Керимтай
64. МУКАШЕВА Кулянда
62. КАРПИШЕВ Орал
62. МУСАБАЕВ Тиллабек
58. АБЖАНОВ Алимхан
57. ТЛЕУХАН Наркес
56. КАРБОЗОВ Ардак
53. МУРЗАБАЕВ Ержан
52. КВАШУК Дмитрий
49. ОРЫНБАЕВ Марат
45. МЕЛДЕБЕКОВ Азамат
43. НУРКИЯНОВ Куаныш
...>>>
13.08.22 Суббота
92. ПАК Иван
84. АТКЕШЕВ Жумагали
74. АХМЕДЖАНОВ Мейрам
70. БАЙТУКБАЕВ Джаксылык
68. ЕСЕНБЕРЛИН Козыкоpпеш
68. СЫЗДЫКОВ Аскар
65. ТЕЛЕБАЕВ Газиз
64. ОМУРЗАКОВ Турсунбек
61. УТЕСИНОВ Бекмурат
57. АКТАЕВА Лязат
56. АЛЬЧЕКЕНОВ Лут
56. КУЗЕМБАЕВА Маржан
55. ГУБАШЕВ Асланбек
54. ГИЛИМОВ Абилмажен
54. КОЖАГАПАНОВ Ерлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz