NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 02:01 ast
00:01 msk

Засекреченная суперцивилизация
Актюбинский краевед Турегали Казиев недавно выпустил книгу "Сердце Мира, или Засекреченная суперцивилизация (введение в казахологию)". Некоторые читатели сразу объявили ее фантастикой – настолько поразительны приводящиеся в ней сведения
19.11.2012 / интервью

Жанна ДАУЛЕТКЫЗЫ, "Актюбинский вестник", 15 ноября

Актюбинский краевед Турегали Казиев недавно выпустил книгу "Сердце Мира, или Засекреченная суперцивилизация (введение в казахологию)". Некоторые читатели сразу объявили ее фантастикой – настолько поразительны приводящиеся в ней сведения, касающиеся древнейшей истории страны, в том числе и нашего родного края. А что думает об этом сам автор?
– Вами написано несколько книг, посвященных древней истории Степи. Расскажите о них.
– Первая моя книга называлась "Акбулак – прародина скифских царей", написал ее девять лет назад, когда еще работал главным специалистом по изучению культурно-исторических памятников в администрации Акбулакского района Оренбургской области. Ее содержание – попытка привязки к местности идеи выдающегося российского археолога Константина Смирнова о том, что в бассейне Илека зародилась знаменитая сарматская цивилизация, ставшая гегемоном Евразии на целую тысячу лет – где-то c VII века до нашей эры по IV век нашей эры. Та моя работа стала номинантом Оренбургской областной краеведческой премии имени Петра Ивановича Рычкова.
– Вторая ваша книга?
– Ее название – "Периферия", вышла в свет в 2007 году. В ней рассматриваются признанные очаги древности – Египет, Шумер, Китай, Греция, Рим и т.д. – в качестве береговой периферии древней степной цивилизации. Эта работа явилась как бы предисловием к нынешней книге "Сердце Мира", которую написал уже в Актобе, переехав сюда в конце 2007 года.
– "Сердце Мира" – это евразийская Степь?
– Да. Территорию от Дуная до Китая называли Сердцем Мира многие специалисты по геополитике, в том числе бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский в книге "Великая шахматная доска". Это пространство Древнего Турана, основой которого явилась территория Казахстана. И нынешняя моя работа как раз посвящена древнейшей истории Турана и нашего народа.
– Расскажите вашу версию начала Казахии…
– Если суммировать данные современной науки и всех имеющихся на сегодня источников, то объединение трех казахских жузов в одно казахское государство во главе с Алаша ханом произошло в заключительные века VI тысячелетия до нашей эры. "Это время сложения в степи животноводства. Основа хозяйства – коневодство", – так пишет, например, известный историк профессор Жамбыл Артыкбаев, относя время жизни Алаша хана к неолиту или энеолиту, то есть к периоду смены каменных орудий на медные.
– А существовали ли в то время жузы?
– Обычно слово "жуз" рассматривается, как объединение родов и племен. По отношению же к природе жуз – один из регионов Степи. Классические природные жузы образовались в те времена, когда наши предки были в основном охотниками (мерген, аңшы). Они передвигались за дикими лошадьми, сайгаками и куланами, которые следовали в течение года по установившимся маршрутам. Летом тарпаны, сайгаки и куланы паслись у нас севернее реки Урал, где хорошая трава и много воды, на зиму шли в южные степи, полупустыни и пустыни, где снеговой покров очень тонкий и можно тебеневкой добывать из-под снега траву. Потом эти же маршруты стали путями племен уже кочевников-животноводов. И те племена на территории природного жуза объединялись и имели общее управление, так как чересполосица сезонных пастбищ вызывала необходимость в хане-администраторе для постоянного регулирования движения через земли друг друга. В Казахстане сложилось три таких классических жуза, племена которых при Алаша хане во-шли в одно государство. О том, что, по современным данным науки, кочевничеству в наших степях более 7 000 лет, пишут многие историки, например, Сергей Богданов в книге "Эпоха меди степного Приуралья".
– Вы пишете, что Казахия начиналась с Младшего жуза и Алаша хан жил на территории сегодняшней Актюбинской области…
– О том, что она начиналась с Младшего жуза, писали еще Шокан Валиханов и российские исследователи XIX века. Акселеу Сейдимбек обобщил это положение в своей книге "Қазақтың ауызша тарихы". Согласно сообщениям персидского историка XIV века Рашид ад-дина зимовки Алаша хана находились в Борсыккумах на юге Актюбинской области и в Приаральских Каракумах – на юго-востоке области. Об этом пишет и профессор Жамбыл Артыкбаев. Лето хан проводил у отрогов Южного Урала.
– Вы пишете про Шумер, Египет и Китай…
– Да. Ближний Восток входил в империю степняков, существовавшую с 3300 годов до нашей эры по 1900 годы до нашей эры, а Китай – в ту, что была с 2300 годов до 900 годов до нашей эры. Эти империи открыл московский историк Евгений Черных. Технологический и административный центр обеих империй находился в наших с вами родных местах, а самая крупная металлургическая база основывалась на цепи рудников, протянувшихся от Каргалов, что под Оренбургом, в Мугалжарские горы – по правую сторону от реки Илек. Благодаря монополии на металлопроизводство, лошадям и соответствующей культуре и идеологии наши предки и стали гегемонами древнейшего мира.
– И потому…
– Распространились по планете – наш язык, письменность, сказания, искусство и прочие элементы степной культуры. Как это происходило – есть в книге. Даже древние американцы в основе своих языков имели наш кипчакско-карлукско-огузский тюркский словарь. В конце работы перечислена литература, откуда взяты сведения – любознательные читатели могут продолжить свое знакомство с древностью. Академик Адиль Ахметов, например, написал труды с сопоставлением казахского языка и языка майя.
– Почему книги, подобные вашей, не появлялись раньше?
– В 1970 годах была "Аз и Я" Олжаса Сулейменова, в начале 2000 годов – книги Серикбола Кондыбая. В целом же десятилетиями изучение истории было дозированным, с целью воспитания поколений манкуртов, нужных прежнему строю. Сейчас же формируется новое историческое сознание, основанное на уважении наследия предков с учетом реальностей настоящего и стратегических задач на будущее. Без знания собственной истории не может быть независимости, прежде всего – духовной. К сожалению, пока многие учебники базируются на "придумках" иностранных авторов… Настоящая же история наших предков интересует только нас самих – мы в долгу перед аруахами. Они глядят на нас с высоты своего возраста – хватит ли у их потомков ума, души и духа для восстановления исторической памяти?! Дальше взгляды на историю степняков будут только расширяться…
– Но пишут же в учебниках, что казахи как народность (этнос) сформировались только в XV веке – в связи с выделением Казахского ханства из состава империи, основанной Чингис ханом?
– Это как раз взгляд, навязанный "благодетелями", начинавшими историю с себя. Человечеству 3 миллиона лет, а о степняках кое-кто все продолжает писать, что они спрыгнули откуда-то с неба всего 500 лет назад. 500 лет назад происходил как раз закат степной цивилизации. Период же Казахского ханства, начинающийся с 1456 года, конечно, очень важен, но это всего лишь одна двадцатая часть истории нашего народа. В работе Машхур-Жусупа Копеева "Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған" говорится, что и до Алаша хана народ казахский существовал, но под управлением других. Кто же эти другие? Оказывается, это было племя торы из казахского же каракыпшака, по древнему имени которого и страна отмечается в разных источниках под названием Туран. А Казахией стали называться страна и народ, когда верховная власть перешла к племени қазақ, сородичам тех же торы. Потом эти названия, как и еще другие, взаимно перекрывали друг друга веками и тысячелетиями – согласно древнего обычая "жанама ат қою" – дача косвенного имени. Имена в древней Степи были зашифрованы для посторонних, потому историки и путаются нередко в трех соснах. Основное имя "қазақ" в древности было табуированным, его, к примеру, заменяли то одним, то другим именем, например, "тюрк" или "кипчак", которое в свою очередь – именем "каи", то есть "змеи", следующим шел "уран" и т.д. Такая же картина была и с именами других основных племен.
Торы были воинами-коневодами, а племя қазақ кроме воинского дела и коневодства имело монополию на металлопроизводство и возглавлялось учеными абызами-жрецами во главе с Майкы бием, "праотцем слов". И сюжет борьбы между светскими деятелями торы и абызовским племенем қазақ перешел в древнейшие сказания "Авесты", "Ригведы", "Эдды" и другие произведения.
– Со времен Алаша хана прошло несколько тысяч лет. Столько народов погибло за это время! Почему же народ казахский жив, несмотря на не раз выпадавшие на его долю тяжелые испытания?
– Потому что казахи сумели сохранить основу своей этнической территории, язык и самобытную культуру. Произошло это в свою очередь оттого, что более 7 000 лет вплоть до 30-х годов прошлого столетия, то есть до коллективизации в СССР, в Степи сохранялся кочевнический способ производства. Не менялся основной способ жизни – сохранились душа, стереотип поведения, язык и прочие элементы, характеризующие этнос.
– Но приходили же в Степь завоеватели…
– Ни один из тех завоевателей не выдержал суровой степной жизни, не смог закрепиться во всех здешних ландшафтах. Для этого надо было стать казахом, беззаветно любящим свою пустыню и маловодную Степь, с долгой засухой и бесконечными ветрами, изнуряющими пришельцев. Степной этнос изначально строился предками в качестве способного переносить невзгоды сложного организма, пронизываемого массами волокон-кристаллов в виде племен и родов, соединившихся в своем органическом единстве крепче стали. Поэтому и назвали предки народ наш по имени камня қаш (нефрит), который в два раза крепче стали. Академик Алексей Окладников нашел в древних курганах ножи и кинжалы из этого камня небывалой остроты – можно бриться ими и сегодня! Достигалась острота путем обработки огнем и водой – больше никакой камень не выдерживал этого. О том, что наши предки звались народом нефрита – есть в китайских летописях до нашей эры (об этом писал историк Юрий Зуев). Слово "қаш" в этом значении отмечено в словаре Махмуда Кашгари в XI веке. Вот и завещали абызы дачей такого имени: "Пройди огонь и воду, будь выдержанным, как қаш и будь настоящим человеком, сақ!"…
– А что означает "қаш"?
– Рассеки пополам! В древности это было слово самой сильной клятвы – при обязательном посвящении в настоящего человека каждый молодец и каждая девушка клялись в верности своему народу: "қашшақ!", "қассақ!", "қазақ!"… У каждого слова минимум сорок граней и значений – рассказать обо всех?..
– Ваша книга "Сердце Мира" имеет многоплановый характер, и на многих проблемах, которые в ней затрагиваются, пока нет возможности остановиться. В частности, вы уделяете внимание расшифровке древних пластов казахского эпоса, например, "Кобыланды батыра", "Козы Корпеш – Баян сулу" и других…
– Как раз в тех древних пластах эпоса лежат ключи от многих тайн древности. Их начал расшифровывать Серикбол Кондыбай, умерший в 2004 году.
– Вы пишете, что язык наших предков в древнейшие эпохи стал фундаментом всех языков современного мира…Как вы это можете доказать?
– В книге есть подходы к этому. Нужно сказать, что в былые годы немало было ученых, которые подходили к тем выводам, которые делаются сегодня, в том числе в моей книге, но им не дали продолжить работу. Многие были репрессированы, многие работы пропали, были уничтожены. Имена этих патриотов есть в книге "Сердце Мира": филолог Сарсен Аманжолов, историки Ермухан Бекмаханов, Алкей Маргулан и многие другие…
– А каково ваше мнение о сегодняшней судьбе казахского языка? Ведь вы и об этом пишете в книге…
– Сегодня две трети казахов живет в Казахстане, остальные за рубежом в разных государствах – и везде разное положение. У российских казахов родной язык находится сейчас на грани полной потери, – там обучение языку практически не ведется, нет учителей. В остальных странах положение несколько лучше, но тенденция та же – везде дело идет к неуклонному уменьшению родной языковой среды. Здесь же очень многое делается для расширения сферы изучения государственного языка, но массового перелома в сознании, по-моему, еще не произошло. Видимо, есть какая-то еще недоработка в самой методике возврата языка к жизни. Язык ведь живет при двух условиях – если в нем есть ежедневная потребность и если есть языковая среда. Первое условие создается государством, второе – теми, кто уже говорит на этом языке: они тоже должны помогать людям, которые желают овладеть языком. При комплиментарном взаимодействии этих сторон и разрешится проблема. Так же конкретно можно решить вопрос о помощи в спасении языка зарубежных сородичей. То есть судьба языка зависит и от каждого из нас: если будем каждый день говорить на нем – язык будет жить, если будем продолжать откладывать на завтра – язык умрет. Родники чистой речи – в ауле, значит, Правительству надо поддержать аул всеми мерами, чтобы молодежи интересно было там жить.
– А что главное вы приобрели здесь, в Актобе?
– Научился не только говорить, но и думать на казахском – есть языковая среда: телевидение, библиотеки, люди. Стараюсь по возможности внести свой скромный вклад в возрождение исторической памяти. Каждый человек несет ответственность перед своими предками – они проливали кровь и пот за нашу землю и свободу, родили нас, чтобы мы чтили их, оставались казахами. И поэтому у всех нас есть ответственность перед потомками – передать им наследие предков, чтобы внуки и пра-внуки были настоящими казахами. Сейчас, конечно, после советского периода, мы разные – подчас и на разных языках разговариваем. В этом есть и сложности, а с другой стороны, возможно, Всевышний сделал это, чтобы в эпоху глобализации наш народ имел высокую конкурентоспособность, умел понимать других и был понимаем другими… Теперь задача – сплотиться в монолит, модернизироваться, овладеть мировыми достижениями, сохранив традиции и язык своих предков…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Внешняя политика Казахстана отвечает современным вызовам 30.11.2012
Жанаозен: сделано немало, большее еще впереди 29.11.2012
Аскар Балжанов: Я не верю, что наши работники участвовали в беспорядках 26.11.2012
"Я счастливый человек, потому что мне везло на хороших людей" 26.11.2012
Засекреченная суперцивилизация 19.11.2012
Кабмин: от перемены мест… 16.11.2012
"Самрук-Казына" внедряет дифференцированную дивидендную политику 16.11.2012
Наше призвание – служение нации 15.11.2012
Плоть от плоти нефтяник 13.11.2012
Когда в товариществе согласье есть… 13.11.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz