Галина ВЫБОРНОВА, "Экспресс-К", 15 февраля
Более 80 водителей городского общественного транспорта в Таразе остались без работы: их родная фирма проиграла подряд четыре тендера. Оно и понятно - рынок. Но почему-то в проигрыше оказалось предприятие, как раньше бы сказали, образцовое, не имеющее нареканий ни от контролирующих органов, ни от населения...
В знак протеста водители ТОО "Тим" провели в конце минувшей недели акцию "зажженных фар". Молча стояли у своих машин, демонстрируя горечь и отчаяние. Эти автобусы они приобрели не так давно, взяв банковские кредиты. И как их теперь выплачивать, если лишились постоянного источника доходов? А главное - не дает покоя вопрос: почему с их коллективом поступили так несправедливо, нечестно и не по-людски?
- Вот мое тендерное свидетельство, - волнуется Фаниль Баишев, водитель маршрута "036", - выписанное самим Орынбековым, директором департамента пассажирского транспорта. Видите, какие даты на нем стоят? С июля 2003 года по июль 2008-го - в течение этого времени оно должно действовать. Почему г-н Орынбеков проводит новый тендер? Разве это законно? Из-за него я лишился работы. Брал в кредит 5 тысяч долларов, должен возвратить 7 тысяч. Я же рассчитывал, что за пять лет полностью рассчитаюсь с банком. А теперь и семью кормить нечем!
- Мне 61 год, я отец 8 детей. Последние десять лет работаю здесь, - подхватывает водитель Шамши Ерсеитов. - У меня точно такое же тендерное свидетельство, действительное до 2008 года. Оказывается, департамент нам выдал просто бумажки!
- Водители справедливо возмущаются преждевременно проведенным тендером, - вступает в разговор директор ТОО "Тим" Абдухамит Муханзаев. - Но я хочу рассказать обо всем по порядку. Все началось с зимы 2005 года, когда выпало небывалое количество снега. Все трассы завалило, и люди пошли на работу пешком. В городе была объявлена чрезвычайная ситуация. Нас, руководителей фирм по городским пассажирским перевозкам, собрали в департаменте и слезно попросили выставить автобусы на маршруты. Мы пошли навстречу, хотя в тех условиях это было невероятно сложно: приходилось расчищать проезды, выталкивать транспорт. 10 машин мы выделили на развозку хлеба. В общем, наши водители проявили настоящее мужество и сделали все что могли. А весной, когда снег растаял, директор департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области Бахытжан Орынбеков прислал нам предупреждение, что у нас, оказывается, в те дни имело место невыполнение рейсов, перегруз, посадка-высадка на проезжей части - в общем, все то, чего просто не могло быть в условиях чрезвычайной ситуации. По причине всех этих "недостатков" один из наших маршрутов - "057" - они, дескать, выставляют на новый тендер. Я обратился по этому поводу к акиму области и стал "врагом" для г-на Орынбекова. Именно тогда и услышал от него недвусмысленную фразу: "Я тебя разбомблю!". Что, собственно, и произошло.
- Здесь необходимо пояснить, что все отобранные у нас маршруты - "057", "036", "020", "040" - открывались и обкатывались нашим ТОО, - подключается к диалогу начальник отдела эксплуатации ТОО "Тим" Александр Афанасиади. - И как только мы сделали их прибыльными, тут они всем и понадобились. И с какой же иезуитской хитростью департамент действует! Объявляет о проведении нового конкурса на маршрут "036". На каком, спрашивается, основании, ведь срок действия контракта не истек, у водителей на руках личные тендерные свидетельства, где значится 2008 год. Правда, случилось так, что наша фирма в связи с переездом утеряла генеральное тендерное свидетельство. Зато у нас в сохранности протокол проведения последнего конкурса, и мы обратились в департамент с просьбой выдать дубликат. И что вы думаете? Нам отвечают, что этого документа у них нет! Как же такое возможно? Ведь это государственное учреждение! Люди находят старые архивные документы, а тут действующее свидетельство трехлетней давности... Куда оно могло деться?!
Действительно, ответ директора департамента пассажирского транспорта Бахытжана Орынбекова директору "Тима" нужно перечесть не один раз, чтобы понять его суть. Транспортный начальник берет, оказывается, за точку отсчета тендер 2002 года. В то же время не отрицает и проведение тендера в 2003-м: "Согласно журналу выдачи конкурсных документов от 2. 06. 2003 года, вам на руки было выдано генеральное тендерное свидетельство NN 4/2, что подтверждает и ваша подпись. Однако вы не смогли представить нам указанный документ. К сожалению, нет его копии и у нас. Мы не отрицаем наличие проведения повторного тендера по маршруту NN 036 - 2. 06. 2003 года. Более того, специалисты отдела пассажирского транспорта, руководствуясь датой проведения повторного конкурса, ошибочно выписали на имя ряда ваших водителей текущие тендерные свидетельства, автоматически принимая за отправную точку отсчета дату проведения повторного тендера".
Вы что-нибудь поняли в этой словесной эквилибристике? Я - только то, что конкурсов было два и оба законные и бесспорные. Только первый - как восклицали мы в детстве - "щитова!", а второй - "не щитова!". Почему? Да потому, что оканчивается на "у"... Другого объяснения просто нет.
Но это еще не все тендерные "непонятки".
- Ладно, объявили новый тендер, на вечер 11 декабря 2006 года назначили конкурсный осмотр наших машин, - берет слово бригадир, теперь уже бывший, маршрута "036" Камал Юнусов. - Все водители собрались на базе, и вдруг по телевизору передают: прошел тендер, и победителем стала фирма "Аулие-Ата ТрансПасс", которая теперь и будет обслуживать маршруты "036" и "020". И эта новость прозвучала в дневном выпуске теленовостей. Вы когда-нибудь видели такое: участники еще только готовятся к конкурсу, а результат его (спасибо тележурналистам!) уже известен? И к чему тогда вся эта клоунада?
- Самое интересное, что некоторые наши водители так и остались на своих маршрутах, только работают они теперь в фирме-конкуренте, куда перешли от безысходности, - говорит Муханзаев. - Но где же тогда машины, позволившие конкурентам выиграть? Нам не было бы так обидно, если бы соперники действительно были лучше. Но все комиссии всегда приводили к нам, на всех совещаниях ставили нас в пример, потому что у нас и серьезная база, и дисциплина, и стопроцентное закрытие графиков. Да что говорить, по нам пассажиры часы сверяли! Что же касается сегодняшних победителей - не буду о них ничего говорить. Только имеет ли моральное право предлагать свои услуги фирма, я имею в виду ТОО "ДамРус", чьи водители за один только год допустили два наезда на пешеходов со смертельным исходом?.. У департамента один аргумент: рынок! Но ведь именно они, чиновники, управляют этим рынком, проводя тендеры так, как им заблагорассудится. Свои контрольно-надзорные функции они превратили в карательные, тендерами, как дубиной, размахивают...
Чем глубже я вникала в вопрос пассажирских перевозок в Таразе, тем все больше вопросов рождалось. Главное недоумение - это позиция областного акимата. Ведь ни одно совещание, ни один доклад на тему социально-экономического развития не проходит без уверений в поддержке малого и среднего бизнеса. А на деле руками чиновников вонзается топор в такой вот субъект малого бизнеса. Причем именно в тот, от которого население получало максимальную пользу!
...Времени для встречи с корреспондентом "ЭК" у первого заместителя акима области Александра Савченко, курирующего транспорт и безопасность дорожного движения, до конца недели не нашлось, но по телефону он произнес буквально следующее:
- Г-н Муханзаев обращался и ко мне, и к прокурору. Я отыскал его по телефону и сказал: "Коль ты обращаешься и туда и сюда, жди уже ответ от прокурора, чтобы не получилось что-то где-то...". |