NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 18:54 ast
16:54 msk

Генпрокуратурой проверено применение Закона РК "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Из-за слабого взаимодействия между органами внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, плохо поставлен учет лиц, состоящих под административным надзором. Об этом свидетельствует отсутствие ежемесячных сверок между Комитетами уголовно-исполнительной системы МЮ РК и административной полиции МВД РК
27.03.2009 / криминал и коррупция

Пресс-служба Генеральной прокуратуры РК, 26 марта

Генеральной прокуратурой проверено применение исправительными учреждениями и органами внутренних дел Закона РК "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" за 2008 год. Результаты этой проверки были рассмотрены сегодня на проходившем в Генпрокуратуре заседании коллегии с участием вице-министров юстиции и внутренних дел Д.Кусдаулетова и О.Федорова, Председателя Коллегии по уголовным делам Верховного суда А.Жукенова, а также председателей комитетов УИС МЮ РК и административной полиции МВД РК М.Аюбаева и М.Оразалиева.

Следует пояснить, что Закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" определяет содержание, понятие и цели административного надзора как форму предупреждения рецидивной преступности, осуществляемого на основании постановления судьи в виде установки наблюдения за поведением освободившихся из мест лишения свободы.

Административный надзор устанавливается за лицами, отбывшими наказание:

а) за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве, а равно за преступления, содержащие признаки экстремизма;

б) за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало, что они упорно не желают встать на путь исправления и остаются опасными для общества;

в) за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если они после отбывания наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, несмотря на предупреждения органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают иные правонарушения.

Данная проверка показала, что требования законодательства, регламентирующего осуществление административного надзора, не исполняются администрациями исправительных учреждений, органами внутренних дел и судами Республики. Более того, допускаются грубые нарушения законности, конституционных прав и свобод граждан.

В частности, из-за слабого взаимодействия между органами внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, плохо поставлен учет лиц, состоящих под административным надзором. Об этом свидетельствует отсутствие ежемесячных сверок между Комитетами уголовно-исполнительной системы МЮ РК и административной полиции МВД РК по количеству освобожденных лиц.

В этих двух ведомствах существенно разнятся отчетные данные по административному надзору.

Так, по данным КУИС в 2008 году был установлен адмнадзор в отношении 342 осужденных, а по данным КАП МВД из этого числа на учет было поставлено только 125 лиц. В то же время, совместная работа по выяснению причин неприбытия по месту жительства остальных 217 поднадзорников не была проведена.

Разногласия в цифровых данных свидетельствуют о нерегулярности проведения совместных мероприятий, в том числе совещаний между двумя комитетами.

В соответствии с УИК РК администрация исправительного учреждения не позднее 1 месяца до освобождения осужденного должна рассматривать вопрос об установлении адмнадзора. Однако, как установлено в ходе проверок, данное требование Закона не всегда соблюдается. В конечном счете, из-за таких нарушений суды отказывают в установлении адмнадзора.

Так, администрация ИУ ГМ-172/6 (Мангистауская обл.) в отношении осужденного Ж.Тулешова направило в суд представление об установлении адмнадзора лишь за неделю до его освобождения. Поэтому суд обоснованно отказал в установлении адмнадзора, хотя Тулешов все еще потенциально опасен для общества.

Аналогичные нарушения выявлены в исправительных учреждениях Алматинской, Актюбинской, Жамбылской, Кызылординской и Западно-Казахстанской областей.

Имеются случаи, когда течение срока адмнадзора начинается еще до освобождения осужденного. Данное обстоятельство связано с тем, что в большинстве случаев суды по представлениям администраций учреждений устанавливают конкретный срок адмнадзора.

К примеру, постановлением суда 2 г.Павлодара К.Хамитову был установлен адмнадзор сроком на 12 месяцев. Постановление вступило в законную силу 5 апреля 2008 года, хотя осужденный освободился лишь 19 мая 2008 года.

Таким образом, создалась одновременно курьезная и трагичная ситуация - в течение почти 1,5 месяцев, и так находясь в колонии, Хамитов находился под адмнадзором.

Иногда администрации исправительных учреждений не рассматривают материалы в отноше-нии осужденных, по статейным признакам подпадающих под действие указанного Закона.

Так, администрация колонии особого режима ЖД-158/7 (Жамбылская обл.) не рассмотрела перед освобождением материал по осужденному Н.Калымбетову. А уже через 3 месяца после освобождения он совершил уголовное преступление. Возможно этого бы не произошло, если сотрудники учреждения были более внимательны.

Аналогичные нарушения допущены при освобождении 17 осужденных, отбывавших наказание в этой же колонии.

В отношении осужденных за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве, а равно за преступления, содержащие признаки экстремизма, адмнадзор устанавливается на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Однако, в прошлом году администрации колоний ЕС-164/4 (Северо-Казахстанская область), ЖД-158/7 (Жамбылская обл.) и АК-159/5 (Карагандинская обл.) незаконно отказали в установлении адмнадзора в отно-шении 22 освободившихся рецидивистов.

Наглядным стал пример администрации учреждения ЕС-164/4, которая отказала в установлении адмнадзора осужденному С.Манзюк. Ценой этой ошибки оказался ряд уголовных преступлений, совершенных им в течение нескольких месяцев после освобождения. В конечном итоге, он вновь был осужден к 6,5 годам лишения свободы. Это еще раз свидетельствует о том, что закон правильно определяет категории лиц, за кото-рыми должен быть установлен административный надзор.

По данным Комитета УИС в прошлом году было освобождено 12 человек, состоявших на централизованном оперативно-профилактическом учете как члены незаконной религиозно-экстремисткой партии "Хизб-ут-Тахрир".

Однако, в отношении 8 осужденных администрации учреждений не рассмотрели вопрос об установлении административного надзора.

Такие грубые нарушения допустили администрации учреждений ЛА-155/4 и ЛА-155/14 (Алматинская обл.), КА-168/5 (Актюбинская обл.), УГ-157/9 (Атырауская обл.), АК-159/18 (Карагандинская обл.), АП-162/2 (Павлодарская обл.), УК-161/4 (Костанайская обл.).

В соответствии со ст.9 Закона администрации исправительных учреждений перед освобождением тех лиц, за которыми установлен административный надзор, должны направлять в органы внутренних дел постановление судьи об установлении адмнадзора с уведомлением о времени прибытия осужденного.

Однако и это требование Закона администрациями учреждений не соблюдаются.

Так, администрация учреждения ЕЦ-166/5 "забыла" направить в ОВД постановления Аршалынского районного суда Акмолинской области в отношении 9 осужденных. И в том же 2008 году один из них вновь был осужден за совершение кражи.

Кроме того, в нарушение ст.10 указанного Закона осужденные не были ознакомлены с постановлениями суда под роспись, им не определили срок прибытия к избранному месту жительства, не разъяснили их обязанности и ответственность за нарушение правил адмнадзора.

В результате безответственного отношения к служебным обязанностям сотрудников учреждения и отсутствия контроля со стороны руководства УИС судебные постановления об установлении административного надзора остались неисполненными.

Как показала проверка, органы внутренних дел иногда искажают отчетные данные по админист-ративному надзору.

Так, согласно отчету МВД "О результатах деятельности участковых инспекторов полиции" в прошлом году только в Жамбылской области было взято на учет 224 лица, а уголовные дела в отношении поднадзорников не возбуждались. Однако, по информации прокуратуры данной области полицейскими взято на учет 95 освободившихся, в отношении поднадзорников возбуждено 1 уголовное дело.

Всего же, по республике, согласно отчету МВД, поднадзорниками в 2008 году совершено 7 преступлений, тогда как по информациям прокуроров областей - 51.

При этом, за злостное нарушение правил административного надзора возбуждались уголовные дела по ч.3 ст.362 УК РК в отношении 25 освобожденных.

Здесь следует отметить, что в отношении вышеупомянутых 217 поднадзорников, которые не прибыли в установленный срок к избранному месту жительства после освобождения, уголовные дела тоже не возбуждались.

Распространенным упущением органов внутренних дел является отсутствие надлежащего учета лиц, находящихся под адмнадзором, а также данных о случаях рецидивной преступности среди поднадзорных.

Эти недостатки в работе также отражаются на качестве исполнения органами внутренних дел требований Закона.

К примеру, по представлению учреждения АК-159/5 суд Абайского района Карагандинской области в отношении осужденного С.Карпенко установил адмнадзор сроком на 6 месяцев. Но представление об установлении ограничений для Карпенко был внесен в суд начальником Северного ОВД г.Павлодара лишь спустя 3,5 месяца после этого.

Однако, суд, из-за отсутствия копии приговора, возвратил материалы без рассмотрения.

Вместо того, что бы приложить все силы к поиску копии приговора Карпенко, кстати говоря, осужден-ного там же, в Павлодаре, начальник РОВД своим постановлением он просто прекращает адмнадзор.

Однако, данное постановление почему-то не помешало участковому инспектору полиции свободно посещать квартиру Карпенко, в том числе 10 раз в ночное время.

Тем самым, сотрудники ОВД неоднократно нарушили конституционное право Карпенко на неприкос-новенность частной жизни, регламентированное ст.18 Конституции РК.

Аналогичные нарушения, кстати, установлены в ОВД Жамбылской, Карагандинской и Кызылординской областей.

Иногда органы внутренних дел, как установили прокуроры, не имея оснований для продления, не прекращают административный надзор.

К примеру, Кызылординским горсудом был установлен адмнадзор в отношении Б.Иманбаева сроком на 6 месяцев, т.е. до 12 декабря 2008г.

Однако, в нарушение требований ст.15 Закона, местные полицейские не выносили в отношении Иманбаева постановления о прекращении адмнадзора вплоть до проверки органов прокуратуры, которая была проведена 20 января т.г. Из-за этого почти 1,5 лишних месяца Иманбаев был ограничен и не мог покидать жилище в определенное полицией время суток.

Аналогичные нарушения были выявлены прокурорами в Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях.

Также были выявлены случаи необоснованного внесения начальниками ОВД в суд представлений об установлении адмнадзора.

Нагляден пример В.Томышева, который был освобожден из мест лишения свободы 18 июля 2003г. Адмнадзор, по закону, мог быть установлен за ним лишь в период времени до 18 июля 2006г.

Но не смотря на это, начальник ГОВД г.Капшагай смог внести в суд такое представление спустя целых 4,5 года - в 2008 году! При этом суд его удовлетворил. Само собой - незаконно.

Такие же нарушения допущены ОВД Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской и Павлодарской областей.

И наоборот - когда имеются все основания для внесения представления об установлении адмнадзора, полиция бездействует.

Так, В.Фесик, неоднократно судимый за совершение умышленных преступлений, связанных с хищением чужого имущества и хранением наркотиков, 22 июля 2007г. был освобожден и поставлен на профучет в ОВД г.Костаная. Однако уже через полгода он трижды совершил административные правонарушения.

Не смотря на это, полиция не приняла меры к установлению адмнадзора за Фесиком. В результате бесконтрольности он вновь переступил закон, но это преступление было уже более тяжким. За его совершение Фесик был в очередной раз осужден.

По итогам коллегии прокурорам г.г.Астаны, Алматы и областей поручено усилить надзор за применением правоохранительными органами указанного Закона, в ходе проверок обращать особое внимание на установление административного надзора в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве, а также провести проверки законности принятых органами внутренних дел процессуальных решений по фактам уклонения поднадзорников от административного надзора.

Кроме того, министерствам юстиции и внутренних дел Республики Казахстан, а также их комитетам уголовно-исполнительной системы и административной полиции рекомендовано проанализировать проблемы возникающие при исполнении Закона, провести контрольную сверку по освобожденным из мест лишения свободы и разобраться по фактам самовольного оставления поднадзорными места жительства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
По подозрению в хищении государственных средств задержан экс-министр охраны окружающей среды 31.03.2009
Задержание израильского бизнесмена спецслужбами Казахстана. 31.03.2009
Треть коррупционных преступлений совершается должностными лицами госорганов 31.03.2009
Возбуждено уголовное дело 31.03.2009
Спецслужбы Казахстана арестовали представителя израильской оборонной промышленности 30.03.2009
Девелопер с физическим лицом 30.03.2009
По подозрению в даче взятки задержан начальник департамента по защите прав детей СКО 30.03.2009
Возбуждено уголовное дело 30.03.2009
Доля с футбольного поля 30.03.2009
Нарушителям придется освободить кресла 30.03.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz