Пресс-служба прокуратуры Акмолинской области, 14 января
Как и прежде, сфера государственных закупок отнесена к самым коррумпированным отношениям, и Бурабайский район этому не исключение. Всего в этом направлении в текущем году прокуратурой проведено 16 проверок, по результатам которых итоги 14-ти конкурсов отменены, суммарная стоимость которых составило около 2 млрд.тенге. По актам надзора 34 должностных лица привлечены к ответственности, в том числе 26 лиц к дисциплинарной и 8 к административной ответственности, возвращено в бюджет государства 32 млн.тенге. Результаты проверок свидетельствуют, что нарушения в данной сфере допускаются в основном по осознанной вине должностных лиц госорганов и организаций, следствием которых значительные бюджетные средства своевременно не осваиваются, сроки реализации государственных программ и строительство социальных объектов отодвигаются на более поздние сроки. К основным причинам нарушений отнесено несоблюдение процедуры проведения государственных закупок, неправомерное признание участников конкурса соответствующим квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, незаконное отклонение конкурсных заявок поставщиков соответствующих требованиям Закона, необоснованный закуп видов работ и другое. В отдельных случаях, нарушения допускаются намерено с целью хищения бюджетных средств, лоббировании интересов участников конкурса, несоответствующих установленным квалификационным требованиям. К примеру, в феврале 2013 года прокуратурой в Отделе ЖКХ Бурабайского района выявлен факт хищения бюджетных средств в сумме 21 млн.тенге, образовавшихся от ценовой скидки при проведении в 2012 году конкурса по строительству дороги в поселке Бурабай, где победителем было признано ТОО "Жолдары – 2030". Как показала проверка, указанные средства в сумме 21 млн.тенге подлежали в обязательном порядке возврату в республиканский бюджет. Несмотря на установленные требования бюджетного законодательства, бывший начальник Отдела ЖКХ Байгужина по формальным основаниям перечислила 21 млн.тенге в ТОО "Жолдары – 2030", заключив с ним дополнительное соглашение об увеличении стоимости проекта, без проведения корректировки проектно-сметной документации и прохождения государственной экспертизы, а также без наличия разрешения о доиспользовании бюджетных средств. По данному факту, 01.03.2013 года материалы проверки переданы в МУФП по Бурабайскому региону, который 16.03.2013 года в отношении Байгужиной Г.Ж. возбудил уголовное коррупционное дело за превышение власти. В ходе расследования уголовного дела дополнительно установлен ущерб государству, причиненный директором ТОО "Жолдары – 2030", который составил 165 млн.тенге, это работы которые не были выполнены на данном объекте строительства, но принятые и оплаченные Байгужиной как выполненные. По факту хищения бюджетных средств, в отношении бывшего начальника Отдела ЖКХ Байгужиной, директора и технадзора Жикетова возбуждены уголовные дела. Байгужина и Тороян находятся под арестом. В настоящее время уголовные дела на рассмотрении в Бурабайском районном суде. Несмотря на то, что данная ситуация с ТОО "Жолдары – 2030" получила большой резонанс, в августе месяце 2013 года ТОО "Жолдары – 2030" Отделом ЖКХ вновь признан победителем по другому конкурсу – по среднему ремонту автомобильной дороги "Щучинск – Николаевка", стоимость которой составило свыше 771 млн.тенге. При проверке данного конкурса выявлено, что ТОО "Жолдары – 2030" незаконно было признано победителем, у данного участника отсутствовала необходимая техника, следовательно его заявка не соответствовала квалификационным требованиям. По представлению прокуратуры итоги данного конкурса отменены. Факт лоббирования интересов участников конкурса в Отделе ЖКХ имел место и в другом случае. Так, в мае месяце 2013 года Отделом ЖКХ проведены конкурса по закупу работ по реконструкции автомобильного путепровода на 266 км дороги "Астана – Щучинск" на сумму 106 млн.тенге, по результатам которых заключен договор с ТОО "Дор-сервис Кокшетау". На момент проверки выявлено, что ТОО "Дор-сервис Кокшетау" с момента заключения договора с Отделом ЖКХ в течении двух месяцев не приступал к работам, тогда как продолжительность строительства составляло 4 месяца, нарушая тем самым договорные обязательства. При этом обстоятельств препятствующих своевременному началу производства строительно-монтажных работ у ТОО "Дор-сервис Кокшетау" не имелось. Более того, проверкой итогов проведенного конкурса выявлено, что конкурсная заявка ТОО "Дор-сервис Кокшетау" фактически не соответствовала квалификационным требованиям в связи с отсутствием у него соответствующей лицензии на инженерно-геодезические работы. Однако конкурсная комиссия это обстоятельство в заявке ТОО "Дор-сервис Кокшетау" намерено не установила. По представлению внесенному акиму Бурабайского района, заключенный с нарушением антикоррупционного законодательства договор с ТОО "Дор-сервис Кокшетау" по реконструкции путепровода расторгнут, сумма перечисленная подрядчику в размере 32 044 020 тенге возвращена в бюджет государства. Председатель конкурсных комиссий Отдела ЖКХ по закупу работ по среднему ремонту дороги "Щучинск – Николаевка" и по реконструкции путепровода в городе Щучинск Тохтаров А. по представлению прокуратуры уволен с занимаемой должности за совершением им коррупционных правонарушений. Проверками выявлялись факты незаконного отклонения конкурсных заявок поставщиков. Например, в Отделе строительства Бурабайского района при проверке конкурса по строительству канализационных сетей в поселке Бурабай (2-я очередь), выявлено незаконное отклонение конкурсной комиссией заявки ТОО "ДОС и К". Основанием для признания заявки ТОО "ДОС и К" несоответствующей квалификационным требованиям явилось не предоставление им методов выполнения работ и гарантии на выполненные работы. Однако изучением конкурсной заявки ТОО "ДОС и К" установлено, что заявка данного участника конкурса фактически содержала методы проведения работ и график производства работ. Данное обстоятельство повлияло на итоги конкурса. По данному факту конкурсная комиссия (Марамов, Ехласов и Зарубаев) привлечена к административной ответственности в виде штрафа по 50 МРП на каждого. По представлению прокуратуры итоги конкурса Отдела строительства на сумму свыше 396 млн.тенге отменены. Аналогичное нарушение выявлено в Отделе образования, который при проведении конкурса по закупу работ по установке в 26-ти школах района автоматической пожарной сигнализации, незаконно отклонил конкурсную заявку ТОО "Галоген Азия" по основанию непредставления им нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица). Данное решение конкурсной комиссии проверкой признано незаконным. В частности проверкой выявлено, что конкурсная заявка ТОО "Галоген Азия" фактически содержало справку о государственной регистрации юридического лица, сформированной порталом электронного правительства, которая равнозначна документу на бумажном носителе. В результате изложенного, справка о государственной регистрации юридического лица ТОО "Галоген Азия" не подлежала удостоверению в нотариальном порядке. Указанное обстоятельство также повлияло на итоги конкурса. По представлению прокуратуры итоги конкурса по 26-ти лотам Отдела образования отменены, в отношении 5-х лиц конкурсной комиссии возбуждены административные производства, которые на рассмотрении в Инспекции финансового контроля. Чаще всего допускаются нарушения, выраженные в неправомерном признании поставщиков победителями конкурсов, которые фактически не соответствуют квалификационным требованиям. Такие факты имели место в Республиканском центре для реабилитации несовершеннолетних, Отделе ЖКХ. К примеру, в ходе проверки конкурса по капитальному ремонту здания лечебного корпуса, изучена конкурсная заявка победителя ТОО "КолоритСтрой", где выявлено его несоответствие квалификационным требованиям, которое выразилось в отсутствии у него подтверждающих документов на арендованную технику. Однако конкурсная комиссия незаконно допустила к участию в конкурсе заявку ТОО "КолоритСтрой". В этом же конкурсе конкурсная комиссия неверно определила расчеты по опыту работы у 3-х потенциальных поставщиков (ТОО "Бурабай – курылыс", ТОО "КолоритСтрой" и ТОО "ТехСтройИндустрия"). В совокупности указанные нарушения явились основанием для отмены итогов конкурса на сумму 41 млн.тенге, отменено по представлению. Такие же нарушения имели место в Отделе ЖКХ при проведении конкурса по строительству котельной в поселке Бурабай, итоги которых также признаны незаконными и отменены по представлению прокуратуры (конкурс был проведен на сумму 225 млн.тенге). Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. |