NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 13:05 ast
11:05 msk

Имя: Амир Каракулов
"Понятие "народ" для меня заключается в конкретных людях: маме, папе, дедушке и в других, кто сделал для меня очень много. И мне захотелось быть благодарным. И сделать картину, как это ни банально, для них"
31.10.2002 / культура и спорт

Гульмира Атултанова, "Афиша", 28 октября

С Амиром Каракуловым я не была знакома близко. Иногда мы пересекались на киностудии, на просмотрах - вот и все. Я смотрела все его работы и видела человека, который не боится ломать себя, не лжет себе и делает по жизни только то, что хочет. А главное - умеет это делать талантливо. Поводом для интервью явилась презентация его последней картины "Жылама" ("Не плачь") в Доме-музее им. Мух- тара Ауэзова.

- Когда я смотрела фильм "Жылама", впечатление на меня произвели уже первые кадры. Аул получился такой ностальгический. Возникло ощущение, что связано это неким образам с Вашим дедом, Абдильдой Тажибаевым. (А. Тажибаев - поэт, классик казахской литературы. Прим. автора).

- У меня два деда. Есть дед, достаточно известный в Казахстане медик, академик или член-корреспондент Академии наук - Каракулов - по папе. И второй дед - по маме - Тажибаев. У меня с ним был большой контакт. Потому что когда я родился, родители учились в Москве: отец - в Московской консерватории, а мать - в архивном институте. На втором курсе, по-моему, когда я родился, они привезли меня в Алма-Ату, а сами уехали учиться дальше.

Фактически я воспитывался в семье деда Абдильды Тажибаева. Это был мой любимый человек. С ним мы смотрели футбол, играли в шахматы, пили айран. Он мне рассказывал сказки, играл на домбре. Он все время работал. Каждый день вставал в 6 утра и писал до 10. А я ждал, когда он закончит писать и потом будет со мной общаться.

- Когда снимали фильм, Вы деда вспоминали?

- Не знаю. Наверное, этот фильм не может посвящаться только ему.

Мать деда Абдильды, Айманкуль, была известной поэтессой, выступала на айтысе. Когда она подъезжала к аулу, выходили люди с коврами, несли ее на коврах, чтобы она пела, чтобы с песней заходила в дом. А моя мать, Зифа, кочевала вместе с ней. Они вместе ездили на лошади - Айманкуль все время возила мою мать за спиной. Н, наверное, до 12 лет моя мать ни слова не знала по-русски. Но зато у нее с тех времен осталось много воспоминаний, рассказов, которые она передала мне. Мне столько песен спели казахских. У меня отец - музыковед, всю жизнь собирал фольклор. Поэтому background такой получился - казахский.

Но была проблема "асфальтовых мальчиков", которые выросли в городе и были оторваны, по большому счету, от родной речи. Я учился в русской школе, потом уехал в Москву. Но ментально и душевно была такая огромная любовь к казахскому народу, генетическая и культурная связь с ним. Поэтому, когда приехал в аул на съемки, я был потрясен. Куда ни посмотрю, слезы на глазах стоят: когда с людьми разговариваю или чай пью. Оказывается, чай гораздо удобнее лежа пить.

- В одном из интервью Вы говорили, что этим фильмом отдаете долги...

- Есть внутреннее ощущение долга. Можно занять деньги и не отдать, и не переживать. А можно ни у кого ничего не брать и быть пожизненно обязанным.

Понятие "народ" для меня заключается в конкретных людях: маме, папе, дедушке и в других, кто сделал для меня очень много. И мне захотелось быть благодарным. И сделать картину, как это ни банально, для них. Снимая фильм, думаешь обычно, покажут ли его на Каннском кинофестивале. А тут я ни на секунду об этом не задумывался. Я думал о том, чтобы показать фильм в ауле, который я снимал.

- Фильм "Жылама" снят на казахском языке, а в конце фильма звучит ария из оперы Пуччини на итальянском. И это воспринимается как Ваша открытость миру ...

- Мир стал открытым, перестал быть локален в любой его точке. Я думаю, что задача казахской культуры - органично вплестись в ковер мировой культуры. Если смотреть на ковер очень близко, то не увидишь его орнамента. А если отойти, вырисовывается картина. Казахи со своей, мне кажется, великой устной культурой и потрясающей музыкальной дадут очень красивый орнамент на вот этом ковре. Мы живем в открытом пространстве и замыкаться уже смешно. Надо идти только вперед и не бояться полифонии между общемировой культурой и нашей, "корневой". И на этом стыке может произойти откровение - и для нас, и для них. Мне так кажется.

- У меня сложилось впечатление, что когда Вы не снимаете кино, пишете стихи.

- Нет. У меня с творчеством такая ситуация. Это как женщина рожает детей, у меня такое ощущение. У меня родилось пять фильмов. И каждый раз я думаю: "Боже мой, хватит! Я хочу заняться чем-нибудь другим". У меня желание как можно дольше не снимать, как можно дольше этим не заниматься. Потому что каждый раз, когда входишь в это состояние, не знаешь, вернешься ли оттуда. Внутри тебя происходит огромный слом. Я каждый раз думаю: "Ну, давай, не в этом году, давай в следующем". Потом внутри меня что-то щелкает, и я понимаю - дальше убегать нельзя. Когда фильм обретает собственную жизнь, приходят классные ощущения. Вот Вы говорили, что испытали к нему какие-то эмоции: хорошие, плохие, мне уже не так важно. Но я точно знаю, что фильм - некое живое существо, которое имеет свою судьбу, свое тело, свою энергетику, и оно будет жить.

- По Вашим картинам видно, что Вы человек цельный и честны перед собой. Вам важно, чтобы творение было живым, чтобы оно было настоящим?

- Абсолютно. В противном случае есть риск сдохнуть самому. Здесь присутствует такая морально-нравственная связь. Если я что-нибудь такое наделаю, тухлое и дохлое, боюсь, фундамент мой рухнет и я просто дематериализуюсь. Поэтому у меня нет выхода. Я все фильмы смотрю и расцениваю: живые-неживые, настоящие-ненастоящие. Других критериев нет. И вот в этом контексте я недавно смотрел "Кавказскую пленницу". Абсолютно живой, настоящий фильм. Хотя если бы меня кто-нибудь раньше спросил: можно ли сравнивать Тарковского с Гайдаем, я бы ответил: нельзя. Десять лет назад я сказал бы, что Гайдай - это придурок, а Тарковский - гений. А сейчас смотрю "Андрея Рублева" или "Кавказскую пленницу" - живые фильмы. А что лучше, что хуже - посмотрим, кто дольше проживет.

* * *

Не случайно Каракулов нравится молодым. Они очень остро реагируют на фальшь и конъюнктуру. Амир никогда не боялся жить на полную катушку. Иногда становилось страшно за него - такой обнаженный нерв, полное отсутствие страха, как у камикадзе.

* * *

- Если человека сравнивать с рекой, то чем выше она начинается, тем бурнее ее поток. Чем больше ты набрал разгона - эмоций, ощущений, разочарований в молодости, тем больше у тебя опыта, с которым потом выходишь на равнину, успокаиваешься и учишься контролировать эмоции. Тем дольше ты протянешь, потому что разгон был сильный. Ну, это такая теория. Я не знаю, правильна она или нет. В молодости я не имел никаких тормозов. Я был "на грани фола", куда-то все время лез, под какие-то колеса. И в силу просто чудесных обстоятельств меня не раздавило. То, что я в "Последних каникулах" снимал, - это мое реальное детство. Это как бы дневник получился, который написан про детство. Но это было только начало. Потом все катилось быстрее - пока я не уехал в Москву. Там произошел внутренний слом - меня выгнали из ВГИКа, а я уже заразился кино. ВГИК - это действительно уникальное место. У нас был замечательный учитель - Сергей Соловьев. Что он сделал? Он взял во ВГИК людей не по блату, что в Советском Союзе было большой редкостью. И потом он выбил для нас разрешение из "Белых столбов" (Фильмохранилище. Прим. автора) смотреть все, что мы захотим. А с "Белыми столбами" была такая ситуация. Советский Союз воровал фильмы по всему миру: шпионы, разведчики воровали копии фильмов в Америке, Португалии, Италии и тащили их в "Белые столбы". И у нас была бумага, позволяющая взять там любой фильм. Если мы хотели посмотреть порнографический фильм - нам его давали. Потом могли боевики смотреть. У нас была программа, мы смотрели итальянцев, все, что касается неореализма, кино, которое родилось на сломе культур, "новую волну" французов.

- Кто Вам был ближе из "новой волны"?

- Мне очень близок Трюффо. Мне казалось, что если я буду снимать, то такое кино, как у него. Меня потряс его фильм "Жюль и Джим". Потом была история с "Разлучницей". Я пришел к Соловьеву и говорю: "Хочу снимать фильм про двух мальчиков и девочку". Он говорит: "Ну ты, старик, даешь. Был "Жюль и Джим". Что ты нового можешь тут сказать? Увы! В твоей жизни этого не получится". Но у меня получилось, потому что все перевернулось. Я пришел на "Казахфильм" со сценарием по мотивам "Злодейки" Борхеса про двух братьев, которые любят одну женщину, и мне сказали "да".

- Мне кажется, Вам повело, что Вас выгнали из ВГИКа.

- Мне тоже так кажется. Наступила другая фаза жизни. Я понял: я хочу снимать кино - раз, я сделаю все, что от меня зависит, чтобы снимать кино, - два. Тогда приоритеты поменялись, алкоголь, девушки, вечеринки ушли на второй план. У меня появилась цель, а все остальное было не так важно.

- "Последние каникулы" и "Жылама" - это, своего роди, технический прорыв. Вы предложили, сами того не ведая, реальные выходы для выживания кино в Казахстане. Вы оказались реалистом. И насколько этот путь связан с тем, что Вы организовали при "Казахфильме" объединение "Дебют"?

- На самом деле путей много. Куда ни пойдешь - везде путь. Просто, когда ты куда-то идешь, какие-то двери оказываются уже открытыми. Я пришел в "Дебют" два с половиной месяца назад. Оказывается, там было достаточно вспаханное поле. И спасибо нашим кинорежиссерам: Ардаку Амиркулову, Ермеку Шинарбаеву, Асе Сулеевой - они все это время воспитывали нормальных людей, которых я не должен ничему учить.

Есть договоренность с НК "Казахфильм" запустить три фильма, очень малобюджетных, на цифровое видео, потом перевести их на кинопленку. Мы устроим конкурс, оценим сценарии и дадим возможность стартовать трем молодым режиссерам. Я хочу сделать комплимент НК "Казахфильм" и лично директору Азимову. Они купили хорошую камеру и хороший звук. И поддерживают "Дебют".

То, что происходит в реальности, и то, что происходит в искусстве, - вещи нерасторжимые. В эпоху Возрождения художники делали краски сами, но краски были великие. И Страдивари делал лаки - до сих пор со всеми новыми технологиями не могут разобраться, как он их руками делал. То есть, важна не материальная составляющая. Важен, как мне кажется, дух. Человек делает "Титаник" и заставляет людей в Голливуде тратить 300 млн. долларов. С другой стороны, фон Триер снял "Танцующую в темноте" за копейки. Но эти явления сопоставимы. И в том, и в другом случае - это живые фильмы. Не важно, какими средствами они сделаны.

- Почему Вы стали заниматься рекламой?

- Когда случилась перестройка, вся киноиндустрия разрушилась. Все стали выживать. И я, чтобы выжить, стал заниматься рекламой. Сначала открыл рекламное агентство, потом были другие спорадические действия. Со временем это переросло в профессию, в большой интерес. Сейчас я работаю в рекламном агентстве D`Arcy креативным директором. Проблемы рекламы и творчества - это тоже очень интересный вопрос. В творчестве есть эмоции и нет никакой конъюнктуры. С другой стороны, у меня есть другое полушарие: я очень люблю играть в шахматы.

- Это у Вас от второго деда, который медик?

- Наверное. Мне интересно разбираться в каких-то схемах, каких-то фундаментальных принципах. Потом, реклама адресована человеку. Она понимает как бы суть человеческую. Все, что наработано Западом в плане коммуникации, в плане технологий рекламной продукции - колоссально, а мы этому только учимся. Я не говорю, хорошо это или плохо. Это как попадаешь в океан и начинаешь плыть, потому что плыть надо. И как говорится в одной молитве: Дай мне, Бог, силы изменить то, что могу изменить. И дай мне, Господь, мудрость не менять того, что я не могу поменять. Думаю, на каком-то этапе реклама и творчество сольются. Хочу на это надеяться.

- Для чего Вам нужны деньги?

- У меня к деньгам философское отношение. Кто-то любит женщин, кому-то деньги нужны для власти. Мой жизненно важный интерес - кинематограф. Мне нужны деньги для того, чтобы иметь возможность снимать фильмы. Я знаю, что придет время и меня опять прижмет. И я должен буду снимать кино. И мне нужно будет каким-то образом подготовить материально-техническую базу для того, чтобы снимать.

- А для счастья что Вам нужно?

- Когда картина снята, я какое-то время буду по-настоящему счастлив. Будут призы, не будет призов - все это рамка, главное - буду свободен и смогу делать все, что захочу.

- В Ваших фильмах часто встречаются образы дороги и огня. И окно - такой взгляд со стороны ...

- Видите, как интересно. Я об этом не думал. Я люблю смотреть в окно.

- А огонь?

- Тоже очень люблю. У меня дома свечи стоят. Когда очень устаю, зажигаю свечу и смотрю на нее, и происходит релаксация.

- А дорога?

- Дорогу тоже люблю. Едешь, едешь, так бы и ехал...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Имя: Амир Каракулов 31.10.2002
Тысячелетняя молодость 31.10.2002
У самовара я и моя Маша! 31.10.2002
Абдижамил Нурпеисов: "У литературы нет границ" 31.10.2002
Всем миром 31.10.2002
Вера против террора 31.10.2002
Султан Кастоев: "У победы много друзей, но мало кто реально помогает ее достичь" 30.10.2002
Батыр хочет соединить саксофон и кобыз 29.10.2002
Гульфайрус Исмаилова: "Чтобы ценить эту редкость - любовь…" 28.10.2002
"Солженицын был стукачом!" 27.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz