Елена СОКОЛОВА, "Вечерний Алматы", 27 февраля
В минувший вторник в книжном магазине "Bookmark" состоялось очередное заседание клуба "АйтPARK". В этот раз его модератор Нурлан Еримбетов пригласил в гости киноведа Гульнару Абикееву. Они подняли много важных вопросов, касающихся казахстанского кинематографа: куда идет казахское кино, способно ли оно претендовать на премию "Оскар" и что нам это даст, почему многие отечественные режиссеры сегодня работают в Москве?
Как известно, в этом году на "Оскара" от Казахстана претендовал фильм "Монгол". Но в итоге эта престижная кинопремия ему не досталась. Почему? Ответ прост: от нашей страны ожидали немного другой фильм. Как сказал один из членов американской киноакадемии, они хотели увидеть в "Монголе" какую-то изюминку, национальный колорит. Но ничего такого не обнаружили – и это разочаровало комиссию.
Да и вообще ситуация на отечественном кинорынке сложилась непростая. Фильмы в Казахстане снимаются, но в основном, по словам Гульнары Абикеевой, в жанре арт-хаус. А вот простых историй о молодежи, о семье снимается очень мало. Прокатчики видят причину в том, что население Казахстана недостаточно велико. Однако в то же время есть понятия "бельгийское кино", "венгерское кино", хотя в этих странах жителей еще меньше.
К тому же у отечественных фильмов возникают проблемы с прокатом.
– Мы много говорим по этому поводу с нашими кинопрокатчиками. Однако пока им гораздо выгоднее показывать российские и зарубежные фильмы, зритель на них ходит с гораздо большим удовольствием. Хотя, например, мощную кампанию сделали "Монголу". А сейчас во многих кинотеатрах идет отечественный фильм "Карой". Но этого, конечно, очень мало. Наши фильмы должны идти в кино каждый месяц, – говорит Гульнара Абикеева.
Сегодня в Казахстане все больше снимают авторское кино или же фильмы по госзаказу.
– Финансирование у нас в основном приходится на "Казахфильм". На этой студии ежегодно снимается 8–10 картин. Среди них есть и триллеры, и комедии. Другое дело, что запускаются в основном несколько иные проекты. Например, один из недавних – фильм "Куна" по Магжану Жумабаеву, – говорит Гульнара Абикеева.
В активе казахстанского кино есть картины с современным сюжетом. Например, "Шуга". Это история современной Анны Карениной, которая случилась на казахской земле. Молодая замужняя девушка влюбляется в бизнесмена. Он уводит ее из семьи. Заканчивается все трагически, как и в романе Льва Толстого.
Есть фильм "Корак Корпе". В нем показана тяжелая жизнь аула. Или, например, картина Серика Утепбергенова "Омир Оса" – это настоящий триллер.
Еще одна картина – "Улжан, несущая свет". В ней рассказывается история любви молодой девушки и человека, который приехал в Казахстан, чтобы затеряться и умереть. Они встречаются, когда мужчина покупает у девушки лошадь. С тех пор она следует за ним и в конце концов спасает его. |