NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 18:22 ast
16:22 msk

Тайна гибели самолета Г-2
В этом году исполняется 70 лет со дня гибели пассажирского самолета Г-2 Казахского управления гражданского воздушного флота
04.08.2011 / история

Владимир ШЕПЕЛЬ, директор архива президента РК, "Литер", 4 августа

На борту находилось 34 человека, 26 погибли. Среди них Климентьев И. С. – заместитель председателя Совнаркома КазССР, Бузурбаев Г. У. – секретарь ЦК КП(б) Казахстана, Байманов К. – секретарь президиума Верховного Совета КазССР, Кадырбеков А. – нарком совхозов, Попов Д. В. – нарком автотранспорта, Табунов Н. А. и Досанов И. – инструкторы ЦК, Дедус Ф. И. – лектор ЦК, Нечай Е. О. – замнаркома мясомолпрома, Нарышкин А. В. – заместитель председателя Карагандинского облисполкома, Жармагамбетов – секретарь Акмолинского обкома комсомола и другие.
30 декабря 1941 года ЦК КП(б) Казахстана рассмотрело сообщение Правительственной комиссии о причинах воздушной катастрофы самолета Г-2. В нем, в частности, говорилось:
…1. С выводами комиссии о причинах воздушной катастрофы самолета Г-2, происшедшей 26 декабря 1941 г., согласиться.
2. За выпуск с аэродрома самолета Г-2 в заведомо в нелетную погоду и за преступно-халатное отношение к подбору экипажа начальника Казахского управления ГВФ Гатушкина и диспетчера Алма-Атинского аэропорта Листовничего с работы снять.
3. Принять к сведению заявление наркома внутренних дел КазССР т. Бабкина о том, что конкретный виновник катастрофы Гатушкин заключен под стражу и находится под следствием.
Все документы расследования катастрофы были строго засекречены и помещены в "Особую папку" (только для сведения высших лиц государства) и пролежали под этим грифом 70 лет.
Что же на самом деле произошло?
Сначала справка. Грузовой тяжелый цельнометаллический самолет Г-2 (АНТ-6) был создан под руководством авиаконструктора А. И. Туполева. Это был первый в мире четырехмоторный моноплан со свободнонесущим крылом. С 1932 по 1937 год АНТ-6 строился серийно как бомбардировщик ТБ-3. Со снятым вооружением самолет поступил на службу Аэрофлота как грузопассажирский под названием Г-2.
Итак, на самолете из Алма-Аты в Акмолинскую и Кустанайскую область по заданию ЦК вылетели две бригады ЦК партии в командировку. Самолет разбился 26 декабря 1941 года в 11 часов 26 минут в самом начале пути, в 6 км от деревни Дмитриевка. Причина – разворот на низкой высоте в условиях облачности и тумана, из-за чего самолет зацепился консольной частью левого крыла за землю, следствием этого явилось полное разрушение самолета. При ударе о землю возник пожар, так как в баках было 3200 кг горючего. Оставшиеся в живых 8 человек находились в хвосте самолета, и их выбросило на землю. Потом они рассказали, что в условиях низкой облачности самолет сильно болтало, потом он накренился и резко пошел вниз. Высота полета в это время была 100–150 метров.
При расследованием причин катастрофы комиссией было установлено, что командир экипажа пилот второго класса Соловьев А. И. налетал 4256 часов, в том числе на самолетах типа Г-2 – 177 часов. Однако для полета вслепую (при сильном тумане) у него навыков не было. Второй пилот – Тупчий Г. С. летел в кресле кабины пилотов в качестве пассажира по заданию начальства и повлиять на ход событий никак не мог, так как вообще не летал на таких самолетах.
Свидетели утверждали, что в день вылета Соловьев вел себя как-то особенно, его рука на штурвале нервно вздрагивала, да и сам он вел себя нервозно, как будто что-то предчувствовал. Возможно он был не совсем уверен в технике пилотирования вслепую (местами ожидался туман) и, зная об особом статусе пассажиров, сильно нервничал.
Второй причиной происшествия являлась метеорологическая обстановка. Комиссия установила, что прогноз пилоту метеослужба дала неточный. Туман был указан в районе Баканаса, хотя отсутствие видимости было и в месте крушения самолета.
Что касается материальной части, двигатели и горюче-смазочные материалы были в норме. Но вот перегруз самолета был почти на тонну.
Главным виновником происшествия правительственная комиссия посчитала начальника управления ГВФ Гатушкина А. Я., который не имел права сам лично готовить и выпускать экипаж в воздух. Он же оценивал метеорологическую обстановку и давал разрешение на взлет.
Комиссия не снимала вины и с начальника аэропорта Кудинова В. А. По должности он отвечал за организацию и выпуск экипажей в воздух, но проявил расхлябанность и не настоял перед начальником ГВФ о невыпуске самолета в рейс.
Что касается старшего диспетчера Листовничего, он определял возможность полета и должен был определить – выпускать или нет самолет. Непонятно, почему его допустили на работу, так как он только что прибыл с фронта и находился в отпуске по состоянию здоровья.
Как сложилась судьба этих людей?
Пилот Соловьев А. И. погиб. Начальника управления ГВФ Гатушкина А. Я. решением коллегии Верховного суда КазССР в августе 1942 года приговорили к 10 годам лишения свободы.
Однако в декабре этого же года Верховный суд СССР его оправдал. Как член ВКП(б) из партии он был исключен, но затем восстановлен.
Начальника аэропорта Кудинова В. А. также сначала осудили на 6 лет, но этим же решением Верховного суда СССР оправдали.
Старшему диспетчеру Листовничему Ф. С. был вынесен строгий выговор с предупреждением по партийной линии.
Совместным решением Совнаркома и ЦК семьям погибших были выданы единовременные пособия, определены пенсии. Также было решено братскую могилу обнести оградой из литья и установить памятник погибшим. Похороны состоялись при многочисленном скоплении людей на алма-атинском городском кладбище 28 декабря 1941 года.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Во всем дойти до самой сути 31.08.2011
Памятник Ефиму Славскому открыт в Усть-Каменогорске 26.08.2011
Забытая дивизия 22.08.2011
Жизнь коротка, а дел много. Она ничего не просила для себя 22.08.2011
Для дел нынешних и грядущих 18.08.2011
42 года назад пограничники РК предотвратили международный конфликт 16.08.2011
В Москве установлена мемориальная доска в память о Тураре Рыскулове 12.08.2011
Жизнь как пример 12.08.2011
Остров Возрождения на Арале есть… 12.08.2011
Тайна гибели самолета Г-2 04.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz