NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 23:00 ast
21:00 msk

Пилот особого назначения
В конце 30-х годов имя одного из первых казахских летчиков Салыка Ахметова звучало на устах соотечественников не менее гордо, чем сегодня имена покорителей космоса
04.08.2014 / история

Досжан НУРГАЛИЕВ, "Казахстанская правда", 1 августа

На фоне грандиозных космических проектов современности, связанных с перспективами полетов на Марс и Фобос, героика вчерашних дней – покорение неба пилотами простых одномоторных самолетов – стала уже просто историей авиации. Между тем в конце 30-х годов имя одного из первых казахских летчиков Салыка Ахметова звучало на устах соотечественников не менее гордо, чем сегодня имена покорителей космоса.
Французы по праву гордятся тем, что первую попытку покорить небо на воздушном шаре, наполненном дымом, сделали в 1783 году их соотечественники – братья Жозеф и Этьен Монгольфье. У русских в этом смысле куда больше причин для гордости, ведь первым дорогу в космос проторил именно Юрий Гагарин, ознаменовавший космическую эру человечества. При этом сегодня мало кому известно, что первым русским воздухоплавателем был военный лекарь Кашинский, совершивший полет на воздушном шаре 24 сентября 1805 года. Истоки мирового авиастроения тоже принадлежат России. В частности, первый самолет, созданный Александром Можайским, успешно поднялся в небо 20 июля 1882 года – на два десятилетия раньше известного полета братьев Райт.
В истории казахстанской авиации также были свои первые национальные пионеры, чьи мечты о преодолении земной гравитации стали реальностью раньше других известных нам летчиков. Один из них – Салык Ахметов, жизненный путь которого представляет яркий пример беззаветного служения делу своей жизни – авиации.
В зимнюю стужу 1913 года в урочище Баянаул Павлодарской области в семье простого степняка Жумабая родился мальчик, которого назвали Салыком. Будучи еще подростком, он успел познать все плюсы и минусы незамысловатого уклада жизни в казахской степи, где, несмотря на уверенную поступь урбанизации, степняки продолжали держаться за свои извечные традиции, как дети за гривы коней во время езды. Между тем великие социально-политические потрясения того периода, гражданская война и разруха не оставили казахской молодежи иного выбора, как следовать логике времени – либо так, либо никак.
Салык по настоянию старшего брата Садыка начинает впервые постигать азы грамоты в открывшейся аульной школе. К тому времени ему исполнилось 15 лет, а на календаре значился 1928 год. Для долговязого юноши, у которого проступил пушок на подбородке, усвоить произношение арабских звуков "аль", "би" и "ти", наверное, было делом нелегким. Но упорство сделало свое дело. И вскоре настойчивый, но мудрый учитель, похлопав парня по плечу, произнес: "Где заканчивается свет знания, там зияет бездна невежества. Держись поближе к этому свету, сынок, и у тебя все получится…"
Эти слова запечатлелись в памяти ученика навек.

Путевка в небо
Из далекого Оренбурга, бывшей столицы Казахстана, от старшего брата, командира кавалерийской части Садыка Ахметова, нет-нет да приходили известия. Однажды он прислал письмо, в котором просил сородичей, чтобы те отправили Салыка в столицу на учебу. Так в 1930 году Салык Ахметов стал продолжать образование в одном из крупных культурных центров того периода. На дворе стучал гулким посохом сумрачный 1932 год. Этот отрезок времени, названный в народе "голощекинским голодомором", печально известен крайностями в решении вопросов аграрной политики, в результате которых казахский народ оказался ввергнутым в пучину тотального голода.
Однако, несмотря на глобальные социальные потрясения внутри страны, в результате "проб и ошибок" строительство светлого будущего продолжалось бурными темпами. Наряду с формированием новой экономики государства, основанной на социалистических принципах воспроизводства, ускоренно велась и работа по укреплению Вооруженных сил и флота. Дело это сопровождалось многими трудностями. В частности, в бронетанковых частях, артиллерии и авиации остро ощущалась нехватка военных кадров. В этих условиях московское руководство приняло решение привлечь свежие ресурсы из молодых союзных республик.
Таким образом, летом 1932 года Салык Ахметов вместе с 30 другими новобранцами из Центральной Азии, прошедшими предварительный отбор, отправился учиться на авиатора в Тамбов. Однако на месте после тщательного медосмотра пригодных для авиации ребят оказалось не так много. В их числе был и Салык Ахметов.
Молодежь, прибывшая из разных регионов страны, где так же, как и в Казахстане, жизнь не казалась медом, начинала осознавать главное – то, что все они теперь принадлежат единой семье народов. Салык Ахметов прекрасно знал казахский язык, причем язык его был красочен, насыщен прибаутками и мудреными поговорками. Но вместе с тем он отлично владел и русским языком, не уставая повторять, что "в океан культуры впадают все наречия мира".
Между тем учеба затянулась на годы. Вместо предполагаемых 3 лет обучения курсантам пришлось провести в Тамбове целых 4 года. Причина банальная для тех времен – нехватка учебных самолетов, специалистов, несовершенство учебной базы.
Наконец в 1937-м в стенах летного заведения состоялся первый выпуск молодых "красных авиаторов". Салык Ахметов был зачислен пилотом в состав 26-го авиаотряда города Алма-Аты. В те далекие годы соотечественники смотрели на первых казахских авиаторов Жолдасбека Нурумова и Салыка Ахметова столь же восхищенно, как и казахстанцы первых лет независимости на славных земляков, покоривших космос, – Тохтара Аубакирова и Талгата Мусабаева.

Казахский альбатрос
Кадровый авиатор Салык Ахметов освоил различные виды гражданских и боевых самолетов. До войны он успел налетать более чем 1 776 часов, а общая протяженность его авиамаршрутов составила порядка 300 тыс. км.
В начале войны Казахское управление ГВФ направило в авиационные группы и отряды особого назначения около 150 лучших пилотов из своего состава, в том числе 115 летчиков, 14 бортмехаников, 15 бортрадистов и 115 специалистов наземных служб.
До самой Победы опытный летчик Салык Ахметов находился в составе авиационного полка особого назначения при Генеральном штабе Верховного главнокомандования. Благодаря таким пилотам, как он, связь Москвы с фронтами не прерывалась ни на день. Как известно, судьба той или иной военной операции на полях масштабных сражений зависит от оперативности и четкого взаимодействия центральных штабов с частями и соединениями передних рубежей. При этом любая утечка важной информации была чревата необратимыми последствиями. В этом случае самым надежным и быстрым способом передачи секретной информации в ту пору была авиация.
Директивы Генштаба, запечатанные в пакеты с грифом "Совершенно секретно", доставляли на передний край летчики из вышеуказанного полка на своих "самолетах-призраках". Это было весьма рискованным делом. В пути такой самолет подстерегало множество смертельных ловушек: вражеские "мессеры", зенитки, лупившие без перерыва по всему, что только двигалось в небе, плохие погодные условия и многое другое. А пакеты с распоряжениями Генштаба для Жукова, Конева или Рокоссовского нужно было доставлять любой ценой. Вот и выписывал Салык Ахметов в небе невиданные виражи на своем хрупком самолетике, пытаясь уйти от назойливых немецких истребителей.
В этой ситуации спасением для советских летчиков, летающих на малоскоростных самолетах, было одно: использовать все уникальные возможности машины, вплоть до полетов на предельно низкой высоте, когда нередко шасси задевало верхушки деревьев. Уйти от немецких "мессеров" и даже "юнкерсов", насевших на хвост, было почти невозможно, но казахстанскому летчику это чудом, да удавалось.
В период кровопролитных сражений за Москву в августе 1941 года Салык Ахметов получил особое задание командования: провести аэрофотосъемку местности под Можайском или, как говорят военные оперативники, рекогносцировку театра военных действий. Цель была проста: собрать максимум наглядной информации о сосредоточении основных сил противника на данном направлении. Когда он вернулся на базу, то его самолет буквально просвечивался от сквозных осколочно-пулевых пробоин и отверстий. Успешное выполнение боевого задания еще раз убедило командование части, что этот летчик и в самом деле не лыком шит. Однополчане оценили мужество пилота и стали именовать его по-свойски "казахским альбатросом".
Во время войны самолеты ПС-84 авиагруппы ГВФ особого назначения часто привлекались для проведения воздушной разведки. В этом деле С. Ахметов стал одним из признанных мастеров, привозя из каждого боевого вылета ценные сведения о сосредоточении противника и схемах его передислокации. В целом за годы Великой Отечественной войны он совершил 500 боевых вылетов, в том числе свыше 50 полетов – за линию фронта, доставляя боеприпасы и медикаменты партизанским отрядам, сражавшимся в глубоком тылу противника. Согласно исторической хронике, только партизанским соединениям, действовавшим под Ленинградом, С. Ахметов доставил порядка 800 тонн боевого снаряжения.
В 1946 году отважный летчик полка особого назначения демобилизовался из армии в звании майора авиа­ции. Грудь его украшало множество орденов и медалей. Он вернулся в столицу своей Родины – Алма-Ату и снова стал летать, только теперь это были обычные, мирные авиа­рейсы.
Примечательно, что Динмухамед Кунаев высоко ценил летные качества Салыка-ага. И нередко, когда ему предстояла поездка за рубеж, предпочитал, чтобы за штурвалом воздушного судна находился именно Салык Ахметов.
Первый казахский авиатор ушел из жизни в 1992 году. Но герои не умирают – они живут в памяти народа, становясь достоянием истории.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Любовь под пулями 29.08.2014
Испытание первой атомной бомбы в СССР 28.08.2014
Однажды и на всю жизнь 26.08.2014
Каркаралинская ссылка Патриарха 25.08.2014
Ученый, педагог, наставник 25.08.2014
Там, где хранится история науки и техники 22.08.2014
Первые поселенцы – кем они были? 22.08.2014
Человек-легенда всегда в наших сердцах 20.08.2014
АО "ОзенМунайГаз" исполнилось 50 лет 18.08.2014
Жизнь моя, иль ты приснилась мне? 18.08.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz