"Если президент чихнул, правительство должно встать строем и сказать: "Будьте здоровы, товарищ президент". Аркадий Вольский, президент РСПП
Практически все статьи, посвященные тем или иным кадровым перестановкам в высших эшелонах власти (аналитические обзоры, заявления экспертов и т.д.), как правило, грешат перманентным употреблением не слишком самокритичных оборотов вроде "как мы и предполагали…" или "как предвидели…". Естественно, все подобные события кем-нибудь и когда-нибудь предсказывались, однако отношение числа прогнозов сбывшихся к их общему числу никогда не превышало нескольких процентов, что вполне можно списать на теорию вероятности. Нынешние указы все ждали, но ждали осенью (сентябрь, октябрь) и в несколько иных раскладах (комбинациях). Сюрпризом стало уже само их появление в августе (хотя и за три дня до наступления осени).
Время перестановок выбрано в общем-то разумно - осень ожидается "горячая" и чем быстрее обновленное правительство утрамбуется, усушится и утрясется, тем лучше для дела (стабильности). Кроме того, бюджет-2002 практически готов и изменения несут в целом позитивный характер.
Прежде всего, стоит отметить красивое сочетание функциональных решений с очевидными кадровыми проблемами. "Номад" в свое время предлагал кое-какие меры по структурной реформе правительства (см. статью "Как нам обустроить Рабкрин-2" за 18 июня) и приятно отметить, что некоторые наши идеи Нурсултан Абишевич и Имангали Нургалиевич все-таки задействовали.
Про повышение Александра Павлова в первые вице-премьеры даже неудобно писать, это место кажется закреплено за ним пожизненно (с небольшими перерывами). Павлов - чиновник многоопытный, компетентный и не слишком амбициозный (очень ценное ныне качество!) - является сильной аппаратной опорой уже четвертого премьер-министра и его очередная реинкарнация в числе прочего означает и расширение задач ("фронта работ"), стоящих перед нынешним кабинетом. В ближайшее время тезка Пушкина должен завершить аппаратную перетряску (после указа президента правительству предстоит утвердить положения о новых министерствах и агентствах, провести назначения десятков чиновников и распределить между ними обязанности - займет это дело - по традиции - до 3-4 месяцев), а также заняться наведением порядка в национальных компаниях, которые, по мнению президента и премьера, "слегка распоясались".
"Слегка распоясался" (по мнению шефа) и сам премьер Тасмагамбетов. Появление в правительстве должности первого вице лишнее ему напоминание о бренности бытия и возможности киргизского сценария - призыва во власть казахского русского а-ля Коля Танаев - тихого, скромного, исполнительного работяги, ломовой лошадки, которая будет меньше грести под себя и еще меньше возмущенно ржать и брыкаться если, не дай Аллах, недодадут сена, корма, силоса, нефти, меди, грантов, бонусов, примусов, борзых щенков и т.д.
Премьер несколько перегрелся в лучах исторгаемой самим собой славы. Впрочем, это генная болезнь всех экс-комсомольских работников, получивших в 25-ть по первой персональной машине и машинистке. Это синдром российского Касьянова, на глазах распухшего в фигуре и осанке, щеках, бедрах и походке. Первые симптомы - плавность жестов и замедление речи, как у беременной женщины. И такое же, как на сносях, непреходящие выражение лица - сосредоточенно загадочное.
Но отвлеклись, пардон, вернемся к нашим баранам.
Наиболее громкое назначение (ожидавшееся экспертами в течении последних трех лет) - это назначение Зейнуллы Какимжанова министров финансов с одновременным поглощением данным ведомством Министерства государственных доходов. На первый взгляд, согласно своим новым функциям Какимжанов становится одной из самых ключевых фигур правительства - он будет заниматься как добычей, так и тратами казенных средств. (что вообще является розовой мечтой всякого уважающего свою честность госчиновника) Однако из сферы ведения З.К. убраны функции планирования бюджета и госдоходов, что автоматически низводит его из "стратегов" в "исполнители". Еще более серьезной потерей (причем, практически невосполнимой) стало выделение Таможенного комитета в самостоятельное Агентство таможенного контроля и Комитета по госзакупкам, также ставшее агентством. Теряет Какимжанов и былую самостоятельность в выборе подчиненных - большинство его замов из МГД (Байжанов, Канатов, Нурпеисов и Рахметов) автоматически вице-министрами финансов не станут, их, как минимум, придется разбавлять "старожилами" (Болат Жамишев уже утвержден первым замминистра, зато Келимбетов и Коржова ушли в новое министерство). Потеря таможни и вернейших помощников - удар почти непоправимый, хотя есть и свои плюсы: политическое давление (включая скандально-разоблачительные публикации) на какое-то время снизится, но, увы, вместе с изрядной долей аппаратного влияния.
Так что, резюмируя, Какимжанов получил много… еще больше потеряв. Он в минусе.
Абсолютным победителем в этом раунде стал Мажит Есенбаев, который лишился скучной и рутинной работы по экономическому планированию, а в обмен получил столь желанную "практическую работу", попутно общипав функции почти всех прочих членов правительства. Из своего старого министерства (экономики и торговли) он забрал вопросы управления промышленностью, строительством, торговлей, а также Госстандарт; у Школьника отобраны прочие промышленные функции, у Токаева - инвестиционный блок; у Досаева - поддержка малого бизнеса.
Единственно о чем стоит пожалеть, так это о названии нового министерства - индустрии и торговли - Министерство промышленности и торговли звучало бы намного громче и легко сокращалось (вместо Минпромторга мы получаем некий МИИТ). Есенбаев сохранит за собой костяк бывших руководителей Министерства экономики и торговли, зато перераспределение функций оставляет в подвешенном состоянии тех, у кого конкретно искомые функции отобрал - в частности зятя-вундеркинда Вадима Зверькова и Ерлана Абильдаева из МИДа. Итак, Есенбаев - в плюсе.
Следующим призером стал Кайрат Келимбетов, назначенный министром экономики и бюджетного планирования. Ему перепали центральный аппарат Министерства экономики и торговли, плановые функции Минфина и МГД и Агентство по стратегическому планированию целиком. Несмотря на то, что Келимбетов является зятем влиятельного ректора АГУ Садыкова и долгое время считался человеком Ержана Утембаева, он давно вырос во вполне самостоятельную фигуру (правда, слишком теоретизированного плана): за истекшие четыре года успел поруководить профильным отделом Администрации президента, Агентством по стратегическому планированию (в народе - "аспирин") и поработать первым вице-министром финансов (с трехмесячным аляповатым пребыванием в оппозиции). Особого вреда нанести он, в принципе, не может, да и МЭБП (Минэкономбюджетплан?) на Госплан не тянет. Зато в нынешней роли реального министра становится экономическим стратегом правительства, которое постоянно намекает общественности на желание проработать эдак еще 2-3 года как минимум. Без очередной многохитрой стратегии развития значит не обойтись, а отсюда и востребованность нового органа - писать "программу экономических реформ Тасмагамбетова" (и уже пишут).
Еще один триумфатор - Ахметжан Есимов - безжалостно лишил невразумительного Андаря Шукпутова значительной доли полномочий, забрав в состав своего Минсельхоза управление водными, лесными, рыбными и охотничьими ресурсами. В итоге Шукпутов (если не вылетит вообще) остался лишь министром охраны окружающей среды (в Казахстане вообще не любят давать ведомствам короткие названия - Министерство экологии, Агентство по антимонопольной политике и т.д.). Похоже, карьере А.Ш. пришел закономерный и вполне заслуженный конец.
К потенциальным плюсовикам можно отнести также: Бектаса Мухамеджанова, который из председателя Комитета по госзакупкам имеет хорошие шансы вырасти в председателя одноименного агентства; а также Алтая Тлеубердина, забравшего в свое ведение Агентство по госсекретам (между прочим, оно и раньше подчинялось ему же - как руководителю правительственного аппарата).
Явными минусовиками стали, помимо уже упомянутого горемыки Шукпутова - экс-председатель Агентства по госсекретам Серик Ахметов; Ербол Досаев, потерявший стратегически важные функции по поддержке малого бизнеса; Касымжомарт Токаев и Вадим Зверьков, лишившиеся инвестиционно-экономических подразделений МИДа; Искандер Бейсембетов и Ерик Утембаев, утратившие вместе с постами руководителей Агентства по стратегическому планированию еще и формально высокий аппаратный вес.
Максимальную же потерю понес Владимир Школьник: его ведомство хотя и сохранило название (Министерство энергетики и минеральных ресурсов), тем не менее лишилось Аэрокосмического комитета, столь им лелеемого (Школьник "таскал" космос за собой по всем своим министерствам в течении последних семи лет). После потери кресла вице-премьера (январь с.г.), создания сверхмонополии "КазМунайГаз" (май), коррупционного скандала и увольнения двух вице-министров (июль), "увод" знакового комитета может стать окончательным ударом по позициям некогда сверхперспективного администратора. Откровенно говоря, если учитывать что, перевод космоса к Кажмурату Нагманову в Минтранском не является столь уж необходимым шагом (если Казахстан не решил заняться орбитальными доставками грузов), то этот пункт означает исключительно плевок в душу Владимира Сергеевича. Вполне реален близкий и окончательный вылет Школьника на обочину аппаратной жизни, каким-нибудь представителем Казахстана в "союзных" московских органах.
Каирбек Сулейменов, думается, безболезненно пережил снижение статуса дорожной полиции, формальная автономия которой несколько раздражала начальников областных УВД, и корректировку ведомственного статуса Внутренних войск. Он переживал и не такое.
Важнейший пост председателя Агентства таможенного контроля, по нашей информации, займет аким Южно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев, явно засидевшийся в знойном и беспокойном Шымкенте. Однако, поскольку постановление о его назначении в среду так и не появилось, то утверждать о нем со 100%-ной гарантией мы не беремся. Вместе с тем, вероятность данного перемещения составляет процентов 75-80, что позволяет сделать прогноз еще об одном ударе по полномочиям Какимжанова, который с января (когда добился увольнения Марата Нукенова и отбил претензии Талгата Кулибаева и Аманияза Ержанова) пытался установить свой личный контроль над этой сферой (если так можно назвать огромные финансовые потоки, проходящие через границу республики).
Что касается вице-премьеров, то за счет перераспределения полномочий явно выиграли Александр Павлов и Ахметжан Есимов, Бауржан Мухамеджанов остался при своих, зато ослабли фишки Карима Масимова, в подчиненных у которого неожиданно возник жесткий администратор и опытный политик Мажит Есенбаев, обладающий, как минимум, премьерскими амбициями.
И все-таки основные дивиденды достались в итоге всех этих рокировок премьер-министру Имангали Тасмагамбетову. Во-первых, назначение Павлова первым вице закрывает этот путь Есимову, представляющему очевидную кадровую угрозу премьеру. Во-вторых, столь крупная реорганизация растягивается по времени и дает возможность усилить влияние премьера в кадровой сфере, в том числе и за счет перегрузки подчиненных новыми обязанностями. В-третьих, данная реорганизация по своей сути и форме - в соответствие с политической традицией республики - означает, что премьер-министр проработает в своей должности еще как минимум один год, а то и два.
Выигрывает и сама система организации работы правительства: нынешняя реформа направлена на большую функционализацию министерств, агентств и комитетов, которые разгружены от ненужных полномочий и - в очередной раз - структурированы для более эффективной и системной работы.
Тасмагамбетову определенно дали шанс показать и проявить себя, подкрепить свои амбиции реальным делам. Задача его правительства одна - достичь большей внутриполитической стабильности. И от того, как он будет с этой задачей справляться и зависит (целиком) его политическое будущее. Начнет проваливать или слишком тянуть одеяло на себя - беспощадно уберут с доски. Время переиграть ситуацию еще есть. Время выхода на сцену настоящего наследника, казахстанского Путина, еще не настало. Рано еще.
Публикуем полный список упраздненных структур и их первых руководителей министерств, агентств и комитетов, оставшихся в среду без работы (естественно, до нового назначения).
Министерство экономики и торговли - Мажит Есенбаев (уже переназначен). Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды - Андарь Шукпутов (министерство переименовано, министр не переутвержден). Министерство государственных доходов - Зейнулла Какимжанов (переназначен). Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса - Ерболат Досаев (агентство переименовано, председатель не переутвержден). Агентство по стратегическому планированию - Искандер Бейсембетов (упразднено). Агентство по защите государственных секретов - Серик Ахметов (упразднено). Комитет дорожной полиции МВД - Нуркарим Мурзабеков (упразднен). Комитет по государственному контролю над производством и оборотом подакцизной продукции МГД - Габит Толкимбаев (упразднен). Таможенный комитет МГД - Зейнулла Какимжанов (преобразовано, руководитель не назначен). Комитет по работе с несостоятельными должниками МГД - Азат Нукушев (сменил министерство). Комитет по инвестициям МИД - Ерлан Абильдаев (сменил министерство). Комитет охраны окружающей среды МПРООС - Амангельды Скаков (упразднено). Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства МПРООС - Александр Аманбаев (сменил министерство). Комитет по водным ресурсам МПРООС - Анатолий Рябцев (сменил министерство). Аэрокосмический комитет МЭМР - Алмас Косунов (сменил министерство). Комитет по делам строительства МЭИТ - Шарипбек Шардарбеков (сменил министерство). Комитет по оборонной промышленности МЭИТ - Бекбулат Байгарин (сменил министерство). Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации МЭИТ - Нурлан Турысов (сменил министерство). Комитет по государственным закупкам Министерства финансов - Бектас Мухамеджанов (преобразовано, руководитель не назначен). Комитет по антидемпинговому контролю Министерства экономики и торговли - Еркин Адасбаев (упразднен). |