NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Понедельник 6.07.2020 00:55 ast
21:55 msk

Миф об узбекском государстве. Часть 3.
Основное соперничество на протяжении всей советской истории Узбекистана - это борьба "ферганцев" с "ташкентцами"
04.08.2003 / аналитика

Валерия Андреева

Части 1, 2, 3

Основное соперничество на протяжении всей советской истории - это борьба "ферганцев" с "ташкентцами". Представителей Самарканда и Бухары к власти не подпускали, боясь их явно предпочтительной образованности и встроенности в многовековую культурную среду, в том числе и явно "не узбекскую", а, скорее, таджикскую, в меньшей степени - иранскую.

"Ферганцы" и "ташкентцы" сменяя друг друга и отчаянно конкурируя между собой вообще не пропускали в верхние эшелоны власти инородцев с конца 1930-х до середины 1950-х.

"Ферганцы" - Усман Юсупов (1-й секретарь ЦК КПУ в 1937-50 гг.), Амин Ниязов (1-й секретарь ЦК КПУ в 1950-55 гг.), Инамджон Усманходжаев (1-й секретарь ЦК КПУ в 1983-88 гг.), Юлдаш Ахунбабаев (председатель ЦИК и Верховного Совета в 1925-43 гг.), Ядгар Насриддинова (председатель Президиума Верховного Совета в 1959-70 гг.) и т.д.

"Ташкентцы" - Акмаль Икрамов (1-й секретарь ЦК КПУ в 1929-37 гг.), Нуритдин Мухитдинов (1-й секретарь ЦК КПУ в 1955-57 гг.), Сабир Камалов (1-й секретарь ЦК КПУ в 1957-59 гг.), Рафик Нишанов (1-й секретарь ЦК КПУ в 1988-89 гг.), Султан Сегизбаев (председатель Совнаркома в 1937-38 гг.), Абдуджаббар Абдурахманов (председатель Совнаркома в 1938-50 гг.), Абдураззак Мавлянов (председатель Совмина в 1950-51 гг.), Мансур Мирза-Ахмедов (председатель Совмина в 1957-59 гг.), Ариф Алимов (председатель Совмина в 1959-61 гг.) и др.

Несколько переломить ситуацию удалось только Шарафу Рашидову, который сам будучи выходцем из Джизака, исторической, экономической и этнической периферии Самарканда, начал всюду продвигать и укоренять родственные кадры. Он провел на ключевую должность главы Совмина сначала бухарца Рахманкула Курбанова (премьер в 1961-71 гг.), а затем другого "южанина" и земляка - джизакца Нармахонмади Худайбердыева (глава Совета министров Узбекской ССР в 1971-84 гг.), председателем Президиума Верховного Совета (в 1970-78 гг.) при несомненной поддержке Шарафа Рашидова становится хивинец Назар Матчанов.

Для уравновешивания Каримова в первые годы его власти существовала своеобразная система триумвирата - сосуществования во власти представителей всех трех основных кланов - президент Каримов (Самарканд-Бухара, южане), главы правительства - Гайрат Кадыров (в 1984-89 гг.) и Мирахат Миркасымов (в 1989-90 гг.) - ташкентцы; вице-президент (в 1990-92 гг.) Шукурулла Мирсаидов и председатель Президиума Верховного Совета (1989-90 гг.) Мирзоалим Ибрагимов - ферганцы.

Но подобная система сдержек и противовесов просуществовала совсем недолго. По мере укрепления личной власти Каримов начал упразднять высокие должности вместе с их обладателями - пост вице-президента был отменен, статус спикера Верховного совета (Олий Мажилиса) существенно понижен, а главой Кабинета министров стал, по совместительству, сам президент.

Именно многолетнее самовластное правление Рашидова, "шарафрашидовщина" (по меткому определению Рафика Нишанова) как система тотальной коррупции и чинопочитания, явились основой возрождения бухарско-самаркандских кланов, их реставрации во власти.

Рашидову удалось провести в высшие и средние слои номенклатуры так много своих земляков, что их просто не успели "выкосить" кадровые репрессалии ближайших преемников - тем более, что Усманходжаев был сильно напуган и зависим от Москвы, а Нишанов вообще являлся немного не от мира сего, слишком много лет он провел вне своей исторической родины - на дипломатической работе.

Нишанов сам просил Кремль забрать его из Узбекистана. И после его отъезда самаркандец и "шарафрашидовец" Каримов - скромный технократ, глава Госплана, женатый на полукровке Татьяне Акбаровне - виделся из Кремля едва ли не единственным достойным (управляемым и вменяемым) кандидатом. Прошло совсем немного времени и "застенчивый" Каримов, первым среди СНГовских лидеров и совершенно не согласовывая свои действия с Горбачевым (Москвой), провозгласил себя президентом "суверенного государства" в составе дышащего на ладан СССР.

Фактически им удалось вывести свою республику из-под контроля дряхлеющих московских лидеров и единственная попытка Андропова навести хоть какой-то мало-мальский порядок в Узбекистане, натолкнулась на отчаянное сопротивление смертельно обиженных комми-ханов и соц-эмиров. Под красным флагом коммунизма скрывались даже не зеленые чалмы правоверных, а именно полосатые халаты различных кланов, семей и родов.

Махаллинская психология подменяла собой не только партийную дисциплину, но и являлась краеугольным камнем мировоззрения, все окружающее пространство четко делилось по черно-белому принципу на "земляков" - своих, родных, дружественных и "чужаков" - плохих, посторонних, опасных и т.д.

Большинство современных историков и исследователей отмечают, что особенностью узбекской клановой системы является именно доминирование земляческих, а не кровнородственных связей. Возможно так оно и есть. Говорить об этом с уверенностью невозможно, потому как никаких полевых исследований в подтверждение (или опровержение) этого тезиса не проводилось. Возможно, что в Узбекистане действительно произошла некоторая подмена родовой самоидентификации на махаллистскую, но это, в принципе, мало что меняет. Все отличие махаллистского клана - не в качестве, а в количестве объединенных им семей. Просто на место одной группы, где все друг другу прямые и кровные родственники, пришла у "узбеков" связка (пучок) семей, также переплетенный родственными узами, но менее прямыми.

Махалля - это дисперсная "большая" семья. Вместо большой семьи - большая махалля, с такой же коллективистской психологией и ответственностью, такими же законами внутреннего общежития.

Стоило чуть тряхнуть коммунистических "халатников", как из них горохом посыпались золотые червонцы еще царского чекана и прочие материальные ценности, которые просто невозможно скопить на фиксированные номенклатурные зарплаты.

Сегодня Каримов говорит о тех событиях, как о, ни много ни мало, геноциде узбекского народа. Но, позвольте, причем здесь народ? Подавляющая часть народа как гнула спины на гербицидных хлопковых плантациях, так и продолжает это делать. Что при Мухитдинове, что при его ближайших и более отдаленных преемниках.

Народ Узбекистана давно и прочно отделен от своих "руководителей" непроницаемой стеной имущественной и генеалогической избранности. Все эти "потомки" Амира Тимура, Улугбека, Бобура, племянники Шарафа Рашидова и зятьки Ислама Каримова уже вполне уверовали в свою исключительность и не собираются расставаться с семейно-клановыми должностями и привилегиями.

Только радикальная кадровая чистка, в основе которой будет революционное обновление правящей элиты, способна как-то изменить ситуацию. Реформировать и модернизировать ныне действующую "номенклатуру" в принципе невозможно, ждать пока она сама плавно эволюционирует в нечто приличное не приходится. Данная "власть" (язык не поворачивается называть ее элитой) должна быть сметена с исторической сцены как лишний нарыв и дурная болезнь, по примеру Японии и Китая. Иначе все законсервируется и завязнет в липкой паутине каримовской "управляемой демократии". Таких "управляемых демократий" - пруд пруди в современной тропической и внутренней Африке - Уганде, Бурунди, Зимбабве. В состоянии стабильного хаоса местные режимы умудряются существовать не годами, а десятилетиями.

На словах и для иностранных инспекторов - в наличии весь ассортимент нормального демократического государства: Парламент, Конституция, партии, даже институт омбудсмена, на деле - все эти "атрибуты" не более чем ширма реальной власти, которая осуществляется в каком-нибудь потаенном кабинетике Дурменя, за стаканом чая в тесном кругу ближайших родственников и прихлебателей.

Вся эта "серальная" демократия ("сераль" - другое название гарема) нужна Каримову, как прокладка и амортизатор, чтобы дурачить собственный народ, а главным образом, конечно же, в качестве экспортного представления, рассчитанного на доверчивых и просто подкупленных иностранных "доноров".

Донорская природа современного узбекского политического режима зримо подтверждается геополитическими шараханиями Каримовской администрации - в зависимости от объема полученных и размера обещанных "грантов" Каримов готов присоединиться и поддержать любую авантюру, любого крупного актера международной политики. То он входит-выходит в пророссийский ДКБ (Договор коллективной безопасности), то выходит-входит в проамериканский ГУУАМ, продает Ханабад, предоставляет свои площади под учения НАТО. Готов подписывать и подписывает партнерские соглашения с японской буддистской сектой "Секко геккай", лидером исмаилитов Ага-Ханом и т.д., пытается разыграть сепаратистскую карту в соседнем Таджикистане, поддерживая полковника Худойбердыева, и предоставляет свое посольство в Ашхабаде под штаб и укрытие антиниязовских заговорщиков, регулярно подпитывает напряженность на киргизо-узбекской и узбеко-казахской границах, отказываясь возвращать так называемые "арендованные" земли, в одностороннем порядке минирует границы и устанавливает суверенные погранзнаки.

Каримов упорно и последовательно изображает из себя эдакого центральноазиатского маршала Мобуту, шантажируя весь мир исламской угрозой, с которой он, якобы, непосильно борется, а на самом деле, сам же искусно и искусственно провоцирует исламских радикалов на протестные действия.

Загнав ислам в полуподполье (и это в исламской стране!) он еще "наивно" удивляется, почему мусульмане недовольны его благословенным и просвещенным правлением. Антиисламский Ислам (Каримов)... человек, предавший самого себя.

Региональная напряженность нужна Каримову как почва, он паразитирует на конфликтах, выращивает и пытается управлять ими. Его конфликтообразующий режим просто не может существовать в нормальных и спокойных условиях, потому как никаких экономических механизмов саморазвития не имеет.

Смена "каримовской элиты" возможна тремя путями: 1) внутренний заговор - маловероятен, окружение подобрано и генерировано с таким расчетом, что максимум их отваги - плеваться ночью в сиятельный портрет; 2) устранение путем "демократической интервенции" - модная в последнее время в среде западных политологов формулировка - также маловероятно. У США, главного исполнителя данного сценария, есть на примете лидеры гораздо более одиозные и менее послушные; 3) народно-исламский бунт, стихийный и беспощадный, наиболее вероятен в свете динамики развития ситуации.

Применительно к Узбекистану, Туркменистану, Таджикистану, вообще к глубинной Азии, России надо действовать, и единственно возможно действовать только с позиций реальной силы. Уговаривать Туркменбаши и Каримова не тиранить своих граждан и российских соотечественников - заведомо бессмысленно, пытаться договориться с ними о выгодном сотрудничестве - заранее глупо, любую договоренность, не подкрепленную штыком или сапогом десантника, они воспринимают как проявление слабости. Более того, совершенно искренне гордятся своей восточной хитростью и прозорливостью, позволившим им обвести вокруг пальца Москву, Тегеран, Вашингтон и т.д. по списку. Таков их менталитет.

Единственно возможная реальная политика в Азии - это ракетно-бомбовый удар по Дурменю, локальная десантная спецоперация с целью поимки неких баши, публичная казнь пойманных благодарным народом, затем передача власти подконтрольному режиму, показательный расстрел группы показательных казнокрадов (караван-баши, "бизнесменов") - народных душегубцев, после чего водворение дисциплины и спокойствия.

Центральная Азия и сегодня насквозь традиционна. Пример Туркменбаши тому ярчайшее доказательство: он и "равен пророку", и руки-ноги ему лобызают, и гарем, говорят, из малолеток завел, и "духовную конституцию" (Рухнаму) туркменам написал. Даже его отношение к оппозиции - очень традиционно.

Захват и перепродажа рабов - это, вообще, многолетний (многовековой) туркменский народный промысел. Что-то наподобие резьбы по кости у русских поморов. Только тут резьба по головам. В принципе, хорошему туркмену быть казненным столь же почетно, как и самому казнить. Именно поэтому никакой особой ажитации по поводу гипотетической расправы над каким-либо главным баши в народной среде не возникнет. Был сердар - нет сердара. Все течет, одна Бухара - вечна…

Сама по себе казнь или скоропостижная смерть правителя в Центральной Азии отнюдь не исключительное событие, а проза гаремной жизни. В хорошие годы в той же Бухаре умертвляли по три-четыре хана подряд, не считая близких и дальних родственников, десятки и сотни всяческих визирей и диван-беги (министров).

Периодическая казнь первого министра являлась даже своего рода экономическим законом, повторяясь циклично и неотвратимо. Министр как пузырь надувался наворованными богатствами, свирепел в своем произволе и безнаказанности, стягивал на себя весь протестный негатив, после чего "вдруг" прозревший хан по просьбе трудящихся, родни и окружения торжественно его умерщвлял - народ ликовал, имущество казненного отписывалось в казну и разбазаривалось женами и прислугой хана, после чего назначался новый первый министр - и так по кругу, век за веком, это такие, своего рода кондратьевские экономические циклы по-бухарски. Раз в два-три года, не больше…

Именно вследствие того, что представители победившей "советской" элиты посчитали неблагозвучными иные, существовавшие до этого, названия (и самоназвания) населения Бухарского и Хивинского ханств, а также центральной части бывшего Туркестанского генерал-губернаторства Российской Империи, и были "изобретены" новые этносы в новых исторических границах.

И не надо выдумывать никаких новых "историй", а то получится все, как с кыргызами и 2.200-летним юбилеем их богатырской (батырской) государственности. Данный факт вполне можно считать забавным историческим анекдотом, если б не упорное желание власть имущих восполнить пробелы в собственном образовании канонизацией мифических исторических фрагментов.

"Демократический процесс развивается под воздействием таких черт нашего народа, как законопослушание…", - говорит Каримов (Каримов И.А. Стабильность и рефрмы. М., 1996, с. 407).

Да не в законопослушании здесь дело, а в целенаправленной политике "верхов" узбекского общества, стремящихся любыми средствами и путями "заморозить" кланово-племенную и махаллистскую природу своей власти. Современным узбекским лидерам нужен средневековый Узбекистан, потому как в любом другом они бы не смогли править, не смогли удержать власть.

Снимая с должности хокима своей "малой родины" Кашкадарьинской области (Каримов выразился именно так, хотя таковой является на самом деле город Самарканд) Озода Пармонова президент Узбекистана сказал буквально следующее: "отмечая имеющиеся достижения в работе, мы, вместе с тем, не можем не предупредить о некоторых опасных явлениях, имеющихся в области, не обратить внимание общественности на их устранение, так как это может иметь отрицательные последствия и стать серьезным препятствием в нашей жизни. О чем идет речь? Вопрос, который тревожит нас, - это подбор кадров, их воспитание и расстановка с учетом их умения и возможностей. Оказывая им доверие, нужно было создать в области здоровую обстановку.

За последние два с половиной года сменилось 46% руководителей, находящихся в непосредственном ведении хокима области, 60% руководителей социальной сферы, 56% руководителей сферы экономики, торговли, бытовых услуг, 60% руководителей системы акционерной ассоциации "Уздонмахсулот".

Но, к великому сожалению, вместо того чтобы объективно назначать на должности руководителей в районах и в целом по области, имеют место такие факты, как протекционизм, местничество, кумовство. Положение дошло до того, что должность получает человек, понравившийся руководителю, а не понравившийся ему освобождается от занимаемой должности. Попросту говоря, основным критерием отбора кадров стал субъективный взгляд руководителя.

Нетрудно себе представить, куда приведет такой взгляд на жизнь, такая кадровая политика. Несомненно, что это приведет к увеличению числа подхалимов, льстецов, угодников, нарушению здорового климата, и как следствие - потеря веры населения в справедливость власти.

Может ли идти речь о торжестве закона и справедливости, когда в хокимиятах и контролирующих органах, административно-правовых учреждениях сидят руководители, назначенные по такому принципу? Какой смысл говорить тогда о силе закона, влиянии закона, авторитете закона, о вере людей в закон и справедливость?

Я прошу ответить вас на один вопрос: кем должен быть хоким? Хозяином народа или защитником народа? В какое время мы живем? Откуда появилось такое зазнайство, высокомерие и самонадеянность?

Я думаю, эти правонарушения и беспредел можно объяснить лишь тем, что руководители позволяют себе вседозволенность, скрывают от общественности правду о негативных явлениях в жизни области".

Лучше Каримова и не скажешь - "Все чиновники, от высших до низших, вместо того чтобы думать о нуждах народа, занимаются "подсиживанием" друг друга. Одна группировка пишет на вторую, а вторая - на первую. Многие руководители, даже те, которые работали в правоохранительных органах, вместо того чтобы защищать людей, добросовестно выполнять свой долг, обеспечивать приоритет закона, занимались слежкой друг за другом.

Группировки интересуют только то, кто чей племянник, кто чей зять, на какую должность кто назначен, а кто остался без должности. Хоть охранником - лишь бы должность была.

Не стоит говорить о том, к каким неприглядным результатам приводят такие игры, такие бессмысленные "соревнования". (http://www.press-service.uz/rus/knigi/9tom/7tom_4.htm - Официальный сайт пресс-службы президента РУз).

Дурной гриб каримовской государственности торчит посреди Центральной Азии, как спелый мухомор на самом видном месте. Когда пройдет опытный грибник, чтобы прикрыть его кованным сапогом…

Вместо эпилога.

"Как можно оценить граждан, которые занимаются хищением и воровством, насилием, рэкетом?" - вопрошает в одном из своих бессмертных трудов Ислам Каримов
(Каримов И.А. Не сбиваясь, двигаться к великой цели. Ташкент., "Узбекистон", 1993, с. 27).

Так и хочется добавить, - "Как можно оценить правителей, которые возвели все перечисленное в ранг государственной политики"?

Продолжение следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Миф об узбекском государстве. Часть 3. 04.08.2003
Миф об узбекском государстве. Часть 2. 29.07.2003
Миф об узбекском государстве. Часть 1. 14.07.2003
Смена капитана 03.07.2003
Для Центральной Азии страшен не только Бен Ладен, но и дефицит чистой воды 19.05.2003
Куш и лепет: К портрету центрально-азиатских оппозиций 05.05.2003
Пост-иракская Центральная Азия: новые контуры "демократического мира" 25.03.2003
Энтропия. Часть 1. 21.02.2003
Центральноазиатские заметки. Часть 1-я. 19.02.2003
Узбекская мафия против Казахстана. Глава 4. 13.01.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
06.07.20 Понедельник
87. БАКЕНОВ Мухтар
80. НАЗАРБАЕВ Нуpсултан
74. КОПБЕРГЕН Абдиманап
74. НУРКЕНОВ Жанбыршы
73. АХМЕТОВ Тлеукен
73. БАЯНДАРОВ Агзам
71. МУЛДАГАЛИЕВ Куаныш
68. БАЙЗАКОВ Марат
65. БАРИМБЕКОВ Канат
64. ТУЗОВ Юрий
62. ШАЛГЫНБАЕВ Жастилек
61. БАЙМУРАТОВ Ерлан
60. ТОКСЕИТОВ Нуржан
59. КОЙЧУМАНОВ Темир
56. СЕРАПИОН
...>>>
07.07.20 Вторник
75. ХАРЧЕНКО Сергей
71. АЛПАТАНОВ Сергей
69. АДИХОДЖАЕВ Султан
65. НАБИТОВСКИЙ Валерий
63. БЫЧКОВА Светлана
63. ГЛУХОВ Михаил
58. МАТКАРИМОВ Альберт
57. ИБРАГИМОВ Примкул
56. ТУРСПЕКОВ Мурат
53. ИРИШЕВ Азамат
52. АПСАЛЯМОВ Ерболат
50. ИЛЕУОВ Азиз
49. ЕДРЕСОВ Ерик
45. МУХАМЕДЖАНОВ Жамарт
44. ЖАНТАСОВ Нуржан
...>>>
08.07.20 Среда
74. ПОЛИЩУК Раиса
73. БАЙГУНЧЕКОВ Жумадил
73. ТАКУОВ Хаиржан
72. ОМАРОВ Еренгаип
70. АДЫРБЕКОВ Икрам
70. НУРКИЯНОВ Толеухан
62. ТУЙМЕБАЕВ Жансеит
61. АРАЛОВ Аскар
60. АПСАЛИКОВ Казбек
59. АБДРАХМАНОВ Марат
57. НУРПЕИСОВ Ерлан
56. ЯКУБАЕВ Эрик
51. АСЕНОВ Алмаз
50. АБДЫКАРИМОВ Тимур
50. ИСПЕРГЕНОВ Куандык
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz