Татьяна БРАУН, "Казахстанская правда", 10 сентября
В июне на заседании Совета по управлению Национальным фондом РК Президент Нурсултан Назарбаев поручил Правительству и Национальному банку принять меры по повышению эффективности управления активами Национального фонда (НФ), а также разработать проект концепции фонда с учетом макроэкономических перспектив развития страны и ситуации в мировой экономике. Определены и сроки - сентябрь. Это значит, что скоро мы познакомимся с новой стратегией фонда. А сегодня вокруг фонда скрещивают шпаги как модные эксперты-рыночники, так и партийные пиарщики. Фонд стал выгодным брендом, на котором каждая из сторон пытается получить свой предвыборный гешефт.
Если отсечь предвыборную суету и спекулятивный пиар и обратиться к истории, то Национальный фонд Казахстана создан одним из первых на постсоветском пространстве. Споры о целесообразности Нефтяного фонда (позднее он был назван Национальным) не утихают в стране с 1992 года, когда возникла сама идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений.
- Создание нефтяного фонда обязательно, - заявил Нурсултан Назарбаев в 2000 году. Президент подчеркнул, что создавая такой фонд, Казахстан ничего нового не придумывает. Многие государства, работающие на сырьевых ресурсах, создавали такие фонды. - Цены в мире могут меняться, и если сейчас есть сверхдоходы от продажи нефти, то мы должны их откладывать на тот случай, когда подобной конъюнктуры не будет. Государство должно уверенно иди в будущее, а для этого мы должны иметь резервы, - сказал Нурсултан Назарбаев. Также он заверил казахстанцев, что финансовые потоки этого фонда будут абсолютно прозрачными.
Национальный фонд Казахстана был создан в 2000 году в соответствии с указом Президента Казахстана, и его рождение не противоречило логике событий и развитию мирового опыта. За последние полвека во многих странах создавались и действуют накопительно-сберегательные и стабилизационные фонды. Доходы от медной руды легли в основу чилийской копилки, от кофе - в бразильскую. Фонды в Иране, Кувейте, Венесуэле, Саудовской Аравии, Ливии, Нигерии, Омане, Норвегии, американском штате Аляска и канадской провинции Альберта опирались на сверхприбыли от нефти и газа. Другое дело итоги их действий: не везде был успех. Казахстанцы решили изучить, осмыслить, примерить и пойти своим путем, но... по норвежской модели.
Именно знакомство с этим мировым опытом и сыграло ключевую роль, когда Правительство, вооружившись им, смогло убедить сенаторов Парламента, и они единогласно приняли и передали на подпись Президенту страны Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам функционирования Национального фонда". В нем были определены концептуальные основы и механизм формирования и использования средств фонда. Главные функции фонда - стабилизационная и сберегательная.
С целью исполнения стабилизационной функции предусмотрено формирование фонда в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения поступлений от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по подоходному налогу с юридических лиц, налогу на добавленную стоимость, налогу на сверхприбыль, бонусам, роялти, доле Республики Казахстан по разделу продукции.
Перечень организаций сырьевого сектора определяется Правительством, а годовые объемы поступлений от них устанавливаются ежегодно законом о республиканском бюджете в разрезе областей, городов Астаны и Алматы, а их квартальные объемы - Правительством РК.
Законом предусматривается, что перечисление в НФ части поступлений в республиканский и местные бюджеты от организаций сырьевого сектора, превышающей их утвержденные квартальные объемы, производится территориальными органами казначейства из республиканского и местных бюджетов. Таким образом, налогоплательщик (организация сырьевого сектора) будет продолжать уплачивать установленные налоговым законодательством обязательные платежи в бюджет, а сверхплановые их поступления будут перечисляться территориальными органами казначейства в НФ.
Другая сторона стабилизационной функции - использование фонда для компенсации потерь республиканского и местных бюджетов, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений от организаций сырьевого сектора. Данная компенсация потерь будет поступать из фонда в республиканский и местные бюджеты в виде неналоговых поступлений. Законом установлено, что перечень организаций сырьевого сектора определяется исходя из удельного веса объема экспортируемой продукции в общем объеме экспорта и удельного веса налогов в общей сумме поступлений.
Согласно Указу Президента, доходы от сырьевого сектора при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются исходя из средних цен реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями, определяемых на основе расчетных постоянных мировых цен на сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта. Расчетные постоянные мировые цены на сырьевые товары устанавливаются в составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития РК, исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.
Законом предусматривается перечисление официальных трансфертов из республиканского и местных бюджетов в НФ, а также поступление в соответствующий бюджет целевых трансфертов из НФ и их использование на цели, определяемые Президентом страны. При этом объемы целевых трансфертов и соответствующие бюджетные программы утверждаются в республиканском и местных бюджетах. Управлять НФ, согласно закону, предписывается Национальному банку на основе договора доверительного управления, заключаемого с Правительством.
Первым взносом в Нацфонд стали 660 миллионов долларов, заплаченных республике американской компанией "Шеврон" за 5 процентов казахстанской доли в нефтедобывающем СП "Тенгизшевройл". Все остальные поступления пришли в фонд в результате отвлечения из бюджета "сверхдоходов".
В свою очередь, через деятельность НФ Правительство предусматривает введение "стабилизационного механизма", предполагающего обратное движение средств из фонда в бюджет в случае, когда цена на нефть окажется ниже консервативной. Финансирование бюджета при падении мировых цен на нефть будет проходить по итогам квартального исполнения бюджета, причем без необходимости согласования вопроса в Парламенте.
Международный валютный фонд, при содействии которого происходили все события в Казахстане, помог разработать конкретные положения НФ. Условия, которые выдвинул в своем письме начальник Восточного отдела второго европейского управления МВФ Эммануэль ван дер Менсбрюгге, сводились к тому, чтобы структура НФ должна "обеспечивать его прозрачность и простоту, а также государственный контроль за отчисляемыми в него ресурсами". МВФ рекомендовал также, чтобы создание фонда было утверждено Парламентом Казахстана. Кроме того, МВФ считал необходимым определить руководящие принципы инвестирования средств фонда, способные, в частности, обеспечить вложение средств в высоколиквидные активы, не связанные с крупным инвестиционным риском. НФ не должен привлекать ссудные средства, и необходимо установить четкий запрет на использование ресурсов фонда в качестве залогового обеспечения или в любых иных внебюджетных операциях, говорилось в письме. К выполнению функции оперативного распорядителя НФ необходимо привлечь Национальный банк Казахстана, которому следует нанять независимых внешних менеджеров для управления инвестициями фонда, указывается в документе.
В числе рекомендаций МВФ также создание совета с участием Президента страны, представителей Правительства, Парламента и независимых представителей гражданского общества, который бы отвечал за определение инвестиционной политики фонда и руководящих принципов использования капитала. Совет должен отчитываться перед парламентом и общественностью на ежеквартальной основе. Необходимо также обеспечить регулярный внешний аудит НФ по крайней мере на годовой основе.
Кроме того, МВФ подготовил и распространил рабочий документ "Обзор опыта работы нефтяных фондов стабилизации и накопления в некоторых странах", автором которого является Уго Фасано. Казахстанские аналитики с нескрываемым интересом путешествовали по его страницам.
Возьмем, к примеру, Оман, где в 1980 году был создан Государственный общий резервный фонд (ГОРФ). Он призван был компенсировать неизбежное снижение доходов от нефти в XXI веке. Но, несмотря на эту главную провозглашенную цель, власти султаната не раз обращались к финансам фонда для текущей защиты бюджета от потрясений на мировых рынках. В 1990 году к ГОРФу прибавился Фонд непредвиденных расходов (ФНР), который через три года был преобразован в Нефтяной фонд (НФ), цель последнего - служить источником инвестиций для нефтяного сектора. Весьма интересна была и система формирования ГОРФа, в который сначала шло 15, затем 5 процентов всех нефтяных доходов, а перед созданием ФНР - вся выручка, превышавшая доход 15 долларов с барреля. Затем ГОРФу доставалось с барреля по 2 доллара (при цене более 15 долларов), по 0,5 доллара шло в ФНР и Нефтяной фонд, а оставшаяся сумма - в бюджет. Частые изменения правил игры и базовой (расчетной) стоимости сырья, а также использование доходов на текущие нужды привело к снижению стоимости активов нефтяных фондов Омана.
В 1960 году Кувейт создал Общий резервный фонд (ОРФ), который осуществлял практически все государственные инвестиции в экономику страны. В 1976 году здесь создали еще и Фонд накоплений для будущих поколений (ФНБП), куда передали в качестве стартового капитала половину накоплений ОРФ и начали отчислять 10 процентов нефтяных и прочих экспортных доходов страны. Почти все средства ФНБП вложены за пределами Кувейта. Согласно законодательству, подробная информация об активах фонда не подлежит публичному оглашению, что делается под флагом защиты этого финансового источника от политических спекуляций. И один из немногих гласных параметров ФНБП - отчисление 10 процентов всех его накоплений, включая инвестиционные доходы, в пользу сыновей, внуков и правнуков кувейтцев.
В ноябре 1998 года в Венесуэле был создан Фонд макроэкономической стабилизации (ФМС), в обязанность которого входило оградить бюджет и экономику страны от колебаний цен на нефть. ФМС с самого начала имел прозрачные правила накопления и расходования средств. На следующий год после создания фонда в его правила были внесены существенные изменения, которые позволяли президенту Венесуэлы принимать решения об использовании средств фонда, использовать нефтяные накопления на социальные цели, инвестиции внутри страны и даже на погашение ее долгов. Эти последние изменения, по мнению экспертов МВФ, существенно ослабили стабилизационную роль ФМС.
В американском штате Аляска два нефтяных фонда - Постоянный фонд Аляски (ПФА), создан в 1976 году, и Конституционный бюджетный резервный фонд (КБРФ), образован в 1990 году. Первый служит резервом будущих поколений, второй используется на покрытие текущего дефицита бюджета. Их деятельность максимально прозрачна: принципы, правила, результаты регулярно публикуются в СМИ. Подотчетны фонды не только исполнительной и законодательной властям, но и населению штата. Что любопытно, основной капитал ПФА постоянно инвестируется и не может быть потрачен на другие цели без изменения Конституции штата простым большинством на референдуме населения Аляски.
Большинство из перечисленных фондов были созданы для обеспечения равенства поколений, усиления управления спросом и поддержания конкурентоспособности. По-разному они справились с задачами. Изучив их достижения и ошибки, в Казахстане решили идти по норвежскому пути.
Норвегия, которая является одним из крупнейших в мире производителей нефти, создала Государственный нефтяной фонд (ГНФ) в 1990 году. Учрежден он правительством и утвержден стортингом (парламентом). Поначалу управление НФН было поручено Минфину, который впоследствии делегировал оперативные функции центральному банку страны - Norges банк.
Именно Норвегию за полтора месяца до выхода в свет положения о казахстанском фонде посетили руководители Минфина и Национального банка. Итоги визита были изложены в виде предложений Президенту и Правительству. "В принципе, - писал Президенту Казахстана тогда еще председатель правления Нацбанка республики Григорий Марченко, - этот фонд был создан в основном для накопления средств, которыми бы государство могло ответить в будущем по обязательствам солидарной пенсионной системы, и одним из вариантов названия при создании фонда был Национальный пенсионный фонд. В целом же фонд выполняет обе основные функции таких фондов - сберегательную (для будущих поколений) и стабилизационную (для компенсации колебаний цен на нефть)".
И тогдашний министр финансов Мажит Есенбаев, и Григорий Марченко подчеркивали отсутствие у НФ Норвегии традиционных атрибутов - статуса юридического лица, обособленного аппарата управления, собственных счетов в банках. Норвежский нефтяной фонд - это "всего лишь" специальный счет Минфина страны в ее главном банке. Ежеквартально Банк Норвегии отчитывается перед Минфином, а тот - перед парламентом. Ежегодно публикуется подробный отчет фонда, заверенный независимым аудитором, которого нанимает Минфин. Кроме того, Банк Норвегии открыл обстоятельный веб-сайт о деятельности НФН в Интернете.
Вторая особенность - поступление сначала абсолютно всех госдоходов Норвегии от нефтяных операций не в бюджет, а именно в НФН. И лишь затем парламент решает, какую часть из него направить на покрытие бюджетного дефицита, если он возникает. То есть для перераспределения в бюджет нужны доказательства, что иначе как за счет части нефтяных доходов стране просто не выжить!.. Благодаря такому подходу норвежцам удается большую часть фонда запускать на сбережение и преумножение его средств за счет возможностей мирового фондового рынка.
Специфика большей части вложений НФН, как сообщалось в казахстанской прессе, состояла в том, что все они переводятся за пределы Норвегии в ценные бумаги (прежде всего - государственные) 21 страны. В Европе это Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Голландия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Швейцария, в Западном полушарии - Канада и США, в Азиатско-Тихоокеанском бассейне - Австралия, Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур и Япония. Закон о фонде предписывает 40-60 процентов его накоплений вкладывать в Европе, 20-40 - в Америке и 10-30 - в Азии и Океании. При этом 50-70 процентов накоплений НФН предписано вкладывать лишь в бумаги с фиксированным доходом (как правило, облигации), и лишь 30-50 процентов - в более рискованные корпоративные акции с "плавающей" прибыльностью.
Согласно "норвежской модели" доверительное управление НФ в Казахстане осуществляет Национальный банк республики. В договоре "О доверительном управлении Национальным фондом Республики Казахстан" говорится, что "Нацбанк в целях сохранности активов Нацфонда, поддержания достаточного уровня ликвидности активов и обеспечения достаточно высокого уровня доходности активов в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска осуществляет инвестиционные операции, включая передачу части НФ под управление надежным внешним управляющим и зачисляет в НФ инвестиционный доход от его управления. При этом Нацбанк имеет право на получение ежеквартального вознаграждения под фиксированную ставку в размере 0,075 процента годовых от среднемесячной рыночной стоимости НФ в течение отчетного квартала, за исключением активов НФ, находящихся во внешнем управлении, и возмещение расходов понесенных им в процессе исполнения своих обязательств по договору. Нацбанк обязан информировать Правительство о выборе каждого внешнего управляющего НФ и кастодиана для хранения НФ, предоставлять Правительству утвержденные правлением Нацбанка ежеквартальные и годовые отчеты о результатах доверительного управления НФ, содержащие информацию о рыночной стоимости НФ, доходности по операциям, совершенным с НФ, размере полученного дохода за отчетный период, составе портфеля НФ, текущем значении риска изменения процентных ставок." К тому же добавим, что Нацбанк разрабатывает инвестиционную стратегию, устанавливающую порядок осуществления инвестиционных операций НФ и несет ответственность за убытки, причиненные ему.
Совет по управлению Национальным фондом рассматривает концептуальные подходы в использовании фонда, одобряет предложения по объемам и направлениям использования фонда, а также рассматривает и одобряет годовой отчет о формировании и использовании средств фонда. Правительство РК при управлении фондом: разрабатывает и утверждает правила составления отчетности, порядок зачисления денег в фонд и использования средств фонда; разрабатывает, совместно с Национальным банком, и утверждает график представления информационных материалов и финансовой отчетности по деятельности, связанной с управлением фондом; обеспечивает представление отчета о формировании и использовании фонда Президенту и информации о деятельности по формированию и использованию фонда Парламенту Республики Казахстан. В обязанности Правительства входит и ряд других функций, которые до минимума должны снизить риски деятельности НФ.
Ежегодно на основании конкурса, проводимого Министерством финансов РК от имени Правительства, заключается договор с внешним аудитором, роль которого, начиная с 2001 года, выполняет аудитор из "Большой Четверки" - компания "Эрнст энд Янг". Деятельность фонда достаточно прозрачна и открыта. Ежеквартально публикуется информация о состоянии активов Национального фонда.
Так, на июньском Совете по управлению НФ, который прошел под председательством Президента Нурсултана Назарбаева, были заслушаны доклад министра финансов А. Дунаева о формировании и использовании НФ РК за 2003 год с заключением независимого внешнего аудитора ТОО "Эрнст энд Янг Казахстан" и председателя Нацбанка А. Сайденова о проведенной работе по доверительному управлению фондом. На заседании прозвучали такие данные: на 1 января 2004 года чистые активы фонда составили 527 917 412 тыс. тенге, в том числе поступление в фонд за 2003 год - 229 551 299 тыс. тенге. Источниками формирования фонда в 2003 году явились сверхплановые налоговые платежи от организаций сырьевого сектора, официальные трансферты из республиканского бюджета, инвестиционные доходы от управления фондом, иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан, и средства от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность. Основная доля поступлений в истекшем году, как отмечалось на заседании, сформирована за счет сверхплановых поступлений от организаций сырьевого сектора. Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2003 год" утверждены годовые объемы поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора в сумме 124 967 316 тыс. тенге. По состоянию на 1 января 2004 года, фактически от организаций сырьевого сектора поступило 248 582 658 тыс. тенге, из них сумма поступлений в фонд от организаций сырьевого сектора составила 123 615 342 тыс. тенге.
Нацбанком страны периодически проводилась конвертация поступающих сумм в доллары США, которые были зачислены на счет фонда в иностранной валюте для последующего инвестирования в зарубежные финансовые инструменты.
Со счета фонда за отчетный период произведены расходы, связанные с управлением фонда, в общей сумме 428 434 тыс. тенге.
Что же касается активов стабилизационного портфеля - 31,09 процента, то они были размещены в инструменты денежного рынка и в облигации. Активы сберегательного портфеля - 68,91 процента - фонда были размещены в инструменты денежного рынка, в ценные бумаги и акции. Инвестиционный доход по операциям фонда составил 4 043 647 тыс. тенге, что подтверждено результатами аудита Национального фонда.
Учитывая, что ситуация на нефтяных рынках мира весьма нестабильная, а цена как маятник отклоняется из одной стороны в другую, мало кто из финансовых аналитиков готов дать стопроцентный прогноз. И поэтому сегодня можно с уверенностью сказать только одно: нефтяной сектор на ближайшие полвека будет основным поставщиком для НФ. Другой вопрос - есть ли потолок у Национального фонда и каков оптимальный вариант для его объемов? В 2001 году в НФ было вложено 1,2 млрд. долларов, в 2002 году - 700 млн. долларов, и в 2003 году - 1,7 млрд. (или 47,5 процента) от общего объема рыночной стоимости активов фонда. Как видно, прошлый год оказался самым значительным по объемам поступления средств в активы Нацфонда.
Причем основная доля поступлений сформирована за счет сверхплановых "отчислений" организаций сырьевого сектора. Это - сверхплановый корпоративный налог определенных Правительством компаний "CNPC-Актобемунайгаз", "Казахойл-Эмба", ТШО, "Карачаганак Петролеум", "Мангистаумунайгаз", "Узеньмунайгаз", "Каражанбасмунай", "БП Казахстан Лимитед". Также "Мангистаумунайгаз", "Узеньмунайгаз" и "Каражанбасмунай" отчисляют в фонд и сверхплановый роялти. Прогнозировали, что эти предприятия должны будут обеспечить доходную часть республиканского бюджета на 125 млрд. тенге, тогда как фактически через налоги они дали 248,5 млрд. тенге. Бюджет, как известно, ориентировался на налоги добывающих компаний с цены 19 долларов за баррель. Реально же нефть в прошлом году продавали в среднем за 28,9 доллара. К тому же добавим еще выручку от проданных госпакетов акций ОАО "CNPC-Актобемунайгаз" и ОАО "Казахмыс".
Определяя оптимальный показатель активов стабилизационного портфеля, министр финансов РК А. Дунаев считает, что следует исходить из среднегодовых расходов государственного бюджета за последние 3-4 года и прибавить к ним правительственный долг. Если госбюджет в среднем равен порядка 7,4 млрд. долларов, а правительственный внешний долг составляет 4 млрд. долларов, плюс внутренний и гарантированный Правительством долг - 500 млн. долларов, то получится почти 12 млрд. долларов. Это только стабилизационные деньги фонда.
И еще интересная арифметика, которую озвучил для прессы министр финансов сразу же после июньского совета. Для выполнения своей стабилизационной функции НФ должен иметь средств в этой части, как минимум, 20 процентов к ВВП, порядка 6-6,5 млрд. долларов. Сейчас же удельный вес казахстанского Национального фонда к ВВП со "своими" 3,7 млрд. долларов составляет 12 процентов. В то же время активы норвежского фонда по итогам прошлого года составили порядка 125 млрд. долларов, или 87,5 процента к ВВП, а средства кувейтского фонда в 2001 году превысили ВВП чуть ли не в два раза. Иными словами, устанавливать потолок Нацфонду нет резона. Другое дело, заявил А. Дунаев, что Правительству и Нацбанку нужно будет обсудить соотношение двух портфелей НФ.
Не будем забывать, что любой НФ - это всего лишь форма, содержание которой может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Международный валютный фонд, анализируя работу большинства национальных, в том числе нефтяных, фондов мира признал наиболее успешным опыт Норвегии, Аляски, Кувейта и Чили как стран, добившихся разумного сочетания накопительных и стабилизационных функций своих фондов. Руководитель группы анализа МВФ Уго Фасано счел необходимым предупредить, "... что нефтяной фонд стабилизации доходов не может заменить грамотное финансовое управление, а успех либо неудача может в равной степени объясняться как финансовой дисциплиной в стране, так и управлением фондом. Поэтому неудивительно, что схемы стабилизации работают более успешно в странах, подверженных финансовой дисциплине и грамотному макроэкономическому управлению". Так что любой фонд - не панацея, а всего лишь подспорье.
Итак, сегодня деньги в казахстанском НФ есть, и они реальны - фонд аккумулировал 3,7 млрд. долларов. И теперь встают другие и не менее актуальные вопросы: как сберечь, приумножить и правильно использовать доходы от углеводородного сырья? В дискуссии вокруг НФ ставится и другой вопрос: помимо накопительной и стабилизационной функции придать фонду еще и инвестиционную составляющую. Правда, некоторые политики в своей предвыборной риторике предлагают деньги Национального фонда поделить между всеми казахстанцами.
Так, в предвыборной платформе "Ак жола" говорится о том, что "75 процентов налогов от предприятий сырьевого сектора, носящих характер природной ренты, ежеквартально перечисляются гражданам страны непосредственно на их персональные счета. Для юных граждан эти поступления будут накапливаться до достижения ими совершеннолетия, а 25 процентов вышеуказанных налогов поступают в Национальный фонд, который должен выполнять только накопительную функцию для будущих поколений. Половина активов Нацфонда инвестируется в развитие инфраструктуры и человеческих ресурсов страны..."
В предвыборной платформе блока Аист говорится о том, что необходимо разработать закон о Национальном фонде. "Аисты" считают, что "в настоящее время деятельность Национального фонда (НФ) регулируется указом Президента Республики Казахстан и практически не подотчетна обществу. В соответствии с действующим бюджетным законодательством деятельность НФ направлена в основном на выполнение стабилизационной и сберегательной функций.
Мы считаем, что в условиях перехода на траекторию устойчивого развития этих функций недостаточно. Следует придать НФ инвестиционную функцию - инвестирование на возвратной основе крупных проектов с большим мультипликативным эффектом. Внесение изменений и дополнений в закон будет содействовать реализации стратегии индустриально-инновационного развития, повысит эффективность использования доходов страны от сырьевого сектора экономики, а также обеспечит прозрачность взаимоотношений добывающих компаний и Правительства страны, усилит их подконтрольность обществу..."
В ходе работы "круглого стола", проводимого в рамках проекта "Мониторинг формирования и использования доходов от сырьевых секторов РК", директор Центра анализа общественных проблем РК Меруерт Махмутова также заявила, что "для Казахстана было бы важно, чтобы определенная часть средств Нацфонда инвестировалась на внутреннем рынке". Анализируя инвестиционный доход НФ, она пояснила, что при увеличении активов в два раза доходов начислено в два раза меньше. "Это значит, что-то не так с инвестиционной стратегией нашего Нацфонда", - таково мнение Меруерт Махмутовой.
Сторонники инвестиций средств НФ в отечественную экономику взамен на вкладывание средств в ценные бумаги иностранных государств приводят аргумент: доходность вложенных за рубежом средств фонда составила не более двух процентов, тогда как процентные ставки по кредитам внутри Казахстана составляют не менее 9 процентов. При этом напрочь забывается такой факт, что хранение денег будущего поколения и стабилизационных денег в ценных бумагах развитых государств обусловлено высокой гарантией их сохранности.
Не менее актуален вопрос о том, сможет ли само государство гарантировать, что инвестиции НФ будут эффективными как с точки зрения производственного развития, так и возвратности этих средств. Во всяком случае, отечественные эксперты и аналитики не сбрасывают со счетов и этот аргумент. Как и тот, что накопленная в НФ сумма не так уж и велика, как пытаются представить некоторые. Достаточно представить, что цена нефти упала до 10 долларов за баррель и... Если у Правительства не будет других источников поддержания дефицита, то накопленных средств хватит на поддержание двух, максимум трех годовых бюджетов.
Ну а пока... пока доходность активов НФ в прошлом году составила 8,69 процента годовых. Как передают западные информагентства, Нацбанк и Минфин в сентябре определят, какой должна быть доля акций в портфеле фонда, а затем, в случае необходимости, привлечь новых внешних управляющих. Большей частью активов Нацфонда Казахстана, по словам зампреда Нацбанка Аскара Елемесова, управляют "ABN AMRO Bank", "State Street Bank", "Deutche Bank", "BNP Paribas", "Citibank" и HSBC.
Сегодня вопрос функционирования НФ становится политическим. Особое недоумение вызывает предложение поделить все деньги фонда между казахстанцами. Выступая на казахстанском телевидении, министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов заявил, что средства НФ - это не только достояние наше сегодняшнее, но и достояние наших детей и, может быть, и внуков. Такой подход, заявил министр, во-первых, породит в обществе иждивенческие настроения, во-вторых, лишит страну финансовых ресурсов на случай экономического кризиса, и, в-третьих, создаст серьезный дисбаланс в накопительной системе фонда.
Объем средств НФ к концу 2005 года составит 5 млрд. долларов - таков прогноз министерства экономики и бюджетного планирования. Основным источником поступлений в Нацфонд в 2005-2007 годах "по-прежнему остаются сверхпоступления от налогов - разница между мировой ценой на нефть и постоянной расчетной ценой 19 долларов за баррель". Таким образом, в 2005 году в Нацфонд поступит 18,3 млрд. тенге, в 2006 году - 18,8 млрд., в 2007 году - 19,2 млрд. тенге. В 2007 году средства НФ составят более 6 млрд. долларов.
Что же касается оптимального объема средств НФ, то он, по мнению министра финансов РК Армана Дунаева, должен составлять более 11 млрд. долларов. При этом он подчеркнул, что, говоря об оптимальном объеме средств НФ, "нужно исходить из той конкретной миссии, которую Нацфонд выполняет". При этом министр подчеркнул, что вопрос оптимального объема средств НФ найдет свое отражение в концепции Национального фонда. Она должна появиться в сентябре.
Сегодня вокруг фонда скрещивают шпаги как модные эксперты-рыночники, так и партийные пиарщики. Фонд стал выгодным брендом, на котором каждая из сторон пытается получить свой предвыборный гешефт. Причем большинство стараются найти способ и метод, как поделить уже накопленные средства. И только немногие - как приумножить. |