Марк АЙСБЕРГ, Адыльхан НУСУПОВ, "Экспресс-К", 28 января
Любимый афоризм профессионалов по разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни банален: "Нельзя загонять нарыв внутрь". Придерживаясь медицинской же терминологии, ответим: "А лезть грязными руками в любую рану - это значит гарантированно вызвать сепсис, то есть общее заражение крови". Ну а насчет чистоты ручек у таких специалистов сомневаться не приходится… Типичным образчиком такого рода профессионализма, на наш взгляд, является книга Марты Брилл Олкотт "Казахстан - непройденный путь". Правда, фонды, спонсировавшие выпуск книги, на всякий случай дистанцировались, оговорив, что в книге отражены только личные взгляды автора, а фонды - ни при чем. Что же узнает любой иностранец, прочтя эту книгу о нашей стране? Природных ресурсов у нее много, народу мало, демократии нет, все коррумпировано. Но, Бог даст, скоро там начнется хорошая заварушка на этнической и религиозной почве. И вот тогда-то в этой несчастной стране, возможно, установится демократия. Наша любезная Марта не оставляет иллюзий казахстанцам относительно их места в жизни - она начинает опус со сравнения нас с одним из, видимо, самых развитых и демократичных государств мира - Нигерией! "В некоторых отношениях Казахстану не так повезло, как Нигерии,- сокрушается автор (выделено нами. - Авт.), - поскольку он не имеет выхода к морю и вступил в эпоху независимости в очень непростых условиях. По сравнению с Нигерией наследие колониального правления в Казахстане носит гораздо более неоднозначный характер… И все же Казахстан начал свое существование в качестве независимого государства, уже имея целый ряд преимуществ как в человеческих, так и природных ресурсах". И на том, как говорится, спасибо, дорогая Марта! В предисловии скромно-горделиво сообщается, что автор занималась изучением нашей страны десять лет. Дескать, не с кондачка она написана. Однако, несмотря на столь тщательную подготовку, едва ли можно считать этот опус серьезным аналитическим трудом. И дело даже не в позиции автора. На наш взгляд, эта книга представляет "смесь французского с нижегородским": статистические данные, реальные факты смешаны с какими-то явно услышанными краем уха сведениями и небылицами. Да и с фактами частенько бывают откровенные ляпы: скажем, описывая смену руководства духовного управления мусульман в 2000 году (приход нового верховного муфтия Дербесалиева), Олкотт далее на голубом глазу сообщает, что еще в 1991 году на муфтия Дербесалиева покушались деятели партии "Алаш"! Впрочем, Олкотт оговаривается: "Ни одна книга не может вместить всеобъемлющую картину всех сложностей, связанных с построением государства в такой большой, богатой ресурсами и многонациональной стране, как Казахстан. В своей работе я опираюсь на более чем двадцатипятилетний опыт изучения этой бывшей советской республики и ее народа…". Между тем одна из глав книги носит симптоматичное название: "Расколотое общество" О чем же в первую очередь сожалеет автор? А вот о чем: "В период чрезвычайного политического и экономического напряжения население Казахстана проявляло поразительное терпение. В стране не случилось ни вооруженных конфликтов, ни связанных с насилием демонстраций". Это очень нам напоминает диалог гробовых дел мастера Безенчука ("Двенадцать стульев"), который с плохо скрываемой надеждой осведомляется у Кисы Воробьянинова о здоровье его больной тещи. - Да жива, жива она, что с ней сделается! - с горечью отвечает Киса. Вот и автор с горечью констатирует, что упертый казахстанский народ не желает затевать гражданскую войну или, на худой конец, сколь-нибудь приличные беспорядки. И мы ее отлично понимаем: тут бы на авансцене скромно-горделиво появились бы "миротворцы" со звездно-полосатым флагом, а сверху миролюбиво помахивали бы нам крылатые ракеты и бомбардировщики "Стелс"… Вообще чувствуется, что любимый конек Олкотт, несомненно, этнические проблемы. Вернее, желание в них хорошенько покопаться умелыми ручками. Да вот и в сведениях об авторе говорится: "Марта Брилл Олкотт - специалист по вопросам Центральной Азии и Каспийского региона, а также по межнациональным отношениям в бывших советских государствах." К тому же автор, по всей видимости, не успела забыть времена тридцатилетней давности, когда еще в США чернокожие американцы официально считались не совсем полноценными людьми. И потому она не перестает удивляться, что в Казахстане (для нее страна уровня Нигерии) до сих пор не случилось резни на межнациональной почве. Автор как бы даже сожалеет об этом, но надежда на "благоприятный" исход не покидает ее: "Идет интенсивное расслоение общества на сельских и городских жителей, пожилых людей и молодежь, жителей севера и юга, казахов и неказахов - и это лишь некоторые из основных линий раскола". У читателя чувство надвигающегося апокалипсиса нарастает: по Олкотт, страну погубят оралманы, возрождение казахского языка и ислама. Для Олкотт очевидное право любой страны принимать на историческую родину своих соплеменников является проявлением казахского национализма и стремлением сделать страну мононациональной! То есть, если Германия принимает всех немцев, Греция - греков, Израиль - евреев, а Россия - русских, это нормально. А если казахи едут домой, это диктатор Назарбаев потихоньку делает страну мононациональной, ату его! Ну а общепринятое во всем мире правило - язык титульной нации непременно является государственным - вызывает у мадам ярость. Да как смеют какие-то нигери… виноват, казахи помышлять об этом?! И мы ее прекрасно понимаем: где аборигены Северной Америки - всякие там навахо, сиу, апачи и т.д.? Вот если бы и в Казахстане английский стал государственным, то как бы это было выгодно всем! В первую очередь местным - их свободно бы брали на работу в американские нефтяные компании. И наконец, Олкотт без обиняков ставит знак равенства между исламом и экстремизмом и с тревогой говорит о том, что растет число верующих казахов в стране, а это у-у-у! То есть, если американец ходит в протестантскую или католическую церковь, то это - свобода совести, а если казах совершает намаз - это, как минимум, подготовка к экстремистской вылазке или, спаси Аллах, приготовление к теракту. Ну а с такими проблемами Казахстану не выжить. Прочтет эту книжку американский бизнесмен, собирающийся вложить деньги в Казахстан, и скажет: "Ну ее на фиг, такую страну! Там с каждым годом растет число ваххабитов среди коренного населения и вот-вот грянут межнациональные разборки. Вложу-ка я лучше деньги в Китай". Ну и какой не ведомый Казахстану путь зовет нас пройти Марта? |