NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 12:55 ast
10:55 msk

Административный ресурс
Внебрачный сын переходного периода
22.10.2004 / политика и общество

Сергей Слободчук, www.glavred.info, 21 октября

Освещение такого явления как административный ресурс в странах бывшего СССР сродни отношению Альхена из "Золотого теленка" к воровству государственного имущества.

Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.
Ильф и Петров "Двенадцать стульев"

Освещение такого явления как административный ресурс в странах бывшего СССР сродни отношению Альхена из "Золотого теленка" к воровству государственного имущества. Как Вы помните, его раздирали жажда наживы и собственная совесть. Судя по интервью и высказываниям политиков и госчиновников стран бывшего СССР, то все они поголовно не только всячески отрицают использование админресурса, но и отвергают его существование вообще. С другой стороны, массовое отрицание этого явления со стороны власть предержащих только укрепляет нас, рядовых избирателей в мнении, что таковое средство не только существует, но и активно используется.
Можно до бесконечности рассматривать и изучать все новые и новые случаи применения АР, стили и методы его применения. Каждая новая избирательная кампания добавит в этот список все новые и новые факты.
Гораздо интереснее проанализировать, почему он является востребованным, каковы мотивы и истоки его возникновения, а также стратегические перспективы и угрозы его существования.

По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых
всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то
самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, тверже и
радикальнее.
Виктор Пелевин "Generation P"

У нас в стране, Слава Богу, административного ресурса нет. Если верить заявлениям некоторых публичных политиков провластного лагеря. Посмотрим, как с этим делом в бывших братских странах социалистического лагеря, ныне – государствах, уверенно шагающих к построению демократической системы правления.
Нет, все-таки, подумайте, в каких парадоксальных странах живут наши бывшие сограждане! Уровень жизни населения – чуть хуже Зимбабве и чуть лучше Непала, но лицом государства стабильно остаются одни и те же люди. Казалось бы, выборы – лучший способ показать действующей власти красную карточку и обновить всю властную систему сверху донизу. Но не тут-то было! Наступает время выборов или референдумов, и в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и т.д. народ чуть ли не строем движется к избирательным урнам и выдает еще один кредит доверия действующей власти. Причем никто никогда этот кредит народу не возвращает, а сумасшедшие проценты за этот кредит народ сам же и платит. В каких-то Америках и даже Польшах выборы каждый раз приводят к власти новых руководителей, а у нас, видимо, все настолько хорошо, что перемены нам не нужны.
Итак, какой основной мотив использования АР для получения нужного результата на выборах? Он очевиден. Это – категорическое нежелание власти обновляться. При отсутствии системы "власть - оппозиция" потеря властных полномочий для чиновника любого ранга – это катастрофа. Обратим свой взгляд на страны развитой демократии. Сложившаяся партийная система (США - демократы – республиканцы, Великобритания - консерваторы, либералы, лейбористы, Франция – социалисты, "Союз за народное движение", маргинальные партии, из которых какое-то влияние представляет разве что "Национальный фронт" Ле Пена) при условии победы одной из партий на выборах оставляет для остальных право перейти в оппозицию. Оппозиция обладает пусть не такими широкими, но все же ощутимыми возможностями влияния на государственную политику и параллельно обеспечивает себе задел на следующие выборы, используя промахи, недочеты и ошибки действующей власти для критики и разработки будущей предвыборной программы.
Для стран постсоветского пространства исключение партии (политика, чиновника) из властной пирамиды оставляет ничтожные шансы для последующего хотя бы мизерного участия в политической жизни. В лучшем случае – это исключение из информационного пространства и появление в новостях в четко обозначенном негативном контексте без синхрона. Для полноты картины не хватает только надписи в стиле "Они мешают нам жить" поперек экрана или газетной страницы.
Искушение применять в избирательном процессе админресурс существует и будет существовать до тех пор, пока исполнительная вертикаль и органы самоуправления обладают властными полномочиями. И до тех пор, пока отсутствует контроль общества за исполнением этих властных полномочий, всегда будет искушение распорядиться ими в свою пользу, тем более, что это осуществляется за счет за счет бюджетных средств. В аспекте выборов админресурс – это определенный пакет голосов избирателей, который достанется самому удачливому из кандидатов.
Как это ни смешно, но в АР тоже есть своя конкуренция. Наивно думать, что достаточно получить высочайшее одобрение и "правильный кандидат" либо партия (блок) получают необходимое количество голосов. Если обратить внимание на результаты выборов в Украине, России, других соседних странах, то увидим, что далеко не всегда победу по спискам и мажоритарным округам одержали одобренные властью субъекты избирательного процесса. Конкуренция в АР выражается в том, что выигрывает тот кандидат, который сумеет замкнуть на себе интересы обладминистрации, районных администрация, мэров городов, милиции и т.д. А также интересы самых влиятельных финансово-промышленных групп. Тогда можно говорить об эффективном действии АР.
На чем же держится сила админресурса:
Очень узкая прослойка людей, которых принято называть "средним классом". Средний класс в условиях постсоветской действительности представляет собой активную группу людей, которые достигли своего положения за счет собственных усилий и часто не благодаря, а вопреки действующей власти. Они обладают собственными политическими взглядами, которые далеко не всегда совпадают с "политикой партии". Независимость в материальном плане неминуемо приводит к независимости в политических взнглядах, а значит, и в волеизъявлении.
Безнаказанность субъектов АР – количество законов никоим образом не влияет на практику их применения, если общество фактически живет в правовом вакууме, когда действующее законодательство применяется только тогда, если это выгодно политически значимым субъектам. Добавим сюда отсутствие независимой судебной системы.
Круговая порука всех участников АР– без нее АР невозможен. И она будет существовать до тех пор, пока не будет построена эффективная система ответственности любого должностного лица за свои действия. Перед народом, избирателями и т.д. Пока действие государственной системы строится на принципе личной лояльности перед вышестоящими руководителями, круговая порука бессмертна. Государственный чиновник прекрасно понимает, что его нахождение на занимаемом посту зависит не от эффективности и целесообразности принимаемых решений, а от лояльности и благосклонного отношения нескольких вышестоящих лиц в государстве. Поэтому и действует соответственно, демонстрируя эту самую лояльность и зарабатывая такое отношение.
Политологи, социологи давно отметили тот факт, что админресурс работает эффективнее всего:
- в регионах с низким уровнем жизни населения. В первую очередь это сельская местность и депрессивные регионы, экономика которых убыточна, живущие на бюджетные дотации.
- при выборах по мажоритарным округам.
Логично, что идеальный случай для применения админресурса – это сельсикй мажоритарный округ либо мажоритарка в составе депрессивного региона.
Это обусловлено двумя главными причинами:
- во-первых, минимум каналов информации, вследствие чего население получает только ту информацию, которая отображает официальную точку зрения. Население является аполитичным, так как занято борьбой за выживание.
- во-вторых, очень высокая степень зависимости от властных структур, будь то председатель колхоза или глава сельсовета, мэр небольшого города, начальник правоохранительных органов и т.д. Банальный пример – председатель колхоза завтра не даст пенсионерам зерна или не привезет дров, если не проголосуют "как надо". Что ближе для бабушек – дрова на зиму или галочка в бюллетене за политика, программу которого они не читали и деятельность которого им непонятна?

Но поскольку законы устанавливаю я, то я могу и
нарушать их. Причем безнаказанно, - прибавил Мустафа, поворачиваясь к Бернарду.
- Чего, увы, о вас не скажешь.
Олдос Хаксли, "О, дивный новый мир"

Если говорить экономическими категориями, то АР – это ничто иное, как монополия на государственную власть.
Хочется верить, что решающая роль АР на выборах – не более, чем досадная случайность переходного периода. С развитием гражданского общества, стабильной партийной системы и хотя бы слабого подобия правопорядка он обречен, если не исчезнуть, то быть сведенным к минимуму. Гораздо хуже второй вариант – превращение выборов в фикцию для сохранения подобия демократической формы правления. По этому пути уверенно идут (если уже не пришли) Россия, Беларусь, Казахстан, да, пожалуй, и все азиатские республики. Закономерный результат – построение диктатуры, а будет это диктатура кланово – олигархическая или диктатура одного человека, уже не важно. В Парагвае времен генерала Стресснера, выборы тоже проводились и парламент тоже функционировал. Генерал лично определял, сколько мизерных процентов наберут оппозиционные партии и кто из них получит право находиться в законодательном органе. Все равно этот орган ни на что в стране не влиял, зато Альфредо Стресснер с чувством собственной гордости мог заявлять, что живет в демократической стране. И он был по-своему прав. Только демократия и законы в этой стране существовали для него одного.
На самом деле, АР не настолько могущественный способ как его пытаются представить. Уже сейчас можно обозначить ряд существующих и потенциальных угроз его существования.
Угроза первая – Человеческий фактор. У этой медали две стороны. Скажем, низкий уровень исполнителей при проведении фальсификации можно компенсировать абсолютной безнаказанностью их действий. С другой стороны, практика показывает, что силы, заинтересованные в победе на выборах, имеют возможность повлиять на их результат с помощью подготовленных и опытных наблюдателей, грамотной команды юристов, освещения нарушений в СМИ, обращения в суды и международные организации.
Угроза вторая – Отсутствие обратной связи. Независимо оттого, удастся или не удастся обеспечить необходимое количество голосов в поддержку "правильного" кандидата либо партийного списка, "наверх" в любом случае будет отрапортовано о выполнении поставленной задачи. Если будет обеспечен необходимый результат, ответственное лицо всегда может приписать все заслуги себе. А если случится полный провал, то талантливый бюрократ найдет для объяснения этого тысячу причин, одна убедительнее другой. В любом случае, объективная информация по цепочке "снизу-наверх" никогда передана не будет. Никто не захочет рубить сук, на котором сидит.
Угроза третья и самая опасная – конкуренция. С развитием частного бизнеса, появлением новых финансово-промышленных группировок закономерно возрастает конкуренция в экономической сфере. А поскольку политическая система является надстройкой над системой экономической, то закономерно происходит усиление конкуренции в политике.
Рассмотрим, какие существующие сегодня в Украине партии могут обоснованно претендовать получение 3% голосов на парламентских выборах 2006 года, и каким кадровым и административным ресурсом они для этого обладают.
Партия "Возрождение" - объединяет преимущественно работников транспортной сферы, "Единство" - работников бюджетной сферы столицы, Партия регионов – наиболее массовый кадровый и административный потенциал сосредоточен в областях восточной части страны. Еще есть Народная аграрная партия, Селянская партия, СДПУ (о), Народно-демократическая, Партия промышленников и предпринимателей, "Единая Украина". Без сомнения, амбиции руководителей и членов этих политических структур направлены на делегирование своих представителей в парламент и исполнительную власть. Наличие такого количества политструктур говорит не только о конкуренции в среде провластных партий, но и о раскалывании админресурса на несколько неравномерных частей. А ведь есть еще и оппозиционные партии и блоки, которые представляют интересы влиятельных экономических субъектов, претендуют на места в парламенте и опираются на протестный в отношении власти электорат.
Если админресурс – это определенный пакет голосов избирателей, который коллегиальным решением присуждается определенному кандидату или политической силе, то не надо быть Эйнштейном, чтобы понять: на всех этого пакета не хватит.

Где Закон не защищает бизнес - там бизнес показывает
Закону, кто такая мать Кузьмы и
кто платит за музыку, под которую Закон пляшет.
Михаил Веллер "Легенда о родоначальнике фарцовки Фиме Бляйшице"

Необходимо также обратить внимание на еще один неправовой фактор влияния на выбор избирателей, который условно назовем "ресурс бизнес-структур". Этот ресурс может использоваться как составляющая административного, но представляет потенциальную опасность перерасти в конкурента админресурсу.
Стандартной ситуацией является случай, когда руководитель или собственник крупного предприятия открыто демонстрирует поддержку определенной политической силе, которая сводится не только к агитации, но и к прямому указанию работникам предприятия за кого голосовать с последующими штрафными санкциями в случае невыполнения.
В том случае, когда выбор властной вертикали и ресурса бизнес – структур совпадают, этот ресурс является одним из элементов механизма админресурса.
Когда возникает конфликт интересов между центральной (местной) властью и собственником предприятия, крупный бизнес – ресурс способен повлиять на результаты выборов не хуже ресурса исполнительной вертикали.
Неверно было бы считать административный ресурс абсолютным злом. Это – закономерное явление, присущее любой недемократической стране. Другой вопрос, что одни страны успешно преодолели переходный период и создали действенную систему сменяемости и ответственности власти, а в других, по выражению директора Независимого института выборов (Российская Федерация) Александра Иванченко "Административный ресурс сожрал демократию … сожрал народовластие, местное самоуправление, выборы и все другие формы самоорганизации граждан на низовом уровне. Эта болезнь - административный ресурс - представляет собой монополию "партии власти", одной власти. Она сжирает и страну, как сожрала в свое время Советский Союз".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр Казахстана и Президент Татарстана обсудили вопросы дальнейшего двустороннего сотрудничества 29.10.2004
Введение земельных аукционов не влияет на рост цен на рынке недвижимости 29.10.2004
Каталог мер доверия СВМДА 29.10.2004
Глазок демократии 29.10.2004
За "нашего сукина сына"! 29.10.2004
Сейм Латвии свалил правительство 29.10.2004
Сергея Багапша признали победителем президентских выборов в Абхазии 29.10.2004
Европа трещит по швам 29.10.2004
В борьбе с наркоманией, помимо карательных, необходимы и превентивные меры 29.10.2004
Мажилис одобрил в первом чтении поправки в налоговое законодательство 28.10.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz