Андрей ЛУКИН, заместитель председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, полковник финансовой полиции, "Казахстанская правда", 5 января
Снижение уровня коррупции во всех сферах общества - такова главная цель Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, утвержденной в декабре прошлого года указом Главы государства.
Следует сказать, что этот документ служит дальнейшей реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Послания Президента народу Казахстана, а также является логическим продолжением президентского Указа от 14 апреля 2005 года "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц".
Реализация программы включает два этапа. На первом (2006-2008 годы) предусмотрено завершить разграничение полномочий и осуществить поэтапную передачу функций центральных государственных органов на места в таких сферах, как охрана окружающей среды, сельское хозяйство, регулирование земельных отношений. В этих целях будут внесены изменения и дополнения в 32 законодательных акта, в частности в Кодекс об административных правонарушениях, Земельный и Водный кодексы, Закон "Об охране окружающей среды" и другие.
Будет продолжена оптимизация разрешительных и административных полномочий в девяти министерствах и ведомствах путем сокращения около 40 лицензионных и разрешительных видов деятельности (например, адвокатской и нотариальной, таможенных режимов свободного склада и магазина беспошлинной торговли и т. д.). А введение правового регулирования процессов лоббирования, вовлечение в антикоррупционную деятельность организаций гражданского общества обеспечит дальнейшее укрепление социальной и политической стабильности в стране за счет роста доверия к государственной власти.
Второй этап (2009-2010 годы) предполагает рост активности неправительственных организаций, политических партий и общественных объединений в проведении антикоррупционной политики, создание условий для продолжения роста экономики, улучшения инвестиционного климата, расширение международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией, укрепление престижа государства на международной арене.
Следует подчеркнуть, что на данном этапе будет осуществлена четкая правовая регламентация форм и механизмов взаимодействия государственных органов, предпринимателей и граждан, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременности их исполнения. Запланировано внедрение системы противодействия легализации доходов на основе мониторинга финансовой деятельности и создания единой информационной системы и базы данных. Информация о сомнительных финансовых сделках будет направляться в правоохранительные органы для проверки и принятия мер.
Особое внимание уделено международному сотрудничеству. Комплекс предусмотренных мер включает международный обмен информацией о фирмах и предпринимателях, замешанных в коррупционных преступлениях; заключение соглашений о взаимной правовой помощи по уголовным делам, выдаче лиц и возвращении активов, а также об оказании содействия в обучении сотрудников правоохранительных органов; проведение работы, направленной на присоединение к антикоррупционным международным конвенциям.
Для приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами предполагается внести изменения и дополнения в уголовное законодательство, а именно: предусмотреть уголовную ответственность юридических лиц, в том числе за совершение коррупционных преступлений. Так, за совершенные преступления привлекают отдельных руководителей юридических лиц, а собственно юридические лица не отвечают имуществом за нанесенный ущерб государству. Предполагается ввести уголовную ответственность за получение взятки должностными лицами иностранных государств и международных организаций, а также за получение взятки в пользу третьих лиц. При этом необходимо законодательно закрепить норму, обязывающую осужденного за коррупционные преступления доказывать законность происхождения своего имущества и доходов, а также имущества, находящегося в его пользовании.
В отличие от предыдущей антикоррупционной программы новеллами нынешней являются: обеспечение активного участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на основе введения механизмов общественного влияния на деятельность органов государственного управления. Укрепление института защиты конфиденциальности источников информации, а также свидетелей и лиц, информирующих о фактах коррупционных преступлений. Правовое регулирование конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей на государственной службе.
Основополагающим моментом в борьбе с коррупцией является устранение причин, порождающих коррупционные правонарушения. Оперативно-следственная практика финансовой полиции показывает, что правонарушители активно используют в преступных целях существующие законодательные пробелы. Поэтому в качестве наиболее эффективных мер сокращения размеров "теневой" экономики в программе предусматривается совершенствование практики налогообложения наиболее криминогенных сфер.
Таким образом, программа позволит определить конкретные рубежи и перспективы в борьбе с коррупцией и достичь их в сжатые сроки. |