ru.government.kz, 28 сентября
Уважаемый Урал Байгунсович! Уважаемые депутаты! Основой для уточнения Прогноза социально-экономического развития страны на 2011 год послужили: 1 – увеличение прогнозируемой базы вследствие уточнения Агентством по статистике отчета по ВВП за 2010 год. 2 – итоги развития отраслей экономики в первом полугодии 2011 года, свидетельствующие о более динамичном развитии, чем ожидалось в начале года. 3 – ожидаемый более высокий уровень цен на энергоресурсы, сельскохозяйственную продукцию и металлы на мировых рынках по сравнению с 2010 годом. Учитывая, что в среднем за январь-август текущего года мировая цена на нефть Brent фактически составила 111,6 долларов США/баррель, прогноз мировой цены на нефть в 2011 году увеличен с 65 до 90 долларов США/баррель. Этот уровень учитывает риски возможного падения цен до конца года. С учетом вышеуказанных внутренних и внешних факторов, рост экономики в 2011 году оценивается на уровне 7,0 %, что на 2,0 п.п выше февральского прогноза (5,0%) и соответствует индикативным показателям роста экономики по поручению Главы государства. Объем промышленной продукции в 2011 году, по уточненной оценке, вырастет на 6,0 %, на 1,2 п.п. превысив ранее прогнозируемое значение. Росту промышленного производства будут способствовать прогнозируемый рост в горнодобывающей промышленности на 3,6 % и в обрабатывающей на 9,7 %. Объем добычи нефти по данным Министерства нефти и газа в 2011 году ожидается в объеме 81,0 млн. тонн (с ростом на 1,9% к 2010 году), как и предполагалось ранее. В строительстве объем работ в реальном выражении по оценке составит 102,5% к 2010 году, что на 2,5 п.п. выше предыдущих прогнозов. На фоне более высокого роста в реальном секторе уточнен в сторону увеличения прогноз по росту объемов торговли до 12,0 % (на 5,0 п.п. выше одобренного прогноза). Рост услуг транспорта по оценке сохранится на уровне 7,0%. Экспорт товаров в 2011 году по прогнозам составит 76,3 млрд. долларов США, что на 17,2 млрд. долларов выше по сравнению с одобренным прогнозом. Импорт товаров по прогнозам в 2011 году составит 38,4 млрд. долларов США, что на 4,6 млрд. долларов выше одобренного прогноза. Параметры по инфляции в 2011 году сохраняются в ранее прогнозируемом коридоре 6,0-8,0 % на конец года. На основе уточненных макропоказателей на 2011 год уточнены параметры бюджета. С учетом скорретированных показателей развития экономики прогнозируется 270,2 млрд. тенге дополнительных поступлений в государственный бюджет и 183,1 млрд. тенге в республиканский бюджет. Несмотря на увеличение дефицита республиканского бюджета в абсолютном выражении на 34,6 млрд. тенге до 730,4 млрд. тенге, к ВВП его уровень составит 2,8%, что ниже утвержденного показателя ввиду более высокого прогнозируемого объема ВВП. При этом, гарантированный трансферт из Национального фонда сохраняется в размере 1,2 трлн. тенге, в соответствии с Законом О гарантированном трансферте на 2011-2013 годы. С учетом прогнозируемых дополнительных доходов и увеличения дефицита, расходы государственного бюджета могут быть увеличены на 304,7 млрд. тенге до 6,0 трлн. тенге, расходы республиканского бюджета – на 217,7 млрд. тенге до 5,2 трлн. тенге. В целом корректировки расходной части бюджета направлены на реализацию приоритетных задач, поставленных Главой Государства перед Правительством. Основные приоритеты скорректированных бюджетных расходов в 2011 году: 1) Программа индустриализации. В рамках ее реализации дополнительно будут финансироваться мероприятия по программе "Производительность 2020", а также других отраслевых программ, принятых в реализацию Программы индустриализации, включая обеспечение экономики энергетической, транспортной инфраструктурой, создание специальных экономических зон. Также предусмотрены расходы на увеличение уставного капитала АО "СПК "Тобол" в целях реализации проекта по сборке автомобилей и др. 2) Модернизация социальной сферы. В данном направлении будут финансироваться мероприятия в рамках Государственной программы развития образования РК в частности, на развитие АО "Назарбаев Университет", Строительство Классического театра оперы и балета города Астаны, на развитие объектов спорта и туризма. 3) Улучшение условий жизни населения. В рамках данного направления дополнительно предусмотрены расходы на реализацию Программ "Жасыл даму" на 2010-2014 годы, "Нұрлы көш" и др. 4) Формирование точек роста. В рамках данного направления дополнительно предусмотрены расходы на реализацию проекта Новая транспортная система города Астаны (ЛРТ), строительство ТЭЦ-3, реконструкцию русла реки Ишим, Строительство "Гранд Астана" и ЖК "Турсын Астана" и др. Также на развитие транспортной инфраструктуры г.Алматы, сейсмоусиления объектов социальной сферы и др. 5) Повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций. В этом направлении скорректированы расходы, направленные на реализацию мер по укреплению обороноспособности, правопорядка и мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В проекте бюджета также учтены изменения в связи с передачей функций между государственными органами. Спасибо за внимание. |