Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 29 июня
На очередном заседании дискуссионного клуба "Эксперт" на тему "Народное IPO – действительно ли оно "народное"?" заместитель председателя правления АО "Фонд Национального благосостояния "Самрук-Казына" Куандык Бишимбаев отметил, что главной целью первичного размещения "голубых фишек" на казахстанском рынке является не привлечение как можно большего количества инвесторов и объемов денег, а модернизация республики в целом. По его мнению, в результате реализации этой программы в течение ближайших пяти лет в стране появится класс принципиально новых собственников, владеющих частью компаний. "Программа Народного IPO – это больше, чем просто программа вывода акций на фондовый рынок, если уж брать широко, это программа модернизации республики в целом, потому что мы создаем класс собственников. Причем не тот, который сегодня у нас есть, когда люди привыкли владеть недвижимостью, мы создаем принципиально новый класс собственников, – сказал Бишимбаев, открывая дискуссию. – Это программа, которая изменит людей в своем ментальном понимании, изменит их в своем отношении к экономике, к собственности, к своим правам, это будут люди совершенно новой формации, они будут участвовать на совсем ином принципиальном уровне в жизни страны". По его словам, правительство и фонд, понимая, какая ответственность на них лежит как на разработчиках, структурировали программу таким образом, чтобы максимально снивелировать риски и создать как можно больше преимуществ для частных акционеров. "Программа пятилетняя, выбор достаточно большой, мы не ограничиваемся одной компанией, если кому-то нравится участвовать в IPO "КазТрансОйла" или он чувствует, что это ему ближе и понятнее, он может участвовать в этом году, – пояснил Бишимбаев. – На следующий год мы выводим еще четыре компании – естественных монополистов с достаточно понятным денежным потоком. В третий-четвертый-пятый год программы также будут выводиться дополнительные компании. То есть мы делаем программу со среднесрочным упором, чтобы постепенно, от меньшего к большему люди получали опыт сначала на более стабильных компаниях, затем переходили к более сложным по структуре бизнеса". В конце концов потенциальные миноритарии (мелкие акционеры) получат доступ к тем компаниям, которые всегда интересуют покупателей больше всего – к компаниям сырьевого и нефтяного секторов. "То есть программа выстроена с постепенным усложнением и дает возможность каждому участвовать по мере его ощущения – насколько хорошо он понимает фондовый рынок", – подчеркнул зампред правления ФНБ. К другим принципиальным моментам программы он отнес участие в ней накопительных пенсионных фондов страны, что дает возможность увеличить как количество прогнозируемых привлеченных средств (объем привлечения от физлиц до сих пор прогнозируется на уровне 100 миллионов долларов, причем речь идет о консервативной оценке). В случае же с НПФ, по мнению Бишимбаева, речь может идти о миллиардах долларов инвестиций. "Это важно с точки зрения создания объема и ликвидности по пенсионным фондам, – отметил он. – Во-вторых, мы решаем проблему низкой доходности пенсионных активов: сегодня не все фонды могут компенсировать инфляцию, которая накапливается за период сбережений, народное IPO помогает решить и эту проблему. Важно это и с точки зрения того, что сегодня каждый работающий обязан вносить в пенсионную систему хоть какие-то отчисления, то есть опосредованно, через пенсионные фонды каждый работающий становится участником программы, если его фонд приобретает акции". Помимо этого НПФ являются долгосрочными игроками на фондовом рынке, они покупают и держат активы достаточно долго и в меньшей степени участвуют в спекуляциях, которые на рынке возможны. То есть способны выступить в роли определенной подушки безопасности, которая обеспечивала бы определенную стабильность на рынке. "Эти аспекты программы отвечают на большую часть критики в ее адрес, мы работаем сейчас по тарифной политике. И "КазТрансОйл" в этом отношении идеальная компания, потому что люди на самом деле не почувствуют увеличение тарифов этой компании на себе, – продолжил зампред правления ФНБ. – По КЕГОКу мы также оценивали ситуацию – там влияние тарифов на конечную стоимость электроэнергии в пределах 3-4 процентов, потому что он магистральный транзитер. Основной прирост дают региональные электросетевые компании. В целом позитивный сдвиг в понимании того, как монополист должен трансформироваться, становясь публичной компанией, у которой появляются акционеры, в правительстве есть", – заметил он. При этом законодательно уже прописано участие будущих миноритариев в деятельности компаний, акции которых они будут приобретать. Участники программы приобретают право участвовать в общем собрании акционеров, голосовать по его повестке, а также получать информацию по всем вопросам, касающимся его компании. "В совете директоров компаний мы планируем, что частных акционеров будут представлять независимые директора, и их прямая обязанность – защита интересов миноритариев, – продолжил Бишимбаев. – Между крупным акционером – "Самруком" и компаниями, выходящими на IPO, будет подписано специальное соглашение, которое ограничивает нас в возможности интерпретировать или продавливать решения, которые могут быть выгодны крупному акционеру, но при этом каким-то образом негативно влиять на миноритариев. За этим будут следить независимые директора, но мы понимаем, что большую роль здесь должны сыграть пенсионные фонды, как профессиональные инвесторы". В свою очередь, генеральный директор холдинга "Нур-Медиа" Ерлан Байжанов в ходе заседания дискуссионного клуба отметил, что принципиальное отличие программы от других первичных размещений – то, что акции могут продаваться только гражданам Казахстана. При этом будет соблюден принцип равноправия, чтобы масса людей получила доступ к акциям. "Что касается разъяснительной кампании, то в программе действительно важным фактором является ее общественное восприятие, потому что есть пример приватизации 90-х годов, идет сопоставление с опытом народного IPO в соседних странах", – сказал Байжанов. По его словам, он лично общался с послом одной страны, проведшей IPO, и тот был достаточно скептичен в его оценке. "Он купил акции, через 30 лет продал, ничего не заработал, – пояснил представитель "Нур Медиа". – Действительно, в обществе существуют завышенные ожидания относительно этой программы, надо понимать, что это не феномен за гранью добра и зла, это бизнес-процесс строго в границах фондового рынка, куда придут новые инвесторы – розничные". В связи с этим, по его мнению, разъяснительная кампания должна донести до людей информацию о рисках и понимание того, что на самом деле при возможности купить акции у всего населения далеко не всем они, возможно, нужны. "Провели социсследования: всего граждан, у которых есть накопления, среди респондентов оказалось 18 процентов, из них примерно процентов 40 заявили, что рассматривают возможность участия, и лишь 7 процентов сказали, что будут обязательно приобретать, – констатировал Ерлан Байжанов. – ...У людей есть сбережения, у них возникает вопрос: куда их вложить, и государство создает возможность диверсифицировать эти возможности". По его словам, выборка исследования была достаточно широкой – две тысячи респондентов разных слоев и возрастов, и в ходе этого исследования выяснилось, что "наше население очень грамотно подходит к этим вопросам". "На вопрос "Каковы главные цели "Народного IPO?" 25% ответили: "Привлечь деньги населения, направить их на развитие госкомпаний", 24% – "Дать населению возможность стать акционером лучших госкомпаний", на третьем месте (18%) ответ: "Повысить уровень доходов населения за счет дивидендов", 16,7% – "Создать лучшие условия для развития экономики и бизнес-среды". Поэтому, мне кажется, не следует преуменьшать финансовую грамотность населения, и когда сам процесс пойдет, я думаю, мы сможем в этом убедиться", – заключил гендиректор медиа-холдинга. |