NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 22:38 ast
20:38 msk

Государство и общество
Д.Ашимбаев: Не берусь судить о ситуации в других странах, но в наших постсоветских пределах само понятие "общественное мнение" с каждым годом приобретает все более комичный оттенок
16.08.2013 / политика и общество

Данияр АШИМБАЕВ, "Панорама", 16 августа

Большинство дискуссий о судьбах нации и стратегиях развития основаны на концепциях, построенных в свою очередь на допущении, что все экономические, политические и социальные теории применимы к некоей идеальной личности или обществу, в котором все работает на основе рационального поведения. Причем невзирая на тысячелетия практики, исключающей любой рационализм общественного развития.
Помнится, в школе на уроках истории, когда речь шла о возникновении, развитии и дроблении религий, казалось, что вот-вот настанет XXI век, и эта информация никогда не пригодится, ибо мы будем жить в светлом будущем. И что? Часы уже давно протикали и перетикали начало указанной новой эры, а религиозные войны и конфликты, догмы и запреты до сих пор влияют на ситуацию в мире больше, чем ядерная энергетика и космические исследования, вместе взятые.
Даже гуманитарные идеалы нового времени – демократия, либерализм, толерантность, права человека – у миллионов людей по-прежнему вызывают скорее религиозное поклонение, нежели желание здраво взглянуть на ситуацию. Казалось бы, вполне очевидно, что во внешней политике соответствующий идеалистичный инструментарий служит прикрытием древней как мир борьбы за ресурсы, а во внутренней – соусом, под которым скрываются манипуляции массовым сознанием, и/или признаки общественного маразма, но – увы.
При этом само понятие "общество" приобрело совершенно забавный смысл. По большому счету, если проанализировать использование этого термина и его производных в современном медийном и разговорном лексиконе, то возникает картина некой особой и при этом вроде как массовой общности граждан, противопоставляющей себя государству, возвышающейся над массами и формирующей "повестку дня".
Не берусь судить о ситуации в других странах, но в наших постсоветских пределах само понятие "общественное мнение" с каждым годом приобретает все более комичный оттенок. Это легко бросается в глаза, когда лидеры партий возмущаются незрелостью электората, не только не ходящего на акции протеста, но и не голосующего за партии, борющиеся за его, народа, права. Или проявляется общественное недовольство замерами общественного мнения, перманентно показывающими "не те" результаты, к которым указанное общество пришло в ходе полуночных баталий на страницах фейсбука.
Постоянные апелляции одних к западным ценностям, других к религиозным, а третьих – к традиционным на этом фоне весьма показательны. Общество хочет правильные ориентиры и, будучи не в состоянии сгенерировать их самостоятельно, пытается заняться заимствованием из чужого опыта или истории. Не иди речь о стране, представляющей серьезный интерес для мировой экономики, вопрос бы упирался в дискуссию о выборе между, грубо говоря, моделями "польского сантехника" или Кокандского ханства. Но – так уж случилось – речь идет об игре с более серьезными ставками.
В современных условиях приходится констатировать, что государству, причем далеко не самому идеальному с точки зрения рациональности, ответственности и эффективности, приходится брать на себя цивилизаторскую роль по отношению и к населению, и к самопровозглашенному обществу, которое в постоянной борьбе между левым и правым полушариями оказалось не в состоянии постичь степень своей продолжающейся атомизации.
Опыт квазиобщественных дискуссий о путях развития и ценностных ориентирах показывает, что сами понятия "поиск компромисса", "разумная и беспристрастная оценка", "критичная оценка" и "самоирония" оказались напрочь утрачены. Напротив, мания величия, паранойя и высокий уровень внешнего воздействия со стороны как религиозных, так и политических центров влияния оказались базовыми ценностями.
В момент, когда степень износа не только базовой инфраструктуры, но и здравомыслия, стала достигать почти 100%-ного уровня, на ум приходит мысль: а не пора ли государству озаботиться этими вопросами?
Подобно тому, как власть, устав ждать милостей от невидимой руки рынка, стала самостоятельно заниматься развитием экономики или, взявшись за ум, выстраивать систему управления партийно-политическими рисками, пришло время навести порядок и совсем уж в гуманитарной сфере. В религиозной сфере ситуация, несмотря на массу усилий, остается до сих пор неопределенной, но на это данная сфера и религиозная. Последние события в области историографии говорят о том, что государство устало смотреть, как национальные историки превратили эту важнейшую дисциплину в поле войны мифологий и ухитрились выставить посмешищем не только себя, но и историю страны.
Появляется робкая надежда на то, что государство пытается консолидировать вокруг себя политические, экономические и гуманитарные ресурсы, иногда топорно, иногда аккуратно заставляя их двигаться в правильном направлении. Крайне важным аспектом является необходимость минимизации внешнего воздействия на общественные настроения с тем, чтобы сократить степень риска проникновения чужих геополитических концепций на и без того издерганное и разрозненное внутреннее пространство. Сопутствующей задачей является создание предпосылок для того, чтобы внутренние общественные институты получили достаточный импульс для самостоятельного развития. В соответствии с потребностями страны, а не сомнительных с точки зрения моральных ценностей спонсоров.
Государство у нас, как уже говорилось, не самое идеальное, но вполне пока сильное, богатое, самостоятельное, местами здравомыслящее и, кстати, светское. Слишком много времени и сил ушло на эксперименты, но, представляется, страна все еще способна самостоятельно создать работающую экономику, воссоздать систему образования и науки, поддержать на плаву социальную инфраструктуру и создать институты гражданского общества – ибо "снизу" они никак не прорастают, а то, что идет "сбоку", заканчивается, как правило, достаточно плохо.
Не в этом ли истинный патриотизм?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Одобрен проект республиканского бюджета на трехлетний период и Прогноз социально-экономического развития страны 29.08.2013
Предварительные итоги повторных выборов сельских акимов 29.08.2013
О создании межведомственных комиссий по вопросам долевого участия в жилищном строительстве 29.08.2013
Иссык-Кульская инициатива 29.08.2013
Холдинг "Байтерек" разрабатывает новую модель финансирования второй пятилетки ФИИР 29.08.2013
Астана встретит съезд энергетиков 29.08.2013
Бюджет Алматы увеличен на 4 млрд. 379 млн. тенге 29.08.2013
Накануне праздника 29.08.2013
С созданием Банка ядерного топлива в Казахстане никаких экологических проблем не добавится 29.08.2013
Акция "Знай Конституцию!" 29.08.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz