Астана, 18 января, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Нурлана Нигматулина состоялось первое в новом году пленарное заседание Палаты. Предваряя обсуждение повестки дня, Председатель Мажилиса обозначил приоритеты работы парламентариев на предстоящий период. Говоря о состоявшихся в начале января встречах мажилисменов с населением в регионах, Н.Нигматулин подчеркнул, что прямое общение с избирателями позволяет объективно оценивать степень реализации принимаемых законов, оперативно воспринимать мнения людей и учитывать их предложения в дальнейшей законотворческой работе. По словам Спикера Мажилиса, до конца нынешней сессии предстоит принять много важных законов, нужных для реализации стратегического курса Президента страны – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева. Одним из таких актов является внесенный в первом чтении на сегодняшнее пленарное заседание законопроект по вопросам развития местного самоуправления. В ближайшее время ожидается рассмотрение проекта закона по вопросам здравоохранения и социально-трудовой сферы. Как отметил Н.Нигматулин, мажилисменам предстоит работа и над такими законопроектами, как о дорожном движении, по вопросам информации и коммуникаций, по вопросам деятельности некоммерческих организаций, кодексы о налогах и о недрах. - Безусловно, в ходе работы над законопроектами будет продолжен налаженный постоянный диалог с представителями гражданского общества и обеспечена информационная открытость работы Палаты, - подчеркнул Председатель Мажилиса. Н.Нигматулин также акцентировал внимание на механизмах обеспечения парламентского контроля относительно различных аспектов деятельности центральных исполнительных органов. По словам Председателя Мажилиса, до конца нынешней сессии перед парламентариями в рамках "правительственного часа" выступят 11 из 15 министров Правительства с информацией по проблемам внутренней и внешней политики, экономической и социальной жизни страны. Кроме того, будут проведены парламентские слушания, посвященные такой актуальной теме, как обеспечение населения лекарственными средствами, состояние и развитие фармацевтической отрасли в Казахстане. - Основными направлениями в деятельности Мажилиса по-прежнему будут повышение качества законотворчества, вопросы усиления контроля за реализацией законов всеми государственными органами, - резюмировал Н.Нигматулин. Подтверждением сказанному Спикером стало сегодняшнее пленарное заседание Палаты, на котором широкое и взыскательное обсуждение получили законодательные новшества по вопросам развития местного самоуправления. Правительственный законопроект, представленный министерством национальной экономики, предусматривает поэтапное внедрение самостоятельного бюджета на уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов и введение института коммунальной собственности местного самоуправления. В ходе обсуждения поднимался вопрос о готовности расширить ныне действующую информационную систему казначейства, чтобы интегрировать бюджет местного самоуправления в общую бюджетную систему страны, а также о том, как это корреспондируется с коммуникационной доступностью интернета в сельской местности. Еще одним из аспектов в развитие темы стал вопрос Спикера Мажилиса об организации обучения акимов сельских округов правильному и грамотному управлению бюджетным процессом и коммунальной собственностью. И как итог обсуждения на пленарном заседании перед министерством поставлена задача ко второму чтению представить проекты подзаконных актов, чтобы каждая норма законопроекта была рабочей на практике. В целом в процессе работы над этим законопроектом депутатами уже внесены поправки, предусматривающие, в частности, вопросы регулирования межбюджетных отношений между бюджетами районов, городов районного значения, сел, поселков, сельского округа. Депутатами также улучшены нормы по проведению сходов и собраний местного сообщества. Кроме того, предусматривается повышение ответственности и активности населения и органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. На пленарном заседании "добро" Мажилиса получил и ратификационный законопроект - Соглашение между Казахстаном и ЮНЕСКО о создании в нашей стране Центрально-Азиатского регионального гляциологического центра (категории 2). Соглашение способствует развитию гляциологической науки и улучшению научного понимания последствий изменения климата для ледников, снега и водных ресурсов на региональном и глобальном уровнях. Данный документ направлен на развитие региональных программ исследований по проблемам гляциологии, гидрологии и климатологии, решение проблем водной, продовольственной безопасности. И сегодня Палата назначила профильным комитетам сроки подготовки заключений по поступившим в Мажилис новым законопроектам. Это проект закона с сопутствующими поправками о стандартизации. В этом ряду и ратификационные акты: Соглашение о займе (Проект социального медицинского страхования) между Казахстаном и Международным Банком Реконструкции и Развития и "О ратификации Генерального соглашения об экономическом, техническом и торговом сотрудничестве между странами-членами Организации Исламской Конференции". Особенностью сегодняшнего пленарного заседания Мажилиса стало и большое количество прозвучавших депутатских запросов. Их озвучили Н.Дулатбеков, З.Балиева, А.Курманова, З.Аманжолова, Р.Ким, Д.Еспаева, М.Казбекова, С.Звольский, Г.Шиповских, А.Конуров, М.Магеррамов, А.Платонов, А.Смагулов, Б.Мамраев, А.Перуашев.
-----
Депутатский запрос Аманжоловой З.Ж. министру здравоохранения и социального развития РК Дуйсеновой Т.Б.
Уважаемая Тамара Босымбековна! Наш депутатский запрос составлен на основании поступивших обращений от производителей экстемпоральных лекарственных препаратов. Это лекарственные препараты для внутреннего и наружного применения, которые не выпускаются заводами-изготовителями, и изготавливаются по требованиям лечебно-профилактических организаций, особенно в области родовспоможения и детства. В нашей стране насчитывается около 41 аптек, производящих такие лекарственные средства. Приказом же Министра здравоохранения и социального развития РК от 15 июля 2016г. № 622 "Об утверждении Казахстанского национального лекарственного формуляра для лекарственного обеспечения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи" регистрируются предельные цены на лекарственные средства в разрезе торговых наименований. Пунктом 25 Правил формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, утвержденных приказом министра здравоохранения и социального развития РК от 30 июля 2015г. № 639 "в случае отсутствия зарегистрированных цен на лекарственные средства в рамках ГОБМП, предельная цена не определяется и закуп в рамках ГОБМП, за исключением орфанных лекарственных средств, не осуществляется.". Таким образом, медицинские организации должны осуществлять закуп только тех лекарственных средств, которые имеют регистрационные удостоверения. Однако в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 71 Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения", лекарственные препараты, изготовленные в аптеках, государственной регистрации не подлежат. В вышеперечисленных приказах содержатся правовые коллизии, которые ущемляют интересы малого бизнеса, ведут к закрытию этого направления деятельности аптек, а также ограничивают права потребителей в жизненно необходимых лекарственных средствах. Существующая система формирования национального формуляра не дает возможность включать экстемпоральную рецептуру в клинические протоколы диагностики и лечения, что ограничивает дальнейшее развитие данного направления аптечного производства. В связи с этим, необходимо решить следующие вопросы: 1. провести мониторинг потребностей больничных организаций и необходимых объемов закупа экстемпоральных препаратов; 2. рассмотреть вопросы стимулирования деятельности производственных аптек, включив их продукцию в клинические протоколы диагностики и лечения; 3. внести изменения и дополнения в приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 30 июля 2015г. № 639 в части исключения государственной регистрации лекарственных средств, изготовленных в аптечных условиях. На основании вышеизложенного, прошу Вас рассмотреть данный запрос и представить ответ в установленные законодательством сроки.
Депутаты Мажилиса, члены фракции партии "Нур Отан" З. Аманжолова Г. Иксанова И. Клименко
-----
Депутатский запрос Курмановой А.А. Премьер-Министру РК Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Во время встреч с избирателями Восточно-Казахстанской области был поднят вопрос о проблемах при строительстве и введении в эксплуатацию Центра ядерной медицины при региональном онкологического диспансере города Семей. Данный вопрос неоднократно поднимался на заседаниях комитетов Мажилиса и собраниях депутатской фракции партии "Нұр Отан". В марте 2012 года в городе Семей начато строительство первого в Казахстане Центра ядерной медицины на базе регионального онкологического диспансера. Строительство ЦЯМ в городе Семей было обусловлено рядом факторов: - Восточно-Казахстанская область занимает одну из лидирующих позиций в нашей стране по числу больных раком и смертности от этого заболевания, превышая в 1,5 раза общереспубликанский показатель. - Онкологический диспансер города Семей имеет в наличии оптимальную материально-техническую и организационно-методологическую базу; имеются высококвалифицированные специалисты; налажена деятельность в сфере международного сотрудничества. Этот центр должен был активно внедрять радионуклидные диагностику и терапию в данном регионе. На сегодняшний день строительно-монтажные работы завершены. Произведен механический монтаж: - технологического оборудования на 27 %; - медицинского оборудования на 40%. Работы по пуско-наладке технологического и медицинского оборудования не начаты по причине того, что не завершена пуско-наладка системы специальной вентиляции. Не начаты работы по монтажу новой системы сбора и хранения жидких радиоактивных отходов. Первоначальный срок завершения строительства данного Центра был установлен 31 декабря 2013 года, который затем продлен до 1 декабря 2014 года, и в дальнейшем перенесен на 31 декабря 2015 года, однако, до сих пор объект сметной стоимостью 6 млрд.151 млн тенге не введен в эксплуатацию. В связи с вышеизложенным просим Вас: - выявить причины допущенных ошибок и значительных отклонений от утвержденного проекта строительства; - принять меры по вводу в эксплуатацию Центра ядерной медицины при региональном онкологическом диспансере города Семей ВКО; Просим Вас рассмотреть данный запрос и представить ответ в установленные законодательством сроки.
Депутаты Мажилиса, члены фракции партии "Нұр Отан" Курманова А.А. Сабильянов Н.С. Олейник В.И. Суслов А.В.
-----
Депутатский запрос Платонова А.С. министру здравоохранения и социального развития РК Дуйсеновой Т. Б.
Уважаемая Тамара Босымбековна!
На мое имя обратились родители, дети которых больны муковисцидозом - наследственным заболеванием, характеризующимся тяжелейшим поражением желез наружной секреции. Это наследственное системное поражение органов, вынуждающее пожизненно принимать лекарственные средства и проводить стационарное лечение. По данным Научного центра педиатрии и детской хирургии г. Алматы, в Казахстане на 17,5 млн. жителей страны официально уже зарегистрировано 87 человек с муковисцидозом, но это - количество только выявленных пациентов. Из-за низкой осведомленности врачей об этом заболевании, отсутствия своевременной скрининговой диагностики, особенно в отдаленных районах, где диагноз либо не ставится, либо ставится уже на поздней стадии, что соответственно приводит к отставанию в физическом развитии. Но самое сложное – дыхательная недостаточность. Предоставляемые дорогостоящие лекарственные препараты для лечения данной категории больных Министерством здравоохранения и социального развития, к сожалению, недостаточны. Сумма лечения превышает в несколько раз уровень среднестатистической годовой зарплаты, и родители не в состоянии самостоятельно оплатить лечение. На основании изложенного, прошу Вас, Тамара Босымбековна, рассмотреть следующее: - провести анализ ситуации в регионах страны по проведению скрининговой диагностики новорожденных и по его результатам принять соответствующие меры; - возобновить подготовку квалифицированных врачей-педиатров и "узких" специалистов-неонатологов, а также осуществлять услуги кинезитерапевтов; - открыть в Казахстане специализированный Центр по лечению муковисцидоза, с применением микробиологической лаборатории для выявления микробов носителями и проведения квалифицированного генетического обследования; - рассмотреть дополнительное финансирование: 1) на приобретение жизненно важных и дорогостоящих препаратов. Годовое лечение, необходимыми препаратами обходится в несколько миллионов тенге, но при своевременном их применении болезнь не перейдет в хроническую форму и соответственно будет меньше финансовых затрат государства; 2) на приобретение специализированного лечебного питания, так как во время болезни происходит снижение темпов роста и потеря массы тела ребенка; 3) необходимы технические средства: ингаляторы, концентраторы кислорода и т.п. - рассмотреть причины неисполнения Протокола лечения №10 от 14.04.2014г. МЗСР РК, в котором предписано обеспечение лекарственными препаратами (антибиотиками) на дому; - разработать стандарты для лечения муковицидоза. О принятых мерах прошу проинформировать в сроки, установленные законодательством.
Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член фракции партии "Нұр Отан" А. Платонов
-----
Депутатский запрос Смагулова А.А. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В ходе выезда депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан в Актюбинскую область и встречи с населением Нуринского сельского округа Иргизского района избирателями был поднят вопрос об оставленных в течение длительного времени на территории данного округа обломках ракет-носителей. Следует отметить, что норма об использовании и содержании арендуемых объектов с учетом требований экологической безопасности, правил природопользования, охраны окружающей среды, проведении мероприятий по очистке районов падения от отделяющихся частей ракет-носителей содержится как в Указе Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2195 "О ратификации Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации", так и в Законе Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года "О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур". Несмотря на указанные требования, на земельном участке "Барак Соры" Нуринского сельского округа оставлена отделившаяся часть ракеты-носителя и не приняты меры по ее вывозу. Люди, которые живут здесь, обеспокоены возможным риском для здоровья. Исследования относительно вреда остатков космического оборудования для здоровья человека не проводились. Местные жители утверждают, что они подвергаются постоянному воздействию от космического мусора. Необходимо отметить, что обломки ракет могут содержать опасные ядовитые вещества, к примеру, ракетное топливо - несимметричный диметилгидразин, который распространяется в атмосфере и проникает в почву и воду, нанося вред растениям и животным. Законом от 15 мая 1997 года "О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами" определено, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Уважаемый Бакытжан Абдирович, исходя из изложенного, просим рассмотреть вопрос о принятии мер по изъятию с территории Нуринского сельского округа Иргизского района Актюбинской области отделившихся частей ракеты-носителя и недопущению впредь подобных фактов. О результатах сообщить в установленные сроки.
Депутаты Мажилиса, члены фракции партии "Нур Отан" А. Смагулов Н. Абдиров Б. Әбдірайым И. Аронова С. Бычкова К. Каракен В. Олейник С. Симонов Г. Щегельский
-----
Депутатский запрос Звольского С.А. Премьер – министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В ходе выезда в регионы и встреч с избирателями сельхозтоваропроизводителями неоднократно поднимался вопрос применения положений статьи 448 Налогового кодекса в части исключений на право применения специального налогового режима. Так, в соответствие с указанной статьей для производителей сельхозпродукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов установлен особый порядок исчисления в виде снижения на 70% суммы по 5 видам налогов (КПН/ИПН, НДС, соцналог, налог на имущество и транспортные средства). В то же время существует ограничение по применению данного специального налогового режима по признакам аффилиированности с другими юридическими лицами. Считаем, что указанное законодательное ограничение является препятствием для развития агробизнеса, поскольку не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям работать в составе холдингов и привлекать дополнительные инвестиции для развития аграрного сектора. Более того, этот вопрос тесно взаимосвязан с развитием кооперативного движения в стране, о чем неоднократно говорил Глава государства. В частности, Президентом отмечено, что главная цель в сельском хозяйстве - это сделать его высокоэффективным, вывести на экспорт, углубить переработку сельскохозяйственного сырья. Решение этих вопросов возможно лишь с изменением структуры сельского хозяйства, ядром которого должны стать сильные кооперативы. Следует понимать, что для развития аграрного сектора и создания рентабельных хозяйств необходимы взаимосвязанные с производством сервисные предприятия, ведь специфика ведения сельскохозяйственного производства, имеющего всю технологическую цепочку (например, создание собственной кормовой базы, разведение, откорм и убой сельхозживотных) требует создания юридически обособленных предприятий. В результате предприниматель вынужден прибегать к различным непрозрачным схемам владения активами во избежание признаков аффилиированности. Кроме того, указанные положения налогового законодательства являются одним из рычагов давления на бизнес, когда налоговые органы за такие якобы нарушения предъявляют штрафы, зачастую превышающие доходы самого субъекта предпринимательства за много лет, ставя их на грань банкротств. Указанные обстоятельства прямо противоречат задачам государства о всемерной поддержке субъектов частного предпринимательства и создания условий для их развития, роста и привлечения инвестиций. На основании изложенного, уважаемый Бакытжан Абдирович, прошу рассмотреть вопрос об исключении положений налогового законодательства, касающихся ограничения использования специального налогового режима при наличии аффилиированности с другими налогоплательщиками, использующими данный режим. Ответ прошу предоставить в письменном виде в установленные законом сроки.
Депутаты Мажилиса, члены Комитета по аграрным вопросам Омаров С.К. Дуйсебаев Ж.К. Барлыбаев Е.Х. Дауренбаев А.А. Ералиев А.Ж. Жылкышиев Б.Ж. Звольский С.А. Ким Р.У. Каныбеков С.А. Конуров А.О. Оспанов Б.С. Темиржанов М.Б. Умбетов С.А.
-----
Депутатский запрос Конурова А.О. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А., Председателю Национального Банка РК Акишеву Д.Т.
Уважаемый Бакытжан Абдирович! Уважаемый Данияр Талгатович!
По информации пресс-службы Алматинского городского суда, санкционирован арест руководителей Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) в связи со сделкой по приобретению облигаций "Бузгул Аурум". В Национальном банке отмечают, что данная сделка проводилась за счет собственных активов фонда, а не средства вкладчиков, то есть причин для беспокойства нет. Однако коммунисты считают такую постановку вопроса недопустимой. ЕНПФ является полностью государственной структурой и зарабатывает комиссионное вознаграждение исключительно за счет средств, вносимых вкладчиками. Вся хозяйственная деятельность фонда возможна лишь за счет наличия капитала, сформированного трудом населения. В то же время в Законе "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" не регламентируется порядок формирования и использования собственных средств ЕНПФ. По данным фонда, только за 11 месяцев 2016 года его общее комиссионное вознаграждение составило 55 миллиардов 651 миллион тенге. Полагаем, что это слишком большая сумма для того, чтобы выводить ее из-под общественного контроля. В соответствии с постановлением Правления Национального банка от 20 октября 2015 года №189, комиссионное вознаграждение ЕНПФ на 2016 год установлено в размере 5,25% от суммы инвестиционного дохода. Таким образом, оно должно было составить 28 миллиардов 350 миллионов тенге. Однако вознаграждение от инвестиционного дохода ЕНПФ указано в сумме 41 миллиард 28 миллионов тенге, то есть 7,6% от инвестиционного дохода. Кроме того, фонд получает вознаграждение в размере 0,025% в месяц от суммы пенсионных активов, что за 11 месяцев прошлого года составило 14 миллиардов 622 миллиона тенге. Вызывает вопросы обоснованность подобного вознаграждения за сам факт наличия активов. За что оно начисляются фонду, который итак получает комиссионные за управление активами? Утверждена инвестиционная декларация ЕНПФ, которая является формализованным документом. В то же время не опубликована инвестиционная стратегия, где бы указывалось, в какие сектора экономики и с какой целью будут вкладываться пенсионные средства, как будет выстраиваться структура активов. В настоящее время ЕНПФ является крупнейшим в стране инвестором. В то же время совершенно не обозначена его роль для отечественной экономики. В результате мы видим, что принимаются бессистемные решения об инвестировании его активов, которые используются для затыкания дыр в бюджете государства, квазигосударственного сектора и, как показали события с ТОО "Бузгул Аурум", частных компаний. Отсутствие последовательной инвестиционной стратегии является следствием отсутствия системного видения долгосрочного развития пенсионной системы в целом. Фактически, заморожено решение ключевых проблемных вопросов. Во-первых, не обеспечен полный охват населения накопительной пенсионной системой. По данным ЕНПФ, число счетов вкладчиков по индивидуальным взносам на 1 декабря насчитывало 9 миллионов 626 тысяч человек. В то же время количество занятого населения страны составляет 8 миллионов 484 тысячи человек, всего экономически активного населения – 8 миллионов 932 тысячи человек. Очевидно, что число счетов не отвечает реальному уровню участия граждан в накопительной пенсионной системе, и по этому вопросу должна иметься четкая картина. Во-вторых, у тех граждан, которые участвуют в системе, сумма накоплений недостаточна для обеспечения приемлемого уровня жизни по достижении пенсионного возраста. На 1 декабря 2016 года размер накоплений по обязательным взносам составлял 6 триллионов 536 миллиардов тенге. То есть средний размер по одному счету – всего 680 тысяч тенге. На фоне снижения реальных доходов населения очевидно, что накопление достаточных сумм для большинства людей будет недостижимо. Введение обязательных пенсионных взносов с работодателей частично компенсирует потенциальный дефицит средств, но принципиально не решит проблему, поскольку она вызвана низким уровнем доходов занятого населения. Коммунисты считают недопустимо легкомысленным отношение Национального банка и Правительства к надеждам наших граждан на достойную старость. Считаем в сегодняшних условиях необходимым: 1. Регламентировать на законодательном уровне деятельность ЕНПФ по управлению собственными активами. Полагаем, что это возможно сделать в рамках отдельного закона "О едином накопительном пенсионном фонде", в котором также должно быть предусмотрено создание органа, представляющего коллективные интересы вкладчиков. 2. Предусмотреть разработку инвестиционной стратегии ЕНПФ на уровне не только Национального банка, но и Правительства с отражением задач развития отечественной экономики, которые должно решать вложение пенсионных средств. Так же просим предоставить информацию: 1. в каком объеме и по какой ставке начислялось комиссионное вознаграждение ЕНПФ по инвестиционному доходу в 2016 году. 2. какое количество казахстанских граждан не являются реальными участниками накопительной пенсионной системы, не имеют счетов, либо имеют счета, но не делают на них постоянные взносы. Какие меры предпринимаются для решения этой проблемы. Так же просим предоставить расчеты: 1. каково соотношение между имеющимися пенсионными накоплениями граждан и средствами, которые будут необходимым для их пенсионного обеспечения, 2. каков предполагаемый дефицит средств ЕНПФ к моменту начала массовой выплаты пенсионных взносов.
Депутаты Мажилиса, члены фракции "Народные коммунисты" А.Конуров Ж.Ахметбеков Г.Баймаханова М.Магеррамов И.Смирнова Т.Сыздыков
-----
Депутатский запрос Магеррамова М.М. Премьер-министру РК Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Наш депутатский запрос касается одной из важных социальных проблем в регионе - экологической ситуации в городе Текели, приводящей к ухудшению здоровья и снижению продолжительности жизни жителей региона. В Алматинской области город Текели лидирует по смертности и высокому уровеню заболеваемости злокачественными новообразованиями. Это обусловлено тем, что город Текели имеет полувековую историю развития горнодобывающей промышленности, на территории которой находится хвостохранилище площадью 69 га., которое в данное время не эксплуатируется и приносит большие беды населению города и близлежащих сел, вплоть до Талдыкоргана. Восемьдесят девять процентов отходов находится на учете Комитета экологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и только одиннадцать процентов хвостов принадлежат ТОО "ТГПК города Текели". Жители города Текели и близлежащего села Каратальск жалуются на внезапное недомогание при поднятии ветра и пылении хвостохранилища, сопровождаемые головными болями, носовым кровотечением, заметным увеличением аллергических и кожных заболеваний, независимо от возраста болят суставы, не говоря уже о росте у значительной части населения онкологических болезней. Результаты исследований констатировали далеко неполное извлечение тяжелых металлов и генетически связанных с ними кадмия, мышьяка, стронция, таллия из текелийских руд. Выявление зараженности этими элементами почв дачно-огородных участков и всей территории Текели в пределах, превышающих допустимые концентрации в результате пыления и размывания откосов отработанного хвостохранилища. Действующий в 1992 году экологический комитет в г.Текели, апеллируя перед администрацией города результатами вышеописанных исследований, добился проведения экологических изысканий на территории города по загрязнению тяжелыми металлами и земель дачно-огородных участков, и выращиваемых овощей и фруктов. Эти изыскания провел КазНИИ виноградарства и садоводства г. Алматы в 1992-1993 годах. Заключение этих исследований гласит: на обследованной территории города Текели нет мест, где бы содержание свинца в почве не превышало токсический уровень по подвижному свинцу, содержанию воднорастворимых металлов, наиболее доступных для растений - аномально повсеместно. По предписанию администрации города Текели органам экологической службы, здравоохранению необходимо принять самые срочные меры по оздоровлению среды, особенно в районах, примыкающих к хвостохранилищам и вдоль реки Каратал. Но прошло уже не мало лет без всякой реакции со стороны властей на эти рекомендации. Хвостохранилище, подвержено интенсивной эрозии, размывается на дорогу и в реку Каратал, его борта пылят в сухую ветреную погоду. Хвостохранилище расположено в непосредственной близости от дач, но до сих пор не доведена до сведения дачников агротехника возделывания почв, ведущая к снижению свинца в выращиваемых продуктах, рекомендованная КазНИИ виноградарства и садоводства. Заключение медиков свидетельствует о том, "что биологические последствия накопления свинца в окружающей среде достоверно установлены для молекулярно-генетического и антигенетического уровней. Выявлены воздействия свинца, содержащегося в окружающей среде, на генетические системы, эмбриотоксичность для животных и человека (особенно влияние на функции воспроизводства), нейротоксичность (нарушение психоневрологических показателей), изменение в костной системе в связи с остеотропностью свинца, снижение иммунобиологических реакций и рост общей заболеваемости". В течение десяти лет 1989-2001 годы проводил исследования Международный научно-технический центр МНТЦ в городе Текели Талдыкорганского региона. В рамках этих исследований осуществлялся анализ состояния здоровья населения. В частности отмечается, что здоровье населения в условиях экономической напряженности оказывается дважды вовлеченным в процесс химического давления на живой организм: напрямую через атмосферный воздух и во вторичном обращении – через растительные продукты. В Текели воздействие свинца на взрослое население является более выраженным, вызывающее большое количество заболеваний раком, заболевание крови, психоневрологические заболевания, отмечается также, что происходит прогрессия заболеваемости во времени. Также в 2000 году МНТЦ проводились исследования долины реки Каратал, обнаружившие, что почти половина земель Талдыкорганских и Текелийских конусов выноса реки Каратал загрязнены валовыми формами свинца от слабой до сильной степени (более 150 мг/кг). В 2001 году проводились исследования на территории г.Текели Агентством прикладной экологии г. Алматы. Заключение государственной экспертизы на "Анализ существующего уровня и предварительную оценку воздействия на окружающую среду объектов Текелийского ТПК АО "Казцинк" на 2002 – 2005 годы" позволяет им сделать следующие выводы по степени и характеру загрязнения почв: согласно результатов анализов по почвам наблюдается превышение ПДК для загрязняющих веществ первого класса опасности по свинцу в 1,2 раза. Состояние почв оценивается по содержанию тяжелых металлов, как опасное. Загрязнение почв свинцом прослеживается и на дачном массиве жителей города Талдыкоргана, отстоящему от Текелийского хвостохранилища на расстоянии 30 км. Загрязнение почв сильнее на участках, расположенных ближе к руслу реки Каратал. На основании выше изложенного, учитывая ежегодные жалобы и обращения жителей по поводу рекультивации хвостохранилища бывшего Текелийского Свинцово-цинкового комбината просим Вас обратить самое серьезное внимание на сложившуюся, крайне неблагополучную экологическую ситуацию в городе Текели и близлежащих селах. Ответ на депутатский запрос просим дать письменно в установленный законодательством срок.
С уважением, Депутаты фракции "Народные коммунисты" М. Магеррамов Ж. Ахметбеков Г. Баймаханова А. Конуров И. Смирнова Т. Сыздыков
-----
Депутатский запрос Кима Р.Г. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" обращаемся к Вам с настоящим депутатским запросом. Сегодня единственная отрасль в АПК, показывающая уверенный рост – это птицеводство, которая при активной поддержке государства вышла на самообеспечение яйцом, а также снижает зависимость от импорта птичьего мяса. И эту отрасль необходимо не только сохранить, но и активно развивать. Вместе с тем, в настоящее время эпизоотическая ситуация по высоко патогенному гриппу птиц в мире резко обострилась, в связи с чем существует потенциальная угроза заноса вируса гриппа в популяцию домашних птиц и его распространение на территории нашей страны. За последние 3 года эпидемии этого вируса отмечались в Китае, США, Франции, Вьетнаме, Индии, Израиле, Ираке, Камбодже и других странах. В 2016 году наблюдалась эпидемия птичьего гриппа H5N8 в Германии, Польше, Австрии, Хорватии, Нидерландах, Японии, Южной Корее. Пришло сообщение, что в Астраханской области, Туве и Республике Калмыкия Российской Федерации также зарегистрированы очаги птичьего гриппа. И ареал распространения этой болезни не ограничен. Поголовное уничтожение птиц, как в крупных птицеводческих хозяйствах, так и на личном подворье граждан, наносит катастрофический экономический ущерб. Считается, что первичным резервуаром вирусов птичьего гриппа являются дикие перелетные птицы, мигрирующие на дальние расстояния. По оценкам орнитологов, ежегодно численность гнездящихся птиц в Казахстане достигает 10 млн., а в период весенних и осенних миграций около 50 млн. перелетных птиц из других стран временно останавливаются на наших водоемах. Положение усугубляется еще тем, что в Казахстане отсутствуют собственные кроссы птицы. Объем ввоза племенной птицеводческой продукции очень значителен. Отечественные птицефабрики импортируют суточных цыплят или инкубационное яйцо из стран дальнего и ближнего зарубежья. Кроме этого, на казахстанский рынок завозится и реализуется значительное количество импортной птицеводческой продукции, которая также создает реальную угрозу заноса на территорию республики возбудителей инфекционных болезней. С учетом того, что птичий грипп поражает все виды птиц в любом возрасте, необходимо уже сейчас разработать новые подходы защиты поголовья сельхозяйственной птицы. Для это необходимо, в первую очередь организовать обязательную вакцинацию птиц в организованных хозяйствах и в личных подворьях, с усилением контроля природных открытых водоемов, особенно вблизи крупных птицефабрик и населенных пунктов. Казахстан сегодня имеет такие возможности, поскольку у нас сохранился потенциал лучшего на территории бывшего Советского Союза "Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности" в поселке Отар Жамбылской области, который имеет опыт разработки эффективной вакцины против гриппа птиц. На основании вышеизложенного, в целях предотвращения нанесения экономического ущерба, обеспечения продовольственной безопасности, защиты населения от наиболее опасных штаммов птичьего гриппа, просим Вас принять безотлагательные меры по предотвращению заноса вируса птичьего гриппа и обязательной вакцинации поголовья сельскохозяйственной птицы. Ответ просим дать письменно, в установленные законодательством сроки.
Депутаты Мажилиса Ким Р.У. Н.Жұмаділдаева Н.Микаелян Ю.Тимощенко А.Қоңыров Қ.Жабағиев Б.Жылқышиев И.Клименко С.Қаныбеков Б.Оспанов
-----
Депутатский запрос Перуашева А.Т. Председателю Национального Банка Республики Казахстан Акишеву Д.Т.
Уважаемый Данияр Талгатович!
В партию "Ак жол" обратились вкладчики АО "Казинвестбанк" А.Агасиев, П.Копылов и другие с вопросами по закрытию их банка. В частности, по их словам, имеются неофициальные данные, что в период между приостановлением лицензии на операции по физическим лицам и полным отзывом лицензии на банковскую деятельность, из Казинвестбанка было выведено более 180 млрд.тенге, по причине чего АО "Казинвестбанк" из стабильной финансовой организации "превратился в банк с низкой ликвидностью". В опубликованном 28 декабря 2016 года комментарии Заместителя Председателя Национального Банка РК Олега Смолякова в качестве причин лишения лицензии АО "Казинвестбанк" было заявлено, что "залоги в основном представлены не реальными активами, а деньгами и имуществом, поступающими в будущем. Доля таких займов в АО "Казинвестбанк" составляет более 80%". Заявители считают, что Нацбанк РК должен был усмотреть эту тенденцию, не доводя уровень необеспеченных кредитов до этого показателя, а гораздо раньше. Кроме того, обратившиеся вкладчики Банка считают небесспорным отзыв лицензии, если уровень проблемных кредитов Банка, согласно нормам МСФО, не превышал 10%. В таком случае выдача кредитов под будущие поступления могла быть отнесена к собственным кредитным рискам Банка. Обратившиеся вкладчики из числа индивидуальных предпринимателей ставят вопрос также и по системе гарантирования вкладов, которая покрывает до 10 миллионов тенге на одного вкладчика. Однако вклады индивидуальных предпринимателей (также относящихся к физическим лицам) значительно превышают эти критерии - к примеру, у обратившихся граждан имелись депозиты на 60 млн и более, которые оказались незащищенными системой гарантирования. Заявители просят пересмотреть нормы гарантирования вкладов для вкладчиков из числа индивидуальных предпринимателей. Не ставя под сомнение право и прямую обязанность Национального банка на наведение порядка в подотчетной сфере, просим Вас назначить встречу с вкладчиками, а также предоставить ответы на следующие вопросы: 1. Насколько достоверна информация о выводе средств из Казинвестбанка в период между приостановлением и отзывом лицензии, и насколько их вывод был правомерен? 2. Когда и на какую дату Национальный Банк РК зафиксировал тенденцию роста "некачественно обеспеченных кредитов" в КазИнвестБанке до 80%? В частности, когда доля таких кредитов в портфеле Банка превысила 50%? Существуют ли законодательно установленные предельные параметры допустимости таких кредитов, и почему регулятор не отозвал лицензию уже при той ситуации? Каков этот показатель по всем другим БВУ? 3. Какова была доля проблемных кредитов КазИнвестБанка на момент приостановления лицензии в общем портфеле Банка? Как известно, буквально месяц назад, в ходе обсуждения налоговых льгот для банков, Вы лично, уважаемый Данияр Талгатович, убеждали депутатов, что доля неработающих кредитов составляет 8,4%, при требованиях МСФО не более 10%. Превысил ли КазИнвестБанк этот индикатор, и если нет – то какие еще основания послужили причиной отзыва его лицензии? 4. Если законодательно установленных пределов доли так называемых "некачественно обеспеченных кредитов" не существует, а доля неработающих кредитов КазИнвестБанка была в пределах нормы, то не является ли обеспечение кредитов под будущие поступления, например, под контракты с крупными партнерами – допустимым предпринимательским риском банка? Насколько нам известно, это довольно распространенная банковская практика. Если же речь идет о целенаправленных хищениях средств под заведомо невозвратные кредиты – то какие у Нацбанка есть основания для таких подозрений? 5. Кроме того, если по словам заместителя председателя Нацбанка, регулятор "давно и настойчиво" упрекал КазИнвестБанк в несоответствии предъявляемым требованиям, то как сам регулятор, в ведении которого находится и управление ЕНПФ, допустил размещение 3 млрд. тенге пенсионных накоплений на счетах такого ненадежного банка? Тем более, что как следует из недавних разъяснений, возврат этой суммы теперь представляется сомнительным? 6. И наконец, понесут ли ответственность руководители Казинвестбанка и должностные лица самого регулятора за допущенную ситуацию?
Депутаты Мажилиса, члены фракции ДПК "Ак жол" А.Перуашев Е.Барлыбаев Е.Никитинская К.Абсатиров Д.Еспаева Б.Дюсембинов М.Казбекова
-----
Депутатский запрос Еспаевой Д.М. Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А., Председателю Национального банка РК Акишеву Д.Т.
Уважаемый Бакытжан Абдирович! Уважаемый Данияр Талгатович!
С марта 2013 года фракция ДПК "Ак жол" в официальных выступлениях в Парламенте и депутатских запросах пять раз ставила вопрос о сохранности пенсионных накоплений ЕНПФ и необходимости принятия предупредительных мер персональной ответственности за неэффективное или незаконное использование средств ЕНПФ должностными лицами. Судя по известным событиям, наши опасения, к сожалению, сбылись и государственное управление пенсионными активами не отменяет злоупотреблений, а лишь монополизирует и увеличивает их масштабы. Правоохранительными органами ведется проверка, возбуждено уголовное дело, задержаны прежние руководители ЕНПФ. Во-первых, не вдаваясь в ход расследования, наша фракция считает необходимым выразить категорическое несогласие с некоторыми пояснениями Нацбанка о том, будто в нашумевшей сделке на 5 млрд.тенге ЕНПФ распоряжался не пенсионными деньгами, а так сказать "собственными средствами". Фракция "Ак жол" считает, что у ЕНПФ нет и не может быть никаких "собственных средств", а все находящиеся в Фонде финансовые ресурсы являются доверенными ему в управление пенсионными накоплениями миллионов граждан, либо - инвестиционным доходом с этих накоплений. Следует также напомнить, что средства ЕНПФ не являются добровольными накоплениями, а собираются наподобие налогов, в обязательном порядке, и потому нуждаются в особом внимании и защите. Поэтому управление всеми средствами Фонда без исключения должно быть абсолютно прозрачным и подотчетным государству. Во-вторых, мы обращали внимание на образовавшийся конфликт интересов, когда Нацбанк одновременно выступает и регулятором, и оператором ЕНПФ. Тем самым предпосылки к выявленным сегодня нарушениям в Фонде, были заложены еще при формировании системы его функционирования. Кроме того, монопольное положение и отсутствие конкуренции за внимание вкладчиков - практически де-стимулируют работу над повышением его устойчивости и доходности. Еще 12 марта 2013 года, при первом обсуждении концепции ЕНПФ в Мажилисе, фракция "Ак жол" высказывала мнение, что после наведения порядка в провалившейся прежней пенсионной системе, будет необходимо вернуться к конкурентным подходам, на уровне 3-5 крупных частных пенсионных фондов, которые бы предоставляли будущим пенсионерам возможность выбора своих вложений, в зависимости от эффективности и ответственности управления. В свою очередь, и доходы самих частных фондов и их менеджмента напрямую зависели бы от их доходности. Тогда Нацбанк стоял бы над всеми фондами в качестве независимого регулятора и реально осуществлял бы их мониторинг и контроль. Считаем, что обсуждаемая сегодня передача части средств ЕНПФ частным управляющим компаниям не решает эту задачу, так как не меняет природу отношений Нацбанка и ЕНПФ. В-третьих, 5 ноября 2015 года в своем депутатском запросе фракция "Ак жол" предлагала направить средства ЕНПФ не на сомнительные ценные бумаги и поддержание банков, а на поддержку производительной экономики, в лице предприятий реального сектора в рамках программы индустриализации. Гарантией сохранности этих средств могло бы послужить инвестирование пенсионных накоплений в проекты с участием ведущих транснациональных корпораций, о привлечении в казахстанскую экономику которых дал поручение на декабрьском Дне индустриализации. К сожалению, как показали недавние события, Национальный банк оказался не в состоянии обеспечить соответствующей защиты и требуемой прозрачности в отношении средств ЕНПФ. Учитывая происходящее события, депутатская фракция "Ак жол" просит рассмотреть следующие вопросы: 1) об отказе от монополии ЕНПФ и возвращении к конкурентным подходам в деятельности пенсионных фондов в лице нескольких крупных независимых участников, которые бы предоставляли вкладчикам возможность выбора на основе рыночной конкуренции под жестким контролем государства и Правительства; 2) о включении в перечень инвестиционных инструментов пенсионных накоплений - прямых инвестиций в индустриальные проекты с участием крупных транснациональных корпораций в рамках программы индустриализации.
Депутаты Мажилиса, члены фракции ДПК "Ак жол" Перуашев А.Т. Абсаттиров К.Г. Барлыбаев Е.Х. Дюсембинов Б.С. Еспаева Д.М. Казбекова М.А. Никитинская Е.С.
-----
Депутатский запрос Дулатбекова Н.О. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А
Уважаемый Бахытжан Абдирович!
В первый день нового 2017 года в Карагандинской области произошел несчастный случай. 1 января в 22.40ч. в поселке Шахан из-за взрыва котельной в подвале одного из подъездов 60-квартирного дома разрушено 15 квартир. Страшная авария унесла жизни 9-ти человек, в том числе 3-х детей. Данная авария тяжело отразилась не только на самих пострадавших, но и на всех казахстанцах, которые не остались в стороне. Это происшествие объединило многих людей, была оказана всесторонняя поддержка. Событие в Шахане никого не оставило равнодушным. По всей стране добровольцами создавались штабы, начался сбор гуманитарной помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации. Работа еще проводится. Одними из первых на место аварии прибыли представители Мажилиса Парламента РК и ознакомились с ситуацией. Выразили соболезнование родным погибших, встретились с местными жителями, беседовали с ними. (107 депутатов Мажилиса перечислили свою однодневную заработную плату на специальный счет). В поселке Шахан, где произошла авария, имеются 14 котельных, расположенных в подвальных помещениях. Более 20 многоэтажных домов данного населенного пункта отапливаются ими. Жители установили их за счет своих средств. Однако, как высказались жители, за несколько лет ни один компетентный орган не проверял их. Аналогичная ситуация в таких же малых городах как Сарань, Абай, Шахтинск, находящихся недалеко от областного центра. В поселке Шахан центральное отопление отсутствует с 90-х годов. Решение данного актуального вопроса откладывается из-за отсутствия необходимых огромных средств. В ходе наших командировок в Карагандинскую область была единственная просьба от избирателей, местного населения – это строительство центрального отопления в городе. Поэтому, мы просим вас обратить внимание на данную трагедию. Вместе с тем, в последние годы увеличилось количество обрушений жилых домов, зданий, строений, что является показателем некачественного строительства и отсутствия надлежащего контроля за строительными работами. Хотелось бы еще отметить, что значительное количество обращений поступают и в Мажилис Парламента Республики Казахстан от наших граждан на нарушение сметных норм и правил при строительстве жилых домов, на низкий уровень качества выполнения всех строительных процессов, которые приводят к образованию серьезных дефектов. Во многих обращениях усматриваются факты обращений граждан на ранних стадиях предполагаемой угрозы жизни и здоровью граждан. К сожалению, государственные органы не принимают должных мер реагирования. Несчастные случаи, которые происходят в сфере строительства за последние 10 лет, говорят о снижении государственного и общественного контроля при строительстве и эксплуатации жилых домов. По данным из сети Интернет, в каждом городе имеются аварийные дома. Это значит, угроза жизни людей сохраняется. С учетом изложенного, уважаемый Бакытжан Абдирович, просим: 1. Сообщить о планируемых Правительством мерах по наведению порядка в сфере государственного контроля за строительством и эксплуатацией объектов жилого и социального назначения; 2. Поручить соответствующим государственным органам провести экспертизу состояния жилого фонда в населенных пунктах страны и подготовке предложений по принятию необходимых мер, направленных на поддержание безопасности жилья; 3. Поручить уполномоченным государственным органам провести проверку соблюдения требований архитектурно-строительного законодательства РК на строящихся объектах; 4. Поручить уполномоченным государственным органам разработку предложений по изменению и дополнению законодательства для обеспечения населения качественным и безопасным жильем; 5.Рассмотреть возможность увеличения финансовых средств по программе Развития регионов да 2020 года на модернизацию ЖКХ и проведение капитального ремонта жилого сектора; 6.Изучить целесообразность расширения способов общественного контроля за содержанием и эксплуатацией жилого фонда, вовлечения общественных структур собственников жилья в систему;
Депутаты Мажилиса Н. Дулатбеков Н. Абдиров А. Кожахметов С. Имашева Ю.Тимощенко |