27 апреля 2017 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
"Ак жол" предлагает включить утверждение отчетности ЕНПФ и ФОСМС в рамках республиканского бюджета и ввести персональную материальную ответственность за использование средств фондов. Об этом заявила Екатерина Никитинская вчера в ходе пленарного заседания Мажилиса. "В стране взят курс на социальное обеспечение населения через учреждаемые государством фонды, такие как ЕНПФ и ФСМС. Их инвестиционная деятельность осуществляется на основе договора доверительного управления с Нацбанком, - говорится в запросе. - Однако анализ складывающейся практики на примере ЕНПФ говорит о том, что их активы используются не самым лучшим образом". Так, согласно примечанию к финансовому отчету ЕНПФ, на начало 2015 года портфель государственных ценных бумаг, выпущенных Минфином и акиматом Алматы, составлял 1,9 трлн тенге со средней процентной ставкой - 6,8%. На конец 2015 портфель госбумаг вырос до 2,3 трлн тенге, при этом средняя процентная ставка упала до 5,3%. За 2015 год ценные бумаги государственных компаний и холдингов в портфеле ЕНПФ увеличились на 201 млрд тенге. При этом средняя ставка на ценные бумаги государственных компаний и холдингов практически не изменилась, и в кризисный 2015 год государственные компании получали пенсионные деньги под 6,7% годовых. Согласно информации по инвестиционному управлению пенсионными активами на сайте ЕНПФ, доходность пенсионных активов, распределенная на счета вкладчиков в 2015г. составила 15,65%. Однако, ни один из финансовых инструментов портфеля пенсионных активов не имел средневзвешенной доходности выше 10,66%. "Очевидно, что прирост активов в размере 15,65% имел чисто спекулятивный характер, - подчеркнула Никитинская. - Согласно отчету, прибыль по управлению пенсионными активами по итогам 2015 г. составила 761 млрд.тг, из которых 452 млрд.тг - доход от операций с иностранной валютой в результате девальвации тенге". Тем не менее, помимо комиссии за управление пенсионными активами в размере 3,1 млрд.тг, Фонд выплатил Нацбанку комиссию в размере еще 16,2 млрд.тг. В 2016 году, по данным аналитиков, управление пенсионными активами обеспечило доходность в размере 7,95% при инфляции 8,5% что дает отрицательное значение, т.е. прямой убыток. Но управляющим компаниям было оплачено вознаграждение в сумме 3,6 млрд. тг, банкам-кастодианам заплатили более 2,2 млрд. тг. И еще 13,6 млрд.тг потрачено на административные расходы самого ЕНПФ. Все это дополняется "токсичными активами" в инвестиционном портфеле ЕНПФ, при этом долги по дефолтным бумагам возвращаются очень медленно, а основные суммы по проблемным облигациям просто "списываются". При этом решения по управлению народными средствами принимаются по непонятным общественности принципам, когда собственники накоплений просто ставятся перед фактом того, насколько бездарно и безответственно кто-то распоряжается их кровными накоплениями. Самое тревожное - со стороны Нацбанка и руководства ЕНПФ не следует никаких заявлений об изменении инвестиционной политики. На этом фоне можно ожидать аналогичные проблемы и со средствами Фонда социального медицинского страхования. "Появляются основания предполагать риски использования активов таких фондов для "затыкания" бюджетных дыр, а также для извлечения личной прибыли недобросовестными должностными лицами", - считают в "Ак жоле". - Очевидно, что происходящие сегодня процессы могут привести не просто к подрыву, а полной утрате доверия населения к деятельности таких структур. В этой связи, депутаты фракции считают необходимым: 1. Законодательно установить утверждение инвестиционных программ и обязательную отчетность ЕНПФ и ФСМС в качестве специального раздела в рамках утверждения республиканского бюджета и отчета Правительства и Национального банка о его исполнении; 2. Ввести персональную материальную ответственность руководства фондов и Нацбанка за целевое и эффективное использование их активов; 3. Обеспечить размещение в текущем режиме на сайтах фондов информации о структуре инвестиционного портфеля и планируемой доходности выбранных инструментов в краткосрочной и среднесрочной перспективе в доступном для населения формате; 4. Установить публичные и понятные критерии отбора конкретных коммерческих банков и объемов средств Фондов для размещения на депозитах этих банков и приобретения их ценных бумаг. |