Астана, 16 мая, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе Правительство и Счетный комитет презентовали депутатам отчеты об исполнении республиканского бюджета за 2017 год. Отчетные документы были представлены в рамках заседания Комитета Палаты по финансам и бюджету с участием Заместителя Председателя Мажилиса Гульмиры Исимбаевой. Вела заседание председатель Комитета Мажилиса Гульжана Карагусова. С парламентской трибуны с докладами выступили вице-министр финансов Берик Шолпанкулов и председатель Счетного комитета по контролю за использованием республиканского бюджета Наталья Годунова. Затем докладчики ответили на вопросы ряда депутатов Мажилиса. Дальнейшее обсуждение отчетов продолжится в рабочей группе, которую возглавил депутат Мажилиса Альберт Рау. *** Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 год: В 2017 году рост ВВП составил 4,0% к соответствующему периоду 2016 года при целевом индикаторе 3,4%, за счет уверенного роста промышленности (на 7,1%) и сферы услуг (на 2,7%). Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 5,5% рост обусловлен реализацией индустриально-инновационных и инфраструктурных проектов в рамках Госпрограммы "Нұрлы-жол" и "Государственной программы индустриально-инновационного развития". Расходы на выполнение социальных обязательств государства были выполнены в полном объеме, сохранен принцип увеличения пенсионных выплат с опережением прогнозируемого уровня инфляции на 2%. В течение 2017 года было проведено два уточнения и три корректировки республиканского бюджета, приняты 3 проекта постановления о реализации республиканского бюджета. Основные параметры республиканского бюджета за 2017 год представлены следующими данными. Поступления составили 9 799 млрд.тенге или 101,1%. Доходов поступило в сумме 9 692 млрд.тенге. Из которых 51,7% составляют чистые доходы бюджета, 48,3% - поступления трансфертов. Доля налоговых поступлений в чистых доходах увеличились на 3,4 процентных пункта по сравнению с 2016 годом и на 0,2 процентных пункта относительно к ВВП. Расходы исполнены на уровне 11 156 млрд.тенге или 99,8%. По сравнению с 2016 годом расходы выросли на 2 655,5 млрд.тенге. Средства были направлены для достижения показателей 11 государственных и правительственных программ, 47-ми индикаторов стратегических направлений чрез реализацию 336 бюджетных программ. Дефицит бюджета составил 1 357 млрд.тенге. Это на 129 млрд.тенге меньше плана. В процентах к ВВП составляет 2,6%, вместо запланированных 3%.
Отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета – заключение на отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 год: В 2017 году Правительством обеспечено выполнение всех социальных обязательств. В значительной степени учтены недостатки предыдущих периодов, рекомендации Счетного комитета, данные по итогам предыдущего года, исполнены на 86%. Самостоятельное перераспределение средств администраторами бюджетных программ позволило обеспечить исполнение бюджета, сократив уровень неосвоения. Кроме того, снижен объем недоимки, сокращено участие государства в квазигосударственном секторе, в том числе за счет проведенных процедур приватизации. Исполнение республиканского бюджета осуществлялось в условиях макроэкономической стабильности и восстановления темпов роста экономики. Вместе с тем низкая оценка банками второго уровня платежеспособности и устойчивости бизнеса, а также ожидаемого потенциального роста реальных доходов населения препятствует увеличению объемов кредитования реального сектора. - Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить массовую реализацию инвестиционных проектов достаточными финансовыми ресурсами, – отметила Наталья Годунова. Председатель Счетного комитета констатировала, что уровень государственного и гарантированного государством долга остается в безопасных пределах, однако имеет динамику роста. Наметилась положительная тенденция переориентации заимствования на внутренний рынок. Однако еще сохранившаяся политика внешнего заимствования ограничивает развитие рынка долговых инструментов страны и приводит к увеличению расходов на обслуживание займов в иностранной валюте. Этому способствует отсутствие консолидированного учета долга. В выступлении освещены и вопросы результативности налогового администрирования. Если в 2013 году доля налоговых поступлений составляла 68%, то в 2017 году она снизилась до 50%, что меньше чем в кризисном 2015 году, когда мировая цена на нефть опускалась до отметки 37 долл. США за баррель, – сообщила председатель Счетного комитета. Кроме того, для повышения эффективности налогового администрирования целесообразнее использовать лучшую мировую практику. В частности, посредством введения в действующее законодательство понятия "налоговый разрыв" (разница между налоговым потенциалом и фактически поступившими налогами). Отмечено, что Правительством плановые параметры республиканского бюджета исполнены. Однако по-прежнему имеет место неэффективное использование выделяемых бюджетных средств отдельными государственными органами, составившее в общей сумме 508 млрд. тенге. Председатель Счетного комитета остановилась и на итогах осуществляемой в соответствии с Законом "О государственном аудите и финансовом контроле" оценки эффективности реализации программных документов, важность которой неоднократно подчеркивал Глава государства. По словам Н.Годуновой, некоторые цели Стратегического плана развития республики не находят отражение в принимаемых государственных и правительственных программах, стратегических планах министерств и, соответственно, не подкреплены бюджетным финансированием. Кроме того, задачи и мероприятия программ зачастую дублируются, преемственность принимаемых документов и досрочно поставленных на утрату в отдельных случаях не обеспечивается. Это не позволяет определить реальный эффект от их реализации. Отмечено также, что несмотря на рост поступлений дивидендов и отчислений от субъектов квазигосударственного сектора их доля в пересчете к объему полученного дохода ежегодно снижается. Так, если объем дивидендов и отчислений, перечисленных в 2015 году, составлял порядка 15% от объема чистого дохода, то в 2017 году он снизился до 6%. Кроме того, сохраняется практика несвоевременного освоения субъектами квазигосударственного сектора выделяемых средств, резервирования их на контрольных счетах наличности. Председатель Счетного комитета сообщила, что за отчетный период проведено 21 аудиторское и экспертно-аналитическое мероприятие. Объем средств, охваченных аудитом, составил 11 трлн. тенге на 315 объектах. Сумма финансовых нарушений составила 320 млрд. тенге, из них 264 млрд. тенге связаны с несоблюдением порядка ведения бухгалтерского учета. Установлены неэффективное использование бюджетных средств и активов государства на сумму 153 млрд. тенге, неэффективное планирование – на 230 млрд. тенге, нарушения актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для реализации норм законодательства Республики Казахстан, – на 7 млрд. тенге, 3 535 нарушений процедурного характера. Правительству и государственным органам за отчетный период направлены 88 рекомендаций и 335 поручений, исполнение которых с наступившими сроками составило 100% и 97% соответственно. Из 320 млрд. тенге, подлежащих восстановлению и возмещению, фактически восстановлено (возмещено) с наступившими сроками 277 млрд. тенге, или 86%. К административной ответственности привлечены 149 должностных и 45 юридических лиц, к дисциплинарной – 233 должностных лица. В правоохранительные органы передано 39 материалов государственного аудита. |