ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия", 20 июля
25 июля 2020 года заканчивается двухнедельный срок, который дал президент К.Токаев правительству А.Мамина на исправление ситуации в стране.

Чтобы выявить ожидания и прогнозы "по возможности правительства работать в целом в этом составе", 14-16 июля 2020 года был проведен опрос, в котором приняли участие 44 эксперта.
Полученные результаты указывают на то, что ожидания отставки правительства в экспертной среде присутствуют: более 70% опрошенных сделали прогноз возможности отставки в диапазоне от 50% до 100%. Средний показатель варьирует на уровне 55-56%.
ДИАГРАММА 1. - ВЕРОЯТНОСТЬ ОТСТАВКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.МАМИНА ДО КОНЦА ИЮЛЯ 2020 Г., (%)

Какого обновления Правительства ожидают эксперты? Участники опроса считают, что состав Правительства если и изменится, то не полностью, - максимум на 80%, как минимум 4 члена правительства должны сохранить свои кресла. При этом, треть экспертов считает, что ротации подвергнется только половина состава Правительства, каждый десятый эксперт считает, что будет замена не более 30% министров.
ТАБЛИЦА 1. – СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ИЗ 21 ЧЛЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВА СОХРАНЯТ СВОИ ПОСТЫ (БУДУТ ПЕРЕНАЗНАЧЕНЫ) В СЛУЧАЕ УХОДА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТСТАВКУ? (%)
Количество членов Правительства, которые сохранят свои посты | % | 21 | 4,8 | 17 | 9,5 | 16 | 4,8 | 15 | 11,9 | 13 | 2,4 | 12 | 2,4 | 11 | 16,7 | 10 | 19,0 | 9 | 7,1 | 7 | 2,4 | 6 | 2,4 | 5 | 11,9 | 4 | 4,8 |
В первую очередь, по оценкам экспертов, в смене руководства нуждаются министерства национальной экономики; труда и социальной защиты; цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности; внутренних дел (более 40% ответов).
ДИАГРАММА 2. – РЕЙТИНГ МИНИСТЕРСТВ, КОТОРЫМ ТРЕБУЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СМЕНА РУКОВОДИТЕЛЯ

Отставки в акимском корпусе ожидаются в меньшей степени, чем отставки в Правительстве: около 60% опрошенных прогнозируют возможность смены глав регионов в диапазоне от 50% и выше.
ДИАГРАММА 3. - ОЦЕНИТЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ОТСТАВОК В КОРПУСЕ ОБЛАСТНЫХ АКИМОВ ДО КОНЦА ИЮЛЯ 2020 Г.? (%)

Среди экспертов высоки ожидания отставок акимов трех городов республиканского значения – Нур-Султан, Алматы и Шымкент – и Атырауской области (показатели выше 40%). Вторая группа руководителей регионов, в отношении которых высоки ожидания отставок (30-37%), - это акимы Алматинской, Мангистауской и Восточно-Казахстанской области.
ДИАГРАММА 4. – РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ, В КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СМЕНА РУКОВОДИТЕЛЯ (%)

Каким представляется "идеальный образ" премьер-министра Казахстана читайте в следующем материале...
---
Премьер-министр: кто нужен стране? ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия", 21 июля
На сегодняшний день позиции действующего Премьер-министра страны А.Мамина представляются неустойчивыми. Крайне жестко по поводу эффективности Правительства в целом высказался Президент К.Токаев, пригрозив отставками. В рейтинге управленческой элиты по итогам второго квартала он спустился с третьего места на девятое; эксперты подвергли критике его способность организовать межведомственное взаимодействие в условиях карантина. Встает вопрос: а какой Премьер-министр нужен сегодня стране? Чтобы выявить "идеальный образ" следующего Премьер-министра Казахстана, в случае отставки нынешнего, был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 44 эксперта. Согласно результатам исследования, уровень привлекательности самого поста премьер-министра является предметом спора. Около 5% экспертов отметили, что в настоящее время нет смысла стремиться к высшей должности в системе исполнительной власти. По мнению 32% участников экспертного опроса, должность Главы Правительства имеет для казахстанских политиков низкую привлекательность. Тем не менее, каждый второй эксперт видит в этой должности немало достоинств и считает ее очень привлекательной для политиков-управленцев. 14% опрошенных считают, что пост премьер-министра имеет средний уровень привлекательности для дальнейшего роста некоторых политиков.
ДИАГРАММА 1. – ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА КАЗАХСТАНА (%)

Опрос показал, что у экспертов есть конкретные требования к образу идеального кандидата на пост премьер-министра. В первую очередь, будущий премьер должен быть самостоятельным и иметь собственные взгляды. Данные черты необходимы как в реалиях кризиса, так и после него, для успешной реализации собственных инициатив. Кроме этого, будущему премьеру, как главе исполнительной власти очень важно быть ответственной персоной для эффективного исполнения тех или иных государственных задач. В ходе опроса эксперты отметили важность профессионализма и решительности при исполнении должностных обязанностей премьер-министра: "профессионализм в качестве управленца и решительность в плане инициатив позволяет принимать и реализовывать ключевые и неординарные решения". Кроме вышеперечисленных характеристик, чрезвычайно важными в условиях кризиса также рассматриваются навыки кризис-менеджера и принципиальный характер. Среди редких вариантов ответа, объединенных в вариант "другой", предлагались и такие, как: "способность сбалансировать интересы общества, бизнеса и государства", "готовность пожертвовать репутацией ради реформ", "последовательность".
ДИАГРАММА 2. – ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЛЯ КАНДИДАТА НА ПОСТ СЛЕДУЮЩЕГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА СТРАНЫ (открытый вопрос, %)

В большинстве случаев будущий премьер-министр страны видится экспертам человеком в возрасте от 46 до 55 лет (52%). 18% участников опроса отдают предпочтение кандидату в возрасте от 55 до 63 лет. Еще меньше экспертов (11%) допускают кандидатуру из молодого поколения (35-45 лет). 16% участников отметили, что возраст не имеет значения для назначения на должность премьера.
ДИАГРАММА 3. – ВОЗРАСТ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)

Что касается образовательного бэкграунда, то по трети экспертов считают, что кандидату на пост главы Правительства следует иметь экономическое или техническое образование (39% и 32% соответственно). Более 10% участников опроса отдают предпочтение кандидату с гуманитарным или техническим образованием. По мнению экспертов, политики с сельскохозяйственным и финансовым образованием еще меньше подходят роли премьер-министра страны. Каждый третий участник опроса (36%) считает, что полученное образование не имеет принципиального значения для премьера.
ДИАГРАММА 4. – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЭКГРАУНД ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)

Важным представляется наличие у кандидата на пост премьер-министра наличие управленческого опыта на разных уровнях государственного управления. По мнению большинства экспертов, следующему премьер-министру принципиально важно иметь опыт работы на региональном уровне (82%). Также немаловажен опыт в отраслевом управлении (68%) и в центральных органах власти (68%). Менее трети экспертов (по 30%) обратили внимание на важность наличия у кандидата опыта работы в корпоративном секторе и бизнес-структурах. Опыт работы в некоммерческом секторе, будь то международная организация, общественная организация или академическая структура, по мнению экспертов, не имеет высокой ценности для кандидата в премьеры.
ДИАГРАММА 5. – ОПЫТ РАБОТЫ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)

Большинство опрошенных отмечает, что при назначении нового премьера, его партийная принадлежность не важна (66%). Каждый пятый эксперт считает, что премьер не должен иметь партийную идентификацию. Около 10% участников опроса видят на посту главы Правительства только людей из партии "Нұр Отан". Другие действующие политические партии не были упомянуты в связи с партийной принадлежностью идеального премьер-министра.
ДИАГРАММА 6. – ПАРТИЙНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)

Что касается социального статуса будущего премьер-министра, 41% участников опроса не считает этот аспект значимым. Каждый четвертый участник опроса считает, что премьером может стать только действующий политик из центрального аппарата или министерского уровня (27%). Судя по ответам экспертов, другие ниши – крупный бизнес, МИО, корпоративный сектор, НГО – вряд ли могут стать бассейном рекрутирования премьера.
ДИАГРАММА 7. – СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)

Эксперты достаточно демократично относятся к месту рождения кандидата на премьерский пост: потенциально он может быть выходцем из любого региона Казахстана, с небольшими исключениями. При этом несколько чаще местом рождения назывался Алматы. В то же время, около 40% участников экспертного опроса не стали содержательно отвечать на вопрос по причине малой значимости данного фактора.
ДИАГРАММА 8. – РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)

По мнению каждого третьего эксперта, лучшим вариантом было то, что премьер-министра страны оставался нейтральным по отношению к сформировавшимся в стране кланам. Это позволит будущему премьеру самостоятельно действовать и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Что касается оценок удаленности кандидата от двух центров принятия решений в стране – "Библиотеки" и Акорды – наблюдается интересная картина. Около 7% экспертов считают, что следующий премьер должен уметь балансировать между двумя полюсами политической власти. Такая же доля экспертов видит идеальным максимальную лояльность кандидата Елбасы. И такая же доля экспертов считает, что премьером должен быть политик из команды действующего Президента.
ДИАГРАММА 9. – ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАН ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)

Согласно оценкам экспертов, для кандидата на должность премьер-министра одинаково важно быть узнаваемым как в республиканском масштабе, так и в профессиональных кругах. Шансы кандидатов, известных только на местном уровне, можно считать мизерными. Около 10% экспертов отмечают, что известность политика не является важным критерием для эффективной работы на посту главы Правительства.
ДИАГРАММА 10. – УРОВЕНЬ ПУБЛИЧНОСТИ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)

Итак, вырисовывается следующий собирательный "идеальный образ" премьер-министра для Казахстана, по версии экспертов. Это человек, имеющий собственные взгляды, ответственный, компетентный и решительный политик в возрасте 46-55 лет, имеющий базовое экономическое или техническое образование, прошедший горнило работы на региональном и центральном уровнях управления, знающий отраслевую деятельность, вне зависимости от партийной принадлежности, предпочтительно нейтральная фигура с точки зрения клановой принадлежности, при этом одинаково узнаваемый, как на республиканском уровне, так и в профессиональных кругах. Кого из казахстанских политикой эксперты рассматривают в качестве кандидатов на пост премьер-министра, читайте в следующем материале...
---
Пост премьер-министра: между идеалом и прагматикой ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия", 22 июля
Отбор кандидатур на пост премьер-министра страны в ходе экспертного опроса был осуществлен в два этапа. На первом этапе на вопрос анкеты по кандидатуре ответили 42 эксперта из 44 участвовавших в опросе, на основе мнений которых был составлен первоначальный список претендентов на пост премьера. На втором этапе был предложен закрытый список для отбора из 15 персон, сформированный по итогам первого этапа. В этот раз на вопрос анкеты ответили 30 экспертов. На Диаграмме 1 представлены сравнительные результаты двух опросов. Вызывают интерес существенные различия в двух рейтингах кандидатов, а именно: очевидным становится победа прагматизма при выборе кандидата на пост премьера из закрытого списка и рассуждения в свободной форме о том, кто в идеале мог бы возглавить Правительство. Так, на первом этапе (на уровне рассуждений) чаще других назывались секретарь Совета безопасности Асет Исекешев и первый вице-премьер Алихан Смаилов. Результаты второго опроса (закрытый список) не подтвердили лидерства этих персон. В качестве кандидатов на пост премьер-министра в этом случае чаще других назывались первый заместитель председателя партии "Нур Отан" Бауыржан Байбек и председатель КНБ Карим Масимов. Кроме этих двух кандидатур, сравнительно высокие показатели у Исекешева, спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина и экономиста Ораза Жандосова.
ДИАГРАММА 1. – СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПО КАНДИДАТАМ НА ПОСТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА (%)

В Таблице 1 представлены ответы на открытый вопрос, почему экспертом был назван тот или иной кандидат на пост премьер-министра страны. Как видим, среди главных качеств всех кандидатов назывались способность быть антикризисным менеджером, наличие разнообразного опыта работы, высокие амбиции, требовательность и управленческо-организаторские способности.
ТАБЛИЦА 1. – ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ИМЕННО ЭТОТ ПОЛИТИК ВОСТРЕБОВАН В КАЧЕСТВЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА? (фамилии выставлены в порядке рейтинга; по итогам обработки ответов на открытый вопрос)
ФИО кандидата | Аргументы | Бауыржан Байбек | - Хороший антикризиcный менеджер; - Беспокоится о народе; - Потому что проявил себя, как идеолог и организатор в первый приход к руководству партией "Нур Отан". И оказался хорошим хозяйственником, что показало акимство в Алматы; - Свежий еще - не тащит за собой кучу обязательств; - Байбек жаждет реванша. Он шел вторым кандидатом на пост второго президента | Карим Масимов | - Его все боятся: - Устроит оба центра власти; - Кризис-менеджер государственного уровня, знание реальной ситуации в стране, исполнительская дисциплина подчиненных будет значительно выше за счет авторитета и влиятельности; - Имеет опыт; - Оригинальность мышления; - Буферная фигура на переходный период. Пока радикального ставить нельзя; - Дважды имел опыт руководства правительством, с относительно неплохими результатами; - Длительное руководство КНБ тем или иным человеком - нежелательно. | Асет Исекешев | - Лоялен к Елбасы и Президенту; - Имеет положительный общественный бэкграунд; - Не входит в нынешний состав Правительства; - Относительно молод; - Поднимать промышленность надо: ради новых рабочих мест и спасения экономики; - Опыт (в том числе неуспешный) и родственные связи | Нурлан Нигматулин | - Для текущего момента у него нужные характеристики - въедливость, руководящий опыт на уровне страны и региона; - Сильный политик, орговик, опыт и партийный, и региональный, и правительственный; - Сильное качество – дисциплина; - Требовательный и настойчивый | Ораз Жандосов | - Профессиональный бэкграунд; - Единственный из списка, кто внушает хоть какое-то доверие; - По причине более низких позиций других перечисленных кандидатов: на их фоне Жандосов смотрится свежее, по крайней мере, он не причисляется к людям "у руля", "доруливших" страну до текущей ситуации; - Проблемы носят системный характер, и их сменой состава правительства не решить. Жандосов не как персона, а как символ необходимости изменений в системе. | Канат Бозумбаев | - На посту министра показал результаты работы; - Имеет опыт и навыки кризис-менеджера | Ерболат Досаев | Циничный, умеет делать работу и блюсти собственные интересы; - Хороший специалист в области монетарной политики и руководил министерством здравоохранения | Крымбек Кушербаев | Понимание социальных проблем и умение решать поставленные задачи | Айкын Конуров | Открытый, не замешан в скандалах | Сауат Мынбаев | Технический менеджер, опыт реформатора на сложных участках работы | Бердибек Сапарбаев | Производственник с большим опытом работы в регионе, знающий социальную сферу | Другой кандидат. Запрос на "новое лицо" Кайрат Мажибаев | - Нужны абсолютно другие взгляды на будущее, начиная с идеологии заканчивая экономикой; - Есть недоверие среди населения к старым кадрам; - Нужно новое и свежее лицо, обновление; - Человек не старше 40 лет | Правительству необходимы не политики (даже технократы), а предприниматели. Мажибаев имеет богатый и успешный опыт в частном бизнесе. Он понимает, как должна быть в принципе устроена экономика, и знает, как устроена казахстанская экономика. Мажибаев равноудален от крупных финансово-промышленных групп. | Нет никакой разницы | Ключевые решения принимаются не на уровне правительства. Полномочия премьер-министра серьезно ограничены, поэтому фактически любой управленец, пользующийся авторитетом у групп влияния, согласный работать не на себя, а на страну, и готовый к реальной работе, может выполнять функции премьер-министра эффективно. |
|