Евгений Косенко, turanpress.kz, 10 декабря
Система здравоохранения столицы традиционно является образцово-показательной (что, в общем не удивительно, так как до недавнего времени общая сумма ассигнований из разных источников на развитие столичной медицины могла вдвое превосходить бюджет здравоохранения Алматы). Так что, и отчеты столичных градоначальников в части обеспечения здоровья населения, вполне предсказуемо выглядели предельно оптимистично и жизнерадостно. – Нами разрабатывается концепция развития столичного здравоохранения "Астана – город здоровых людей", – радовал горожан в феврале 2018 года аким Асет Исекешев. Этот посыл звучал весьма актуально, так как незадолго до отчетного мероприятия своей статистикой поделился тогдашний руководитель управления здравоохранения Астаны Камалжан Надыров: – Ежедневно в столице госпитализируются более 400 граждан, вызывают скорую помощь 1,5 тысячи человек. Каждый день в поликлиники города обращаются около 8,5 тысячи человек. Ежедневно местными хирургами проводится более 120 сложнейших операций... А министерство труда и социальной защиты опубликовало данные, согласно которым за последние три года количество инвалидов в столице в среднем увеличивается на 10% ежегодно. В общем, здоровье астанинцам действительно требовалось. Для его улучшения, согласно данным акима, в частности повысилась шаговая доступность к объектам здравоохранения, был запущен единый медицинский информационный Сall-центр, продолжен проект "SMART-медицина", предусматривающий внедрение новых технологий, электронных паспортов здоровья и удаленного клинического мониторинга заболеваний. И это уже не говоря о введении в строй больших и малых объектов здравоохранения - от тубдиспансера на 500 койко-мест до врачебной амбулатории в жилом массиве "Пригородный". Стоит упомянуть и успешную модернизацию службы "скорой медицинской помощи": – Закуплено 49 единиц скорой медицинской помощи, по городу работают 14 подстанций скорой медицинской помощи, начиная с этого года четверую категорию вызовов обслуживают поликлиники города, для этого они оснащены санитарными автомашинами, все это позволило сократить время прибытия скорой помощи до 8-10 минут. Что же до перспектив, то и они, по словам Асета Исекешева, были весьма неплохими: – В ближайшие три года запланировано открытие девяти объектов здравоохранения, в том числе с привлечением частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. В целях развития кадрового потенциала планируется обучить порядка 8000 медицинских работников как внутри страны, так и за ее пределами. Также, запланировано обучение медицинских сестер по программам менеджмента сестринского дела в Школе медицины Назарбаев Университета. Это будет способствовать дополнительному импульсу развития оказания медицинской помощи на уровне среднего медицинского персонала… Примерно на той же мажорной ноте перечислялся и ряд других успешных показателей, так что, вкупе с полным отсутствием в отчете образца 2018 года какой-либо критической информации, создавалось впечатление о том, что еще немного усилий, и намеченная программа "Астана-город здоровых людей" вообще будет выполнена максимально эффективно и может быть даже досрочно… (Забегая чуть вперед, отмечу, что в последующие годы об этой программе уже практически не вспоминали. Возможно, она продолжает находиться в разработке, а может сменилась другими, еще более актуальными программами и направлениями развития…) Через год о положении дел в столичном здравоохранении горожанам рапортовал уже новый аким Бахыт Султанов. В отличие от своего предшественника, Быхыт Турлыханович для начала осторожно заметил, что "наряду с несомненными достижениями, имеется ряд системных проблем сферы здравоохранения, над которыми необходимо работать…" Более подробно о "ряде системных проблем" аким Султанов рассказывать не стал, но кое-что из "системной проблематики" было озвучено буквально накануне отчетного мероприятия все тем же главой столичного управления общественного здравоохранения Камалжаном Надыровым: – Почти 90 процентов астанчан недовольны работой поликлиник. Жалобы в основном поступают на длинные очереди и плохие условия в медучреждениях. Отныне, главврачи столичных больниц и поликлиник будут ежемесячно отчитываться перед населением. Первая подобная встреча пройдет уже в феврале. Такими мерами мы планируем бороться с накопившимися проблемами… Таким образом, произошло своеобразное "разделение труда". О проблемах и способах их устранения велено было рассказывать самим медикам, а городское начальство получило возможность по-прежнему больше сосредотачиваться на общем позитиве. Тем более, что такового согласно докладу за год накопилось немало. – Акиматом уделяется огромное значение развитию нашей медицины, – информировал собравшихся Бахыт Султанов. – В результате мы добились увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения Астаны до 76,2 лет, что выше среднего показателя по стране на 3,2 года. Достичь этого удалось благодаря повышению рождаемости и снижению общей смертности. В среднем в Астане снизилась смертность более чем на 10%. И среди приоритетов на 2019 год также значится уменьшение смертности… Затем, зашла речь о новинках и достижениях в системе медицинских учреждений. – Больницы и медцентры Астаны – номер один в стране. Каждый пятый пациент столичных клиник приезжает из регионов нашей страны. Мы открыли третий Инсультный центр, отделение катамнеза, это место, где выхаживают недоношенных детей. Но важнее всего – это спасение 15 рожениц путем реорганизации и объединения больниц. Что касается инноваций в области медицины, то уже сегодня внедрены кареты скорой помощи которые начинают управлять светофорами, экспериментальные "браслеты здоровья", и электронные паспорта здоровья для горожан. Далее слушатели узнали о реализации еще одной медицинской программы "Доктор у дома". Как пояснил градоначальник, идея этого проекта заключается в том, чтобы использовать первые этажи жилых домов для создания сети компактных лечебных амбулаторий. Согласно задумке, единые учреждения должны быть доступны для любого жителя максимум в 20 минутах ходьбы. И как особо отметил аким: "Благодаря данному проекту, на строительстве лечебных амбулаторий мы сэкономили восемь миллиардов тенге, до 2023 года планируется сэкономить еще 15 миллиардов. До конца 2019 года, в городе планируется открыть 20 подобных медицинских объектов". Ну и помимо всего прочего был затронут вопрос о повышении зарплат медицинским работникам, (правда, несколько туманно): – Повышение зарплат участковым врачам, содействие в решении жилищных проблем и многое другое – это по социалке этой сферы. Отдельно про поддержку медиков не говорю, потому что они включены в другие сферы господдержки граждан… Как и положено, в течение года обозначенные планы воплощались в жизнь. Но, к сожалению, выполнить удалось не все. Например, в отчете городской ревизионной комиссии "Об исполнении бюджета города Нур-Султан за 2019 год", говорится о том, что в организациях первичной медико-социальной помощи по-прежнему ощущается дефицит узких специалистов. Кроме того, "Анализ стационарной и стационарзамещающей помощи населению показал, что имеет место дефицит коечного фонда, в результате чего госпитализация осуществляется на дополнительных, так называемых "приставных" койках (в палатах). При этом из года в год потребность в расширении койко-мест стационарной помощи растет. Указанный факт необходимо учитывать при планировании дальнейшего развития сети организаций столицы, оказывающих стационарную и стационарзамещающую помощь…" Учитывать и устранять замечания пришлось уже акиму Алтаю Кульгинову. – В прошлом году в Нур-Султане не хватало почти 500 врачей. Наполовину этот вопрос удалось решить, – рапортовал Алтай Кульгинов в ходе своего отчетного мероприятия прошедшего 12 февраля 2020 года. – Чтобы привлечь в столицу специалистов, разработали комплекс мер: постарались обеспечить общежитием, выдавали сертификаты на один миллион тенге для первоначального взноса, чтобы можно было приобрести жилье в ипотеку… Чуть позже эксперты и наблюдатели сопоставили эти цифры с последним отчетом управления здравоохранения столицы, согласно которому, в Нур-Султане остро не хватает еще и 800 работников среднего медперсонала – медсестер, фельдшеров, зубных техников. И по мнению специалистов, эту нехватку вряд ли удастся решить предложенными акиматом мерами, поскольку на среднюю зарплату медсестры в столице, (а это всего лишь 80–120 тысяч тенге, если это не медсестра в операционной, у которой иные ставки и коэффициенты) будет трудно приобрести жилье даже с сертификатом в миллион тенге… Впрочем, тогда в подобные нюансы еще никто не вдавался, а сам Алтай Кульгинов предпочел сосредоточиться на реализации уже знакомого нам проекта "Доктор у дома": – По программе "Доктор у дома" в столице открыли 12 медучреждений в тех участках города, которые находились далеко от поликлиник и больниц. Их число увеличат в этом году. В больших домах на первых этажах мы открываем такие объекты: поликлиники, реабилитационные центры и участковые пункты полиции… Немного поговорили и о нуждах "скорой помощи": – Большую поддержку получила служба "скорой помощи". В начале прошлого года у нее было 84 автомобиля, причем изношенность составляла 63%. За год для медиков приобрели 52 автомобиля и сократили время среднего доезда до пациента с 15 до 12 минут. Медики задают вопросы: во время экстренных выездов перед ними встают препятствия: шлагбаумы, домофоны, карточки в лифтах. Мы хотим сделать для них универсальные пульты, чтобы у них не было этих барьеров… Здесь, можно отметить некоторую несостыковку данных акима Кульгинова с данными одного из его предшественников акима Исекешева. Ведь в отчете градоначальника, озвученном в 2018 году, уже говорилось о том, что время ожидания скорой помощи составляет не более 8–10 минут. Да и благодаря количеству закупленных тогда автомашин (49 единиц) степень износа автопарка вроде бы не должна составлять 63 процента… Хотя, возможно, это уже такие не существенные нюансы, на которые в условиях общих побед и достижений в столичной сфере здравоохранения просто не стоит обращать особого внимания. Тем более, что согласно общему шаблону отчетных докладов, ораторам предстало переходить к несколько более проблемным участкам работы. Например, таким, как образование и социальное обеспечение горожан…
(Продолжение следует) |